Файл: Инвестиционная политика РФ в современных условиях (Анализ инвестиционной политики России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По данным таблицы видно, что в 2015 г. итоговый ранг России составил 112 баллов, что на 20 п. выше показателя 2015 г. На наш взгляд, несмотря на то, что этот рейтинг отличается конкретностью и характеризует уровень барьеров в основных сферах деятельности бизнеса, будет недостаточно только увеличения ранга России для реального улучшения инвестиционного климата, тем более, что другие рейтинги, например индекс экономической свободы и восприятия коррупции, свидетельствуют о тенденциях, неблагоприятных для инвесторов.

2. Рейтинг стран мира по уровню благоприятных условий ведения бизнеса в 2014–2018 гг. (Business Environment Rankings 2014–2018)[30] измеряет качество или привлекательность бизнес-среды в 82 странах, охваченных исследованием. Модель рейтинга состоит из 10 базовых критериев, включая политическую и макроэкономическую стабильность, рыночные возможности, политику в отношении свободного предпринимательства и конкуренции, политику по отношению к иностранным инвестициям, внешнеэкономический и валютный контроль, налогообложение, финансовая структура, рынок трудовых ресурсов и инфраструктуру. Каждая категория содержит ряд показателей, которые оцениваются в рейтинге за последние 5 лет, по ним же составляется прогноз на 5-летнюю перспективу.

Таблица 4

Место России в рейтинге Business Environment Rankings

Год составления

Рейтинг России

Количество стран в рейтинге

2009-2013

59

82

2014-2018

60

82

3. Индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom)[31]. В 2016 г. составлялся двадцатый раз независимой организацией The Heritage Foundation, которая не пользуется государственной поддержкой. Данный индекс предполагает анализ экономик мира по 10 индексам, объединенным в 4 группы. Индекс изменяется от 0 до 100, где 100 соответствует максимальной свободе. Страны, имеющие индекс от 80 до 100, относятся к свободным; от 70 до 79,9 — к преимущественно свободным; от 60 до 69,9 — к относительно свободным; от 50 до 59,9 — к преимущественно несвободным; ниже 50 — к странам с подавленной свободой. Сведения о динамике значений составляющих индексов и итогового индекса экономической свободы России приведены в табл. 6.

Таблица 6

Составляющие рейтинга по группам индексов и ранг России


по Index of Economic Freedom за 2014 и 2015 гг.[32]

Группа

Индексы

Значение индексов

2014

2015

Законность

Обеспечение права собственности

25,0

25,0

Свобода от коррупции

24,0

22,1

Размер государственного участия в экономике

Фискальная свобода

86,9

85,6

Государственные расходы

54,4

61,5

Эффективность национального законодательства

Свобода в области бизнеса

69,2

70,0

Свобода в области трудовых отношений

52,6

55,8

Свобода в денежной сфере

66,7

69,4

Открытость рынков

Свобода в области торговли

77,4

74,6

Инвестиционная свобода

25,0

25,0

Финансовая свобода

30,0

30,0

Итоговый ранг (значение индекса)

139
(51,1)

140
(51,9)

В 2015 г. составители индекса сделали вывод о том, что экономическая свобода в России находится в состоянии застоя, так как за 20-летнюю историю индекса он повысился менее, чем на 1.

Заметные улучшения свободы в области торговли и свободы в денежной сфере происходят на форе существенного снижения инвестиционной и финансовой свободы, свободы в области бизнеса и обеспечения прав собственности, что делает экономику России «в основном несвободной». В числе причин такого положения названы недостаточная правовая база, кумовство и коррупция, поразившая всю экономику, политические репрессии, зависимость государственного бюджета от экспорта природных ресурсов, слабая защита частной собственности, уязвимость судебной власти (подверженность политическому давлению, непоследовательность в применении закона), устаревший Трудовой кодекс РФ, ограничивающий рост занятости и вмешательство государства в экономику (большое количество государственных предприятий в некоторых секторах экономики, в том числе в финансовом секторе, обширные субсидии, применение экспортных пошлин на нефтепродукты и других средств, чтобы влиять на цены на внутреннем рынке).


Таким образом, по оценкам международных экспертов индекс экономической свободы находится на очень низком уровне и достаточно четко выделяет наиболее слабые звенья инвестиционного климата России, в том числе не улавливаемые рейтингом «Doing Business».

4. Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) рассчитывается по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum), основанной на комбинации статистических и динамических компонент: официальных данных и результатов глобального опроса руководителей компаний. При расчете индекса выделено 3 субиндекса: базовые требования, усилители эффективности и инновационный фактор, которые включают 12 столпов конкурентоспособности, объединяющих 114 показателей, характеризующих национальную конкурентоспособность.

Таблица 8

Место России в рейтинге The Global Competitiveness Index[33]

Год составления

Рейтинг России

Количество стран в рейтинге

2012-2013

67

144

2013-2014

64

148

Россия в 2016 г. поднялась в рейтинге с 67 до 64 места. Соседями страны в списке на этот раз оказались Венгрия (63 место) и Шри-Ланка (65). В докладе отмечается, что по сравнению с 2015 г. положение России улучшилось во многом за счет макроэкономических факторов. Благодаря низкому уровню государственного долга и сохраняющемуся профициту бюджета страна за 2016 г. поднялась в этом разделе рейтинга с 22 на 19 место. Несмотря на то, что российская экономика сейчас балансирует на грани рецессии, пока ее макроэкономические показатели выгодно отличаются от показателей ряда других стран.

