Файл: Документирование и инвентаризация (Работа контрольно–ревизионного отдела предприятия ОАО « Белшина»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальной проблемой для развитиякаждого предприятия на современномпериоде является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рациональное и экономическое использование, предупреждениенепроизводственных расходов сырьевых, топливных и прочих материальных ценностей. А одним наиболее важным средством контроля над сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой контролируется сохранность ценностей и сверяется фактическое их наличие с данными по бухгалтерскому учету.

Инвентаризация имущества и обязательств предприятийвыступаеткак одна из необходимых процедур системы внутреннего контроля, но является и неизбежным элементом учетной политики предприятий.

Инвентаризация позволяет проконтролировать соблюдение правила и условиясохранности материальных ценностей, денежных средств, ведения складского хозяйства и реальности данных учета, содержания и эксплуатации машин, оборудования, других объектов основных средств предприятия, а также в значительной степени предупреждает такое отрицательное явление, как хищение имущества работниками предприятия.Инвента­ризация как метод бухгалтерского учета насчитывает не менее шести тысяч лет, однако само слово "ин­вентаризация" появилось в 1931 г. в журнале "Вестник Академии наук" (№ 8). До этого пользовались дру­гими терминами: проверка, пере­счет, учет, переучет и т. п.

Инвентаризация — это не что иное, как средство установления истины в данных бухгалтерского учета. Первичные документы несут информацию о случившихся фактах хозяйственной жизни. Однако бухгалтер оказывается отделен от этих фактов барьером первичной документации. Потомуинвентари­зация разрешает бухгалтеру проконтролироватьточность и полнотуотображения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни.

Главной задачей курсовой работы является определить роль и значение инвентаризации. Во второй главе рассматривается порядок проведения инвентаризации, а также документальное оформление и отражение результатов в учете на примере производственного объединения ОАО "Белшина" .

Основным источником практического материала, использованного при написании работы, являются отчетные данные, методические разработки, плановые расчеты и отчеты ОАО «Белшина».


1 ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. ВИДЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

1.1 Понятие, цели и периодичность инвентаризации

Суть инвентаризации состоит в том, что наличие тех или иных объектов определяются с помощью их визуального изучения путем обследования, измерения, взвешивания и пересчета. Данные наличия хозяйственных средств регистрируются в инвен­таризационных описях и в сличительных ведомостях сверяют с данными по бухгалтерскому учетудля установления (выявления) недостач или излишков средств. Инвентаризациюпроводят так­же по дебиторской и кредиторской задолженности предприятия с целью установления их достоверности. При помощи инвентаризации определяют состояние и правильность оценки имущества в бухгал­терском учете и отчетности. Инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.).

Одним из основных требований к бухгалтерскому учету является требование реальных его показателей. Между тем данные учета часто расходятся с реальностью, что быть обеспечено естественными причинами (изменение веса, качества, потери при хранении, транспортировке), неточностями при приемке или отпуске ценностей, ошибками в учете, злоупотреблениями.

Для обеспечения достоверности бухгалтерскихданных предприятия должныпроводить инвен­таризации имущества, состояние и оценкуиму­щества и обязательств.

Инвентаризация средств (активов) и источников (пассивов) — это ревизия в натуре и документальное подтверждение фактического наличия средств (активов) и их источников (пассивов), выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

К инвентаризуемым активам относятся:

•внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, вложения во внеоборотные активы (в том числе незавершенное строительство), прочие внеоборотные активы);

•оборотные активы запасы и затраты в том числе сырье, материалы покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; конструкции и детали; топливо; тара и тарные материалы; запасные части; прочие материалы, переданные в переработку на сторону. Незавершенное производство и полуфабрикаты, расходы на реализацию ,в том числе товары на складах, товары в розничной торговле. Расходы будущих периодов, прочие запасы и затраты;


•дебиторская задолженность; расчеты с учредителями; денежные средства; финансовые вложения; прочие оборотные активы.

К инвентаризуемым обязательствам организации относятся:

•долгосрочные кредиты и займы;

•краткосрочные кредиты и займы;

•кредиторская задолженность;

•задолженность перед учредителями;

• резервы предстоящих расходов;

• прочие виды обязательств.

Основными целями инвентаризационной работы являются:

•полнота, правильность и своевременность отображения фактического наличия и состояния ценностей;

•правильность и своевременность выявления результатов провер­ки ценностей и их отражение в учете.

В целях обеспечения своевременного и полного проведения инвен­таризации главный бухгалтер должен составить план-график про­ведения инвентаризаций, который заключаетсяв двух частях:

  1. график плановых инвентаризаций;
  2. график внеплановых (внезапных) проверок наличия основных средств, материальных ценностей, скота и птицы.

По объему совокупности объектов учета выделяют сплошную и выборочную инвентаризацию.

Сплошной считается инвентаризация, при которой подвергают­ся осмотру, пересчету и т. д. в все объекты данного вида. Сплошной инвентаризации подвергаются денежная наличность кассе, наличие ценных бумаг, денежных документов, отдельных ма­териально-производственных ценностей.

