Файл: Выбор стиля руководства в организации (Анализ выбранного стиля руководства в организации ООО «Дунай»).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.Стиль руководства в организации и его виды.
1.1. Понятие стиля руководства и его формирование.
1.2. Классификация стилей руководства.
1.3. Тенденции выбора стиля руководства в организации
1.4 Достоинства и недостатки стилей руководства и их эффективность
2 Теории рассматривающие стили руководства
2.1 Теории X и Y Дугласа МакГрегора
2.3 Управленческая решетка Блейка и Мутона
2.4 Ситуационные модели управления
2.5 Подход « путь-цель» Митчела и Хауса
3.1. Характеристика ООО «Дунай»
3.2 Профессиональные качества управляющего ООО «Дунай»
3.3 Стиль руководства в ООО «Дунай»
3.4 Мероприятия и рекомендации по совершенствованию управленческой культуры руководства ООО «Дунай»
Введение
Объектом управления в менеджменте является организация. Организация - это сложный организм, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели . Организации, добивающиеся успеха, отличаются от других организаций , тем что имеют более организованное и эффективное руководство.
Стиль руководства очень часто , определяет результаты деятельности организации. Есть множество примеров того, когда руководитель выбирает правильный стиль руководства и привод отстающий коллектив к пробуждению способностей, тем самым организация поднимается вверх. Но бывает так, что при выборе неправильного стиля руководства, руководитель может погубить эффективность своего коллектива.
Актуальность данной темы заключается в том, что вопросы связанные с эффективностью управления в организации , изучаются с давних времен. Но целенаправленное изучение началось только благодаря Фредерику Уилсону Тейлору. За это время было проведено множество исследований , но до сих пор нет определенного согласия того, какой стиль руководства нужно использовать в организации.
Объектом данной работы является организация ООО « Дунай».
Предметом исследования является анализ стиля руководства в ООО «Дунай»
Цель заключается в изучение понятия и видов стиля руководства.
Исходя из цели вытекают следующие задачи :
- изучить формирование, виды и тенденции стиля руководства
- изучить характеристики ООО «Дунай»
- проанализировать стиль руководства в данной организации , а также мероприятия и рекомендации по его эффективности
1.Стиль руководства в организации и его виды.
1.1. Понятие стиля руководства и его формирование.
Стиль руководства - это определенная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным ,дабы оказать на них влияние , для достижения целей организации. Степень оказанного влияния , типы власти, забота о своих подчиненных и выполнении задач- это все отражает стиль руководства , а он в свою очередь характеризует данного руководителя.
Формирование стиля руководства - это сложный процесс , в котором присутствует множество различных факторов. Стиль руководства складывается у руководителя в процессе его работы и опыта , он учитывает его профессиональную подготовку , развитие организации и коллектива, а также территориальное расположение.
Он формируется как осознанная потребность для поиска условий благоприятной деятельности, преодоления различных противоречий при достижении целей, а также переход от эмоционального к рациональному познанию среды.
Выбор стиля руководства определяет сочетание объективных и субъективных факторов воздействия.
Объективные факторы формируются под воздействием окружающей среды и проявляются в потребности управления и в условиях осуществления данной деятельности :
- целенаправленность;
- профессионализм;
- полномочия (полнота возможностей);
- разделение и специализация управленческой деятельности и т.д.
Субъективные факторы зависят от особенностей личности руководителя, они играют главную роль в управлении . К ним относятся :
- психологические черты;
- эмоциональная структура личности;
- личная организованность;
- интеллектуальный потенциал и т.д.
Таким образом, получается , что каждая организация представляет собой уникальную коллектив ,который объединяется целями , задачами, где руководитель - это уникальная личность, имеющая определенные способности, посредством различных факторов, определяют стиль управления применяющийся потом на практике.
1.2. Классификация стилей руководства.
Понятие о стилях руководства в своих работах, первым предложил Курт Левин со своими сотрудниками. Ими были выделены две основные стороны руководства:
- содержание решений, предложенных лидером их группы;
- и техника их осуществления.
