Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика (Пути совершенствования управления налогами и пути развития налоговой системы РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономики. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Выполняя фискальную функцию, налоги, кроме того, представляют собой один из главных инструментов экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства и социально-экономические параметры страны.

Налоговая система должна быть гармоничной и соответствовать уровню экономического развития страны.

Эффективная экономика страны требует наличия развитой системы государственного налогового контроля, который является системой организационно-правовых форм и методов проверки законности, целесообразности и правильности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления.

Цель работы – исследование видов налога, налоговую систему и политику.

Задачи работы:

  • изучить понятие, содержание и виды налогов;
  • рассмотреть понятие налоговые системы и налоговой политики;
  • определить основные проблемы управления налогами на предприятии и проанализировать пути их решения;
  • рассмотреть пути развития налоговой системы РФ.

Предмет исследования – налоги, налоговая система и налоговая политика.

Объект исследования – налоги, налоговая система и налоговая политика РФ.

Научно-теоретическая основа работы. При выполнении работы использованы монографии и публикации, посвященные исследованию налогообложению в России.

Методологическую основу исследования составляют труды ведущих зарубежных ученых-экономистов, посвященных проблемам функционирования налогообложения. Для изучения законов и нормативных актов, касающихся сферы налогообложения, применялся комплекс формально-правовых методов.

Информационной и эмпирической базой исследования являются законодательно-нормативные, методологические, методические и инструктивные материалы; статистические данные налоговых, финансовых органов и органов статистики; данные периодических изданий; теоретические и практические материалы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных специалистов по налогообложению.

Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.


Глава 1.Теоретические основы налогов

Понятие, содержание и история налога

Одним из ключевых правовых понятий по праву считается понятие «налог». Налоги – один из важнейших элементов экономики государства, служащие источником дохода государственного бюджета и регулирующие не только экономические, правовые, но и социальные, демографические и иные процессы[1].

Налоги обеспечивают условия для развития бизнеса и улучшения имущественного положения граждан. Кроме того, от суммы поступления налогов напрямую зависит, сможет ли государство выполнить возложенные на него функции. От того, насколько точно зафиксировано понятие налога в законодательстве, напрямую зависит эффективность осуществления налогового администрирования уполномоченными на то органами, налоговое поведение граждан и социальные последствия[2].

На сегодняшний день у ученых и практиков нет единого мнения по поводу понятия «налог». Для более полного освещения данного дискуссионного вопроса, на наш взгляд, необходимо обратиться к истории развития законодательного и научного осмысления понятия сущности налога[3].

История налогов насчитывает не одно тысячелетие. Первым налогом можно считать налог на побежденных, существовавший в период ведения войн. В Древнем Египте налоги представляли собой платеж за пользование землей, которая принадлежала фараону.

К налогу со всей уверенностью можно отнести и жертвоприношение, в основу которого было положение общеобязательное требование общества. В этот период можно выделить такие признаки налога, как: обязательность и установленная конкретная ставка налога. Так, в Библии говорится: «… и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу»[4].

В ранних феодальных государствах налог понимается как дар, подарок государю. Позднее налог стал пониматься как помощь, оказываемая населением своему государству[5]. Следует отметить, что в эти периоды налог воспринимался исключительно как экономическая категория. И только в XVIII веке налог стал рассматриваться и как правовая категория, представляющая собой юридическую обязанность граждан перед своим государством. Именно такое понимание налога сохранилось и до настоящего времени.


Отметим, что вплоть до XVII века не существовало системного теоретического обоснования ни экономического, ни юридического понимания налога. Научные учения, посвященные налогам, стали появляться только в XVII веке в недрах науки под названием «Общая теория налогов». Рассмотрим понимание сущности налога в общих теориях налогов. В теории обмена под налогом понималась покупка населением у государства военной и юридической защиты и т.п.

Представители автоматической теории указывали на то, что налог - это плата подданных государству за охрану, защиту и другие услуги, при этом никто не может отказаться от уплаты налогов и от пользования услугами, которые предоставляются государством.

Согласно теории наслаждения, налог представляет собой цену, уплачиваемую гражданином за наслаждение, которые он получал от общества (наслаждение от обеспечения собственности, правосудия и т.п.). В теории налога как страховой премии налог рассматривается как страховой платеж, необходимый для финансирования затрат государства для обеспечения обороны и правопорядка.

По мнению представителей классической теории налогов, налог - это один из видов государственных доходов, направляемый исключительно на финансирование государственных расходов[6].

Сторонники кейнсианской теории считали налог главным рычагом регулирования экономики, с помощью которого происходит изъятие излишних сбережений. В теории монетаризма налогу отводилась аналогичная роль, но в меньших масштабах, чем в предыдущей теории.