Выборочной является инвентаризация, при которой подверга­ются осмотру, пересчету, взвешиванию части объектов данного вида. Выборочные инвентаризации используют при осмотре объектов фактически выполненных работ для выявления их реальности, уста­новления сохранности отдельных товарно-материальных ценнос­тей.

В зависимости от полноты охвата имущества и обязательств организации различают полную и частичную инвентаризацию.

Полная инвентаризация — это ревизия в натуре полного имущества, как относящегося организации, и принятого на ответствен­ное хранение, в переработку, а также всех прав и обязательств. Она проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при реорганизации предприятия. Ее называют годовой (обязательной) инвентаризацией. Полная инвентаризация распространяется на все без исключения товарно-материальные ценности и денежные средства, расчеты и статьи баланса, особенно на сальдо по счетам: 97 «Расходы будущих периодов»,96 «Резервы предстоящих расходов», 98 «Доходы будущих периодов».

Частичной инвентаризацией является каждая отдельная проверка в натуре объектов определенных видов, например инвентаризация материалов на складе, инвентаризация денежных средств в кассе и др.


Периодичность и объем инвентаризаций.

По периодичности проведения инвентаризации бывают текущие и перманентные (постоянные, непрерывные).Перманентная (непрерывная) инвентаризация проводится в со­ответствии с внутренним планом работы в течение календарного года по отдельным видам имущества на разные даты.

♦ По перечню решаемых вопросов различают комплексные и тема­тические инвентаризации.

♦ По содержанию выделяют инвентаризацию ресурсов и инвента­ризацию процессов. Инвентаризация ресурсов означает проверку в натуре имущества организации. Инвентаризация процессов представляет собой проверку в нату­ре отдельных моментов процессов кругооборота средств органи­зации.

Инвентаризация проводится: обязательно в соответствии со ст. 12 «Инвентаризация имущества и обяза­тельств» Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и от­четности»:

•при передаче имущества государственного унитарного предприя­тия в аренду, его купле-продаже;

•при реорганизации или ликвидации (упразднении) организации;

•перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

•при смене руководителя организации (учреждения) или матери­ально-ответственного лица;

•при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;

•в случае возникновения непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;

•в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

- по решения руководителя организации;

- по решению контролирующих органов или ревизионной группы в ходе проведения проверки в порядке, установленном законодательством;

- при коллективной (бригадной) материальной ответственности, в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а так же по требованию одного или нескольких членов бригады.

1.2 Учет и документальное оформлениедвижения продукции на складе

Движение готовой продукции производится на основании "Положения по учету движения и хранению продукции".

Выпускаемая продукция, прошедшая окончательный контроль и принятая управлением технического контроля, предназначенная для реализации сторонним организациям, сдается цехами-изготовителями только на склады готовой продукции.


Готовая продукция поступает из цехов на склады по приемо-сдаточным накладным, оформленным в порядке, установленном Законом Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.

Данные приемо-сдаточных накладных регистрируются кладовщиками складов готовой продукции в журналах учета готовой продукции.

При сдаче готовой продукции на склады производится оформление приемо-сдаточных накладных в двух экземплярах с периодичностью не реже 4 (четырех) часов.Общее количество продукции, сданной на склад по приемо-сдаточной накладной, проставляется как цифрами, так и прописью.

Незаполненные строки приемо-сдаточной накладной в обязательном порядке прочеркиваются.На каждой приемо-сдаточной накладной проставляются штампы цеха, сдающего продукцию, и склада, её принимающего.Приемо-сдаточная накладная подписывается старшим мастером цеха, кладовщиком склада готовой продукции, контролером ОТК.

Все личные подписи должны быть сделаны собственноручно (проставление подписей под копировальную бумагу не допускается) и иметь расшифровку (фамилию, инициалы, должность лица, её проставившего). Контролер ОТК ставит также свой штамп на накладной.

Готовая продукция, принятая на склады готовой продукции хранится отдельно по ассортименту (типоразмером, моделью, нормой слойности, исполнением и отбором ОТК) в местах, специально отведенных для ее хранения, а также с учетом требований пожарной безопасности и обеспечением свободного доступа для ее пересчета.

Операции по поступлению, возврату готовой продукции из цеха в склад и из склада в цех, а также реализации продукции сторонним организациям оформляются следующими первичными документами:

• По поступлению - приемо-сдаточной накладной;

• По расходу — товарно-транспортной (товарной) накладной, накладной на внутреннее перемещение;

• По возврату из склада в цех - приемо-сдаточной накладной с отметкой «возврат»;

• По возврату от покупателя - приходным ордером с приложением товарно-транспортной (товарной) накладной на возврат.

Первичные документы, как по приходу, так и по расходу готовой продукции, выписываются на несколько номенклатурных позиций (многострочные).

Цех-изготовитель выписывает приемо-сдаточную накладную в двух экземплярах. Один экземпляр остается в цехе, второй передается в склад готовой продукции,

В приемо-сдаточной накладной должны быть заполнены все обязательные реквизиты первичного учетного документа.

Общее количество продукции, сданной на склад по приемо-сдаточной накладной, проставляется как цифрами, так и прописью.