Файл: Управление финансовыми ресурсами на предприятии. Анализ финансовых ресурсов АООТ «Ливенский машиностроительный завод».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рисунке 3 представлена схема, отражающая взаимосвязь между платежеспособностью, ликвидностью предприятия, баланса и активов. Все уровни схемы равнозначны и переход на каждый последующий невозможен без существования предыдущего. Ликвидность активов является условием ликвидности баланса, ликвидность баланса — условием ликвидности предприятия. Следовательно, ликвидность активов является основой платежеспособности. Но в то же время, если предприятие имеет высокий имидж и постоянно является платежеспособным, ему легче поддерживать ликвидность активов.

Наличие свободных расчетных средств на счетах

Качество управления активами и их источниками

Имидж предпринятия, его инвестиционная

Ликвидность активов

Ликвидность баланса

Ликвидность предприятия

Платежеспособсность предприятия

Рис. 3 Взаимосвязь различных видов ликвидности и платежеспособности предприятия

Ко второй группе относятся показатели финансовой устойчивости. Их также именуют показателями структуры капитала и платежеспособности либо коэффициентами управления источниками средств. Показатели характеризуют степень зависимости предприятия от внешних источников финансирования. Следует заметить, что если соотношение собственного капитала и заемных средств имеет значительное отклонение в сторону долгов, предприятие может легко обанкротиться, если в одно и то же время несколько кредиторов потребуют свои деньги обратно. Поэтому предприятию, заинтересованному в своих успехах, необходимо уделять особое внимание этому показателю, как одному из важнейших характеристик его финансовой деятельности. Финансовая устойчивость – это стабильность деятельности предприятия в долгосрочной перспективе. Методика расчета показателей финансовой устойчивости приведена в Приложении 2.

Коэффициентами управления активами или показатели деловой активности составляют третью группу. Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижении ею поставленных целей. Данные показатели относятся к показателям, дающим информацию об эффективности работы предприятия, об эффективности работы менеджмента. Показатели деловой активности характеризуют результаты и степень интенсивности текущей основной производственной деятельности, эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Они рассчитываются в оборотах за период и в количестве дней, на которые активы отвлечены в оборот. Методика их расчета приведена в Приложении 3.


В четвертую группу входят показатели рентабельности. Являясь важнейшим обобщающим показателем экономической эффективности деятельности предприятия, рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Показатели рентабельности отражают факторную среду формирования прибыли предприятий и могут применяться при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, а также использоваться как инструмент ценообразования и инвестиционной политики. На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие хозяйственные подразделения и какие виды продукции обеспечивают большую доходность. Этот фактор становится особенно важным в современных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства. Показатель рентабельности более полно, чем прибыль, характеризует окончательные результаты хозяйствования, потому что его величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами[6]6.

Показатели рентабельности формируются следующим образом:

(1) ,

где RСиИ - рентабельность тех или иных хозяйственных средств и их источников;

П - прибыль (чистая либо балансовая).

К основным показателям рентабельности, применяемые при анализе бухгалтерской (финансовой) отчетности относятся следующие:

Общая рентабельность, этот показатель является самым распространённым при определении рентабельности деятельности предприятия и рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения к выручке от реализации товаров, работ и услуг, производимых предприятием.

, (2)

где Пдн - прибыль до налогообложения;

Вреал - выручка от реализации.

Рентабельность продаж демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Рост рентабельности продаж в целом оценивается положительно даже при снижении абсолютных значений прибыли, поскольку указанный факт свидетельствует о наличии благоприятной тенденции в деятельности предприятия: темпы роста прибыли превышают темпы роста выручки от продажи.

, (3)

где ЧП - чистая прибыль предприятия,

ВР - выручка от реализации продукции.

Рентабельность основной деятельности характеризует эффективность основной производственной деятельности предприятия. Расходы на производство и сбыт определяются суммированием себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, управленческих и коммерческих расходов.


, (4)

где ПР - прибыль от реализации;

С/С - себестоимость реализованной продукции.

Рентабельность совокупных активов демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем чистой прибыли по отношению к ее совокупным активам. Снижение коэффициента свидетельствует о падении спроса на продукцию и о перенакоплении активов.

Рентабельность внеоборотных активов отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов.

Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия в сравнении с возможным альтернативным вложением средств в ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками предприятия.

, (5)

где ЧП – чистая прибыль,

СКнг,СКкг - величина собственных средств на начало и на конец года.

Анализируя показатели рентабельности за различные периоды деятельности предприятия, необходимо принимать во внимание особенности этих показателей, существенные для формулирования обоснованных выводов:

- снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности, если предприятие переходит на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие инвестиционных вложений, поскольку показатели рентабельности определяются результативностью работы отчетного периода и не отражают планируемый эффект долгосрочных инвестиций;

- управленческие решения, приносящие высокую норму рентабельности, связаны с высоким риском. Одним из показателей рискованности бизнеса является коэффициент финансового рычага — чем выше его значение, тем более рискованным с позиции акционеров и кредиторов является предприятие;

- числитель и знаменатель показателя рентабельности выражены в денежных единицах разной покупательной способности: прибыль отражает результаты деятельности за истекший период; активы и собственный капитал формируются в течение ряда лет и отражаются в учетной оценке, которая может весьма существенно отличаться от текущей.