К сильным сторонам российской экономики авторы доклада также отнесли высокую распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры и значительный объем внутреннего рынка. Однако воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов (118 место), недостатоточный инновационный потенциал (78), неэффективная антимонопольная политика (116), неразвитость финансового рынка (121), низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг (135) и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе (132 место). Как и в 2013 г., ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту конкурентоспособности.


Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперед Эстонию (32 место), Литву (48), Азербайджан (46), Казахстан (50) и Латвию (52). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Грузия (72 место), Армения (79), Украина (84, снижение на 11 позиций), Молдова (89) и Кыргызстан (121).

Можно сделать вывод о том, что достижение определенного рейтингового места, используемого в качестве индикатора в официальных документах, не будет способствовать реальному улучшению ситуации, поскольку нами было показано, что повышение ранга России в одном рейтинге сопровождается сохранением низкого места в других.

2.2. Факторы, ухудшающие инвестиционный климат России

Рассмотрим ряд причин, ухудшающих инвестиционных климат России.

1.Высокий уровень коррупции.

Индекс восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index) обеспечивает ранжирование государств по уровню совокупной коррумпированности, то есть учитывает разные виды и формы коррупции, что обеспечивается самим способом построения индекса.

Таблица 9

Место России в рейтинге The Corruption Perceptions Index[34]

Год составления

Рейтинг России

Количество стран в рейтинге

2015

133

176

2016

127

177

Несмотря на снижение в 2016 г. на 6 баллов, Россия в 2016 г. находится на 127 месте по индексу коррупции из 177 стран, охваченных исследованием.

2.Сложность открытия и ведения бизнеса. Как указывалось выше, в ежегодном рейтинге по благоприятным условиям ведения бизнеса DoingBusiness (составляется Всемирным банком и IFC) за 2016 г. Россия поднялась со 112 на 93 место. Стремительный скачок нашей страны сразу на 19 пунктов позволил России войти в тройку лидеров по темпам улучшения деловой среды. К слову, ближайшими «соседями» по рейтингу оказались Барбадос и Сербия.

Исследование Всемирного банка включает в себя оценку страны по 10 показателям: налогообложение, регистрация собственности, получение разрешений на строительство и другим критериям. По трем параметрам (защита инвесторов, разрешение неплатежеспособности и кредитование) Россия показала худшие результаты, чем в 2014 г. В любом случае, 93-е место – это по-прежнему очень далеко от ТОПа. Кроме того, вряд ли оценку Всемирного банка можно назвать объективной, ведь данное исследование проводится лишь в столицах (в нашем случае, соответственно, в Москве). А ведь разница в доходах Москвы и, например, Ингушетии составляет 40 раз. Эксперты Всемирного банка подчеркивают высокую бюрократизацию всех важных процедур в бизнес-сфере. Так, например, для строительства здания в России необходимо собрать более 50 документов (в Сингапуре разрешительных документов понадобится всего 11). Для улучшения ситуации нужно, как минимум, уменьшить время регистрации форм и разрешить осуществлять операции через Интернет.


3.Противоречивость и количество законодательных актов. Запутанность отечественной законодательной базы известна далеко за пределами нашей страны. Скажем, Конституция – самый важный документ любого государства, в России содержит 137 статей (для сравнения, в Конституции США всего 7 статей и 27 поправок)[35].

4. Высокий уровень экономической преступности. В нашей стране уровень экономической преступности (в том числе, и киберпреступлений) гораздо выше среднемирового и среднеевропейского показателей. В такой ситуации доверять свои деньги недостаточно защищенным компаниям захочет далеко не каждый инвестор.

Среди причин, снижающих инвестиционную привлекательность России, можно назвать и высокую стоимость заемных средств, и жесткую привязку России к собственной нефти как к основному источнику наполнения бюджета, и низкое качество образования.

В числе факторов, ухудшающих инвестиционный климат в России, отдельно стоит отметить отсутствие экономического роста и неразвитость фондового рынка. По итогам 2015 г. около половины акций ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа) показали отрицательную динамику (в том числе, и такие «гиганты» как ВТБ, Газпром, Роснефть и Лукойл).

События, начавшиеся в марте 2014 г. на Украине только усугубляют ситуацию в экономике России. Инвестиционная привлекательность России для внешних инвесторов снизилась очень сильно, что влечет за собой:

  • систематическое снижение стоимости активов, как котирующихся на биржах, так и прочих, в том числе земельных массивов;
  • экспорт газа, нефти, металла и прочих сырьевых ресурсов будет сокращаться, как в результате введения санкций, так и в результате усложнения механизмов транспортировки сырья конечному потребителю, что повлечет за собой сведение к минимуму инвестиционных программ госмонополий (РЖД, Газпром);
  • неустойчивый, стремящийся к снижению курс рубля, который не позволит инвесторам создавать финансовые и прочие инвестиционные модели участия в российских проектах, что повлечет за собой срыв многих уже начавшихся инвестиционных проектов;
  • снижение потребительской активности, которая отразится на всех секторах рынка, от банковского до технологического;
  • рост цен на весь импорт, без возможности быстрого создания импортозамещающих производств в виду отсутствия технологий, кадров и оборудования.