Файл: Система менеджмента качества предприятия (Риски системы менеджмента качества).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы системы менеджмента качества
Особенности оценки эффективности системы менеджмента качества
Особенности внедрения системы менеджмента качества
Глава 2. Риски системы менеджмента качества
2.2. Проектирование интегрированной системы менеджмента качества
2.3. РАЗРАБОТКА СТАНДАРТОВ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ООО «КАВЗ»
Между моментом заложения и проявления группы рисковых событий имеется время, в течение которого группа рисковых событий уже присутствует в проекте, но не проявляется. Установленные взаимосвязи позволяют сконцентрировать внимание на конкретных элементах проектно- структурного плана и на определенных фазах и стадиях проекта и предупредить наступление рискового события.
Цель оценки групп рисковых событий - ранжирование по вероятности наступления и уровню потерь, которые могут возникнуть при их наступлении. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].
Исходными данными для проведения оценки группы рисковых событий служат потери, вызванные рисковыми событиями, входящими в соответствующую группу. В качестве потерь рассматривается продолжительность задержки в выполнении работ. Для каждой группы рисковых событий определялась средняя продолжительность задержки, относительная частота их наступления и другие характеристики. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].
Результаты оценки групп рисковых событий используются для их ранжирования, которое осуществляется:
- по средней продолжительности задержки;
- по относительной частоте наступления;
- по относительной частоте наступления и средней продолжительности задержки (совместно).
По средней продолжительности задержки группы распределяются между пятью рангами: A, B, C, D, E. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].
При ранжировании по относительной частоте наступления группы распределяются между тремя рангами: 1, 2, 3. Наиболее полное - совместное ранжирование групп рисковых событий, так как оно учитывает как вероятность, так и среднюю продолжительность задержки, возникающую в случае наступления группы рисковых событий. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].
При разработке системы управления проектными рисками важным является обеспечение комплексного/системного подхода. Данный подход состоит в следующем. Система управления проектными рисками не является изолированной, она является подсистемой системы управления проектами, а та, в свою очередь, - частью системы менеджмента качества компании и общей системы корпоративного менеджмента. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].
Таким образом, разработка и внедрение системы управления проектными рисками в компании затрагивает всю систему управления. Соответственно разработку системы управления рисками целесообразно осуществлять как часть общей программы по разработке и внедрению систем менеджмента качества и совершенствования организационно-управленческой системы. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].
Таким образом, окончательно основными процессами менеджмента риска следует считать:
- идентификацию риска;
- оценку риска;
- обработку риска. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].
Разработка процессов заключается в документировании способов выполнения соответствующей деятельности и их оформление согласно практике, принятой на предприятии. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].
Основными элементами, включаемыми в документированные процедуры процессов, являются:
- методы выявления рисков (или ссылки на них);
- методы документирования рисков;
- методы сбора информации;
- методы качественной / количественной оценки;
- критерии риска и правила принятия решения в отношении его;
- методы мер обработки;
- методы документирования и контроля реализации мер разработки. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].
Разработка методов внедрения элементов менеджмента рисков в производственную деятельность предприятия, а также разработка документированных процедур процессов позволит ввести корректирующие и предупредительные действия в систему управления предприятием.
2.2. Проектирование интегрированной системы менеджмента качества
Успех реиндустриализации экономики России, задекларированный в выступлениях Президента РФ В.В. Путина и академика РАН Е.М. Примакова, всецело зависит от устойчивого состояния функционирования гибких предприятий, которые производят инновационную продукцию.
Хаордическое управление гибким предприятием и качеством продукции обеспечивает только интегрированная гибкая система менеджмента качества (СМК), а не просто «жесткая» СМК. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].
Критический феноменологический анализ развития СМК предприятий, проведенный ученым-экономистом В.Я. Белобрагиным, показал, что, несмотря на то, что увеличение количества сертификатов на СМК до 1064 тысячи в мировой экономике, а в российской – до 13500, эффективность зарегистрированных СМК достаточно низка и достигает в ряде случаев не более 20 %.[Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].
По состоянию на 2014 г. количество выданных сертификатов на «жесткие» СМК удвоилось, но эффективность их состояния функционирования осталась в тех же пределах. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].
На микроэкономическом уровне развития СМК, по мнению А.Н. Шмелевой, основными причинами неэффективности внедрения их являются:
1) формальная разработка и внедрение СМК и формальное получение сертификата соответствия СМК требованиям международных стандартов качества серии ISO 9000;
2) отсутствие интеграционного подхода при комплементарном взаимодействии комплекса процессов менеджмента предприятия;
3) отсутствие системного взаимодействия процессов стандартов ISO 9000 и принципов TQM при разработке СМК. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].
Хаордический (феноменологический) уровень развития СМК гибкого предприятия в качестве феноменологических концептов развития СМК выделяет подмножество концептов: проектирование СМК;
- хаордизм СМК; миссия, видение и кредо СМК;
- гибкость СМК и интегрированность СМК, которые комплексно устраняют причины неэффективности и нерезультативности состояний функционирования СМК. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].