Пятую группу составляют показатели рыночной активности и положения на рынке ценных бумаг. Они характеризуют положение акций предприятия на этом рынке. Как известно, акции акционерного предприятия (корпоративные акции) представляют инвестиционную привлекательность для инвесторов и дают возможность при минимальном риске получить процентный и курсовой доход от владения ценной бумагой. Показатели рыночной активности предприятия являются одним из основных аспектов, который интересует владельцев хозяйствующего субъекта и потенциальных инвесторов. Прибыльность представляет главный интерес для собственника предприятия (держателя акций). В данном контексте имеется в виду прибыль, которая получена от инвестированных средств владельцев компаний благодаря усилиям руководства фирмы. Собственников интересует надлежащее распределение прибыли, т.е. какая ее часть реинвестируется, а какая доля выплачивается им в качестве дивидендов. Прибыль, направляемая на развитие, показывает, в какой мере предприятие сохраняет способность к самофинансированию, т.е. к росту собственного капитала за счет внутренних источников[7]7.


Необходимо понимать, что финансовые показатели предприятия взаимосвязаны и улучшение одного из них может повлечь ухудшение других. Повышение оборачиваемости влечет за собой уменьшение величины оборотных активов, а значит, ухудшает ликвидность. Привлечение заемного капитала увеличивает рентабельность собственного капитала, но понижает финансовую устойчивость кампании. Привлечение долгосрочного кредита дает возможность отказаться от краткосрочного кредитования, следовательно, улучшается ликвидность за счет падения долгосрочной устойчивости.

Важность финансовых показателей состоит в том, что они являются основой для определения дальнейшей стратегии развития компании, помогают принимать правильные управленческие решения, отражают результаты деятельности предприятия и помогают выяснить причины отклонения от тех или иных норм, а также осуществить корректировку стратегии, если она необходима и возможна в той или иной ситуации.

Глава 2. Анализ финансовых ресурсов АООТ «Ливенский машиностроительный завод»

2.1. Организационно-экономическая характеристика АООТ «Ливенский машиностроительный завод»

АООТ «Ливенский машиностроительный завод»был основан 15 июля 1922 года. Кроме производимого на заводе чугунного литья работал механический цех, оборудованный токарными и фрезерными станками, имелся кузнечно-прессовый участок. В довоенный период завод выпускал молотилки, соломорезки и работающие на дизельном топливе четырехтактные двигатели для сельхозмашин. С 1939 года, с вводом в строй нового механического цеха, начался новый этап в развитии завод - освоение более сложной пожарной техники. С этого момента предприятие стало называться «Ливенский машиностроительный завод противопожарного оборудования» и было передано в ведение Министерства общего машиностроения. Завод был оснащен новым станочным оборудованием, появилась заводская лаборатория. Перед оккупацией во время Великой Отечественной войны в 1941 году завод был эвакуирован в г.Топки Кемеровской области, но уже начиная с 1943 года, после победы в Орловско-Курской битве, предприятие начали восстанавливать. В послевоенный период был налажен выпуск ручных пожарных насосов, гидрантов, стендеров, а также изделий чугунного литья. В 50-60 годы завод специализируется на производстве пожарных мотопомп, шестеренных и пожарных насосов, а с расширением производственных площадей было налажен выпуск порошковых и углекислотных огнетушителей. На заводе работают высококвалифицированные кадры рабочих, инженерно-технических работников. Продукция завода отмечалась Дипломами ВВЦ в г. Москва за высокое качество и наилучшие технические показатели в сравнении с аналогичной продукцией. На предприятии действует полный производственный цикл от литья заготовок, механической обработки и сборки до испытания готовой продукции на соответствие заданным техническим параметрам. В настоящее время вся продукция завода сертифицирована, ее качество подтверждается ежегодными плановыми испытаниями на полигонах Научно-исследовательского института противопожарной обороны в г. Балашиха Московской области. По своим технико-экономическим показателям продукция является высококонкурентной на современном рынке.


Целью организации общества являются осуществление предпринимательской деятельности и получение на этой основе прибыли.

АООТ «Ливенский машиностроительный завод» создан для осуществления следующих видов деятельности:

  • разработка и производство гидроцилиндров и гидроагрегатов;
  • ремонт и сервисное обслуживание агрегатов.

Общее количество лиц, зарегистрированных в реестре акционеров эмитента на 31.12.2015 г. – 556, в том числе:

  • Физические лица – 551 акционер – 201 937 акций (32,72%), из них: трудовой коллектив – 181 246 акции (29,36%);
  • Юридические лица – 4 акционера – 415 281 акция (67,28%);
  • На счете неустановленных лиц – 8 акций.

Основными направлениями деятельности предприятия в 2015 г. являлись:

  • разработка, авторский надзор, производство, испытание, ремонт, гарантийное обслуживание, гарантийный надзор и реализация продукции производственно-технического и специального назначения для отраслей промышленности и сельского хозяйства;
  • разработка, создание и реализация продукции научно-технического назначения;
  • производство и реализация гражданской продукции и непродовольственных товаров народного потребления;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • организация общественного питания;
  • оказание спортивно-оздоровительных услуг;
  • оказание детских оздоровительных услуг.

Структура организации производства представляет собой систему из трех звеньев:

  1. административный аппарат (управленческие службы);
  2. основное производство;
  3. вспомогательные производства.

Главную роль в процессе производства играет основное производство, находящееся под руководством заместителя директора по производству.

Генеральный директор

Главный инженер (1-ый зам.ген.директора)

Зам.гл.инженера по новой технике

Зам.гл.инженера по подготовке пр-ва

Зам.гл.инженера по вспомогат. пр-ву

Отдел главного технолога

Отдел главного конструктора

Комплекс инструм. оборудования

Участок специальн. технического оборудования

Отдел главного метролога

Зам.ген.директора по маркетингу

Зам.гл.инженера по новой технике

Зам.ген.директора по общим вопросам

Котельная

Финансовый директор

Главный бухгалтер

Отдел охраны труда

Отдел кадров

Служба безопасности