По мнению приверженцев теории монетаризма, с помощью налогов, должно изыматься излишнее количество именно денег, а не сбережений. Возникшая уже на современном этапе развития государства и общества теория экономики предложения относит налог к одному из факторов экономического развития и регулирования[7]. Что касается российского государства, то до середины XVIII века ни в законодательстве, ни в разговорной речи термин «налог» не использовался, а применялись такие термины, как «дань», «подать». Впервые рассматриваемый нами термин был употреблен А.Я. Поленовым в работе «О крепостном состоянии крестьян в России», вышедшей в 1765 г.[8] Следует отметить, что термин «налог» стал употребляться в научной литературе только в XIX в., но в разговорной речи вплоть до первой половины XX в. одновременно употреблялись два термина – «налог» и «подать».

При этом термины являлись синонимами, то есть обозначали одно и то же. Но как верно указывает Н.Н. Шилова: «в слове «налог» обращалось внимание на то, что он назначается общественной властью, а в слове «подать» - на то, что она уплачивается гражданами»[9]. В период со второй половины XIX в. и до начала XX в. русскими учеными предлагались различные толкования термина «налог». А.А. Исаев указывал, что «налоги суть обязательные платежи»[10]. С.И. Иловайский определял налог следующим образом: «Налог есть доля средств, уделяемая частным хозяйством на расходы финансового хозяйства».


Однако из данного определения непонятно, что такое «финансовое хозяйство», хотя получателем налогов является исключительно государство. Кроме того, С.И. Иловайский не указывает такого плательщика налогов, как физическое лицо.

А.А. Никитский определял налог как «принудительный сбор с граждан, устанавливаемый для покрытия общих расходов государства»[11]. В данном определении указан только один плательщик налогов – гражданин, т.е. физическое лицо. Ничего не говорится и о таких признаках налога, как законность и безвозмездность.

По мнению Л.В. Ходского, налоги – это «принудительные сборы постоянного характера, которые центральное правительство или органы местного самоуправления взимают с населения в пользу государства или его частей, независимо от каких-либо частных специальных услуг, оказываемых государственными или общественными учреждениями данным плательщикам»[12]. Интересно, что уже в этот период Л.В. Ходский выделяет общегосударственный налоги и местные налоги, которые устанавливаются органами местного самоуправления. Такая система налогов похожа на существующую ныне систему налогов. Однако Л.В. Ходским в качестве налогоплательщика указывается население, под которым он, видимо, понимает физических лиц, но при этом не указывает на юридические лица.

Следующий этап эволюции понятия «налог» в российской науке и законодательстве начался с момента принятия Закона РФ № 21181 «Об основах налоговой системы»[13]. В соответствии со ст. 2 данного закона под налогом понимался «обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».

Здесь необходимо отметить, что законодатель не делал различия между налогом, сбором и другими платежами. С момента принятия данного закона дискуссии по поводу определения понятия «налог» разгорелись с новой силой. Многие ученые указывали на неполноту законодательного определения налога: различные платежи не разделялись между собой; не указано на безвозмездность налога; не указано, кто именно должен уплачивать налог; не указаны цели, на которые будут израсходованы налоги. Стали предлагаться различные определения налога[14].

А.В. Брызгалиным было предложено определить налог как «обязательный взнос в бюджет, который либо непосредственно входит в налоговую систему государства, либо установлен актом налогового законодательства». Следует отметить, что и на этом этапе не было выработано единое понятие налога. Здесь необходимо сказать о роли Конституционного суда РФ в правовом определении сущности и природе налогов, а также их отграничения от иных платежей.


В Постановлении КС РФ от 17.12.1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» было отмечено, что конституционная обязанность уплачивать, установленные законом налоги «имеет особый, а именно публичноправовой, а не частноправовой (гражданскоправовой), характер, что обусловлено публичноправовой природой государства и государственной власти, по смыслу статей 1 (часть 1), 3, 4 и 7 Конституции Российской Федерации»[15].

Нетрудно заметить, что позиция КС РФ, изложенная в данных постановлениях, почти полностью воспроизведена законодателем в части первой Налогового кодекса РФ. Следующий этап в развитии понятия налога начинается с принятием первой части Налогового кодекса РФ, в которой понятие налога расположено в статье 8. Согласно данной статье налог – это «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»[16].

Достижением данного кодекса является то, что в нем впервые на законодательном уровне проведено разделение и закрепление понятий «налог» и «сбор». Из данного определения можно сформулировать признаки налога: налог – платеж; налог – обязательство, исполняемое в денежной форме путем уплаты платежа; налог – обязательный платеж; налог – индивидуальный платеж; налог взимается посредством отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику; цель взимания налога – финансирование деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Однако и это определение налога подвергается критике. Например, С.Д. Шаталов указывает на такие недостатки, как: «отсутствие в определении указаний на природу возникновения соответствующей обязанности и не точным выглядит указание на цель, кроме того, далеко не бесспорна посылка того, что налог взимается в форме отчуждения собственности»[17]. Н.И. Осетрова считает, что «указание на форму взимания налога (отчуждение) является излишним»[18].

В словаре Ожегова слово «обязательный» определено как «безусловный для исполнения, непременный»[19].