Вышеперечисленные концепты состояния и функционирования СМК гибкого предприятия обеспечивают наблюдаемость СМК. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].
При этом концепт «проектирование» гибкой СМК трактуется как феноменологический, творческий и креативный поэтапный постулированный (процесс, построенный на базе постулатов) процесс, когда выигрыш (полезность) от одного из этапов проектирования (постулирования) не ухудшает наблюдаемость и управляемость всех остальных этапов проектирования (постулирования).
Постулат 1. Развитие СМК гибкого предприятия основано на принципах хаоризма (устойчивости) на базе S-образной модели развития СМК в соответствии с парадигмами развития: парадигмой гибкости, парадигмой устойчивости, парадигмой интеграции, парадигмой результативности и эффективности. Концепт парадигмы устойчиво выделяет на временном интервале развития СМК «ядро» (базис) развития, причем каждая следующая парадигма развития вбирает в себя «ядро» парадигмы развития предыдущего этапа развития СМК гибкого предприятия. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].
Постулат 2. Миссия, видение и кредо СМК гибкого предприятия конвергируется с миссией, видением и кредо гибкого предприятия, «рождая» при этом гибкую СМК. Миссия гибкой СМК гибкого предприятия состоит в обеспечении устойчивого состояния функционирования гибкого пред- приятия и устойчивого управления качеством продукции. Видение гибкой СМК обеспечивается упорядочением (процессы упорядочения создают турбо-институциональные поля устойчивого управления качеством гибкого предприятия и качества продукции) процессов качества состояния и функционирования гибкого предприятия и процессов обеспечения институционального качества продукции. Кредо гибкой СМК достигается за счет достаточно длительного устойчивого состояния функционирования качества жизненного цикла качества продукции, позволяющего удерживать лидирующие позиции в обеспечении конкурентоспособности продукции на мировых рынках.
Постулат 3. Упорядочение (устойчивость в большом) гибкой СМК гибкого предприятия обеспечивается интегрированной гибкой СМК. Состояние и функционирование интегрированной гибкой СМК создают единое (целое) экономическое пространство на базе целостной совокупности «миссионерских» СМК, миссия, видение и кредо которых комплементарно связаны с миссией, видением и кредо самого гибкого предприятия. Созданная таким образом интегрированная гибкая СМК гибкого предприятия способна к саморазвитию через этапы упорядочения и дифференциации [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].
Исследования, проведенные по проблеме интегрализма ученым-экономистом А.В. Мирошниковой, дают возможность систематизировать преимущества интегрированной гибкой СМК гибкого предприятия по сравнению с гибкой СМК гибкого предприятия.
Во-первых, с позиций интегрализма интегрированная гибкая СМК устойчиво развивается как единая целостная гибкая СМК, а «миссионерские» гибкие СМК выступают в роли экономических регуляторов устойчивого состояния функционирования гибкой СМК гибкого предприятия. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].
Во- вторых, за каждой «миссионерской» гибкой СМК признается ее целостность, гибкость и устойчивость гибкой СМК гибкого предприятия.
В-третьих, возникающие противоречия состояний и функционирования отдельных целостных СМК корректируются и устраняются процессами устойчивого управления качеством продукции гибкого предприятия.
В-четвертых, интегрированная гибкая СМК гибкого предприятия устойчиво расширяет во временной координате свое состояние функционирования (зону влияния) при устойчивом управлении качеством продукции гибкого предприятия. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].
В-пятых, интегрированная гибкая СМК гибкого предприятия настраивает свое развитие по принципу дуализма (двойственности), обладая при этом и рефлексивными и нерефлексивными свойствами. По мнению члена-корреспондента РАН В.Д. Могилевского: «первые эффективны при работе системы в стандартных ситуациях, на которые система программируется заранее. Достоинством рефлексивной структуры является ее простота: система реагирует заданным образом на все рутинные воздействия, но для выделения подобных ситуаций необходим специальный механизм. Подключение особых процедур принятия решений требуется при усложнении обстановки до нетривиальной». [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].
Постулат 4. Ядром развития интегрированной гибкой СМК гибкого предприятия выступает гибкая система менеджмента измерений. Наличие систем менеджмента измерений в структуре интегрированной гибкой СМК гибкого предприятия гарантирует информативность, точность, надежность и быстродействие процессов устойчивого управления качеством продукции гибкого предприятия. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].
Постулат 5. Интегрированная гибкая СМК гибкого предприятия воспринимается внутренней и внешней турбо-институциональной экономической средой посредством структуризации данных сред, поскольку миссия, видение и кредо сред комплементарно связаны с миссией, видением и кредо интегрированной гибкой СМК гибкого предприятия и миссией, видением и кредо самого гибкого предприятия. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].