С этих самых пор изучению стиля руководства уделялось большое внимание. Многие авторы предлагали описание стилей руководства в своих работах. Из этого сложилось несколько классификаций, но наиболее распространенная считается классификация на работах Курта Левина. Согласной ей выделаются :
- авторитарный (автократичный, директивный или диктаторский );
- демократический ( коллегиальный);
- либеральный ( попустительский или анархический).
Рассмотрим каждый из этих стилей поподробней.
Авторитарный стиль управления подразумевает жесткое управление. Он характеризуется чрезмерной централизацией власти руководителя. Руководитель может быть груб и резок, требует незамедлительного выполнения распоряжений , а порой принимает все решения единолично не давай проявиться себя коллективу.
Для этого стиля характерна четкая постановка целей, энергичная форма отдачи распоряжений, приказаний и т.д. Члены коллектива постоянно находятся под давлением, у них возникает неопределенность относительно своих будущих действий.
В данном стиле можно выделить три подтипа руководителей:
- Жесткий. Данный руководитель бывает строг, но справедлив. Он придерживается определенной субординации, хорошо относится к подчиненным, которые «знают свое место» в коллективе.
- Хозяйский. В основном такой подстиль встречается у тренеров спортивных команд . Руководитель навязывает свою позицию отцовской заботы о подчиненных. Он часто вмешивается в их личные дела, уделяет повышенное внимание о их материальном достатке и т.д. Такой подстиль руководства лишает подчиненных самостоятельно развиваться .
- Непоследовательный. Как правило, к данному подтипу можно отнести деспотичного, несобранного, а где-то даже неумелого руководителя. Он резок, груб, проявляет видимость своего могущества, но в тоже время может быть не уверен в себе, в своих ответах и задачах. В основном выдвигает для решения задач более слабого, умного, но покорного подчиненного.
Демократический стиль - это такой стиль где руководитель решает все вопросы совместно с коллективом. Он является наиболее действенным стилем, т.к. он обеспечивает наибольшую вероятность принятия правильных решений в тех или иных задачах, инициативу и активность подчиненных, благоприятный психологический и эмоциональный климат в коллективе, а так же его сплоченность.
В данном стиле руководства отсутствует жесткость, агрессия и поэтому руководитель, который придерживается данного стиля, должен компенсировать большей включенностью в работу. Настойчивость, последовательность и тактика -это главное «оружие».
Демократический стиль можно разделить на две типа управления ;
- Парсипативное управление- направленно на раскрепощение талантливых, активных, творческих работников. Например, если работник заинтересованно принимает участие в делах фирмы и получает от этого удовлетворение, то он работает более эффективно и качественно.
- Консультативный управление сводится к тому что руководитель полностью доверяет своему коллективу, обращается к ним за советом. Ответственность за неудачи в работе он разделяет со своим коллективом.
Либеральный стиль отличается от всех отсутствием собственной инициативы, нежелание принимать какие либо решения и не ответственным поведением за свои решения, особенно, те которые связаны с определенным риском. В основном по характеру такие руководители нерешительны, слишком добродушными, бояться каких либо конфликтов или ссор в коллективе. Задачи стоящие перед фирмой он пускает на самотек и вмешивается в них только тогда, когда члены его коллектива самостоятельно обращаются к нему за советом.
1.3. Тенденции выбора стиля руководства в организации
Что значит управлять? Управлять организацией - это значит воздействовать на него таким образом, чтобы оно достигало поставленных перед ним задач сохраняя устойчивость показателей деятельности труда в изменяющих условиях внешней среды.
Для этого руководителю трудно следовать шаблонам классифицированных стилей и удовлетворять всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль руководства невозможно выбрать, он складывается подсознательно и постепенно исходя из опыта, пока из всего этого не сложится определенная совокупность приемов общения и управления подчиненными, позволяющая находить правильное решение тех или иных задач.
Помимо этого на формирование стиля руководства сказывается вид деятельности организации и конкретные ситуации в ней. Например, в одних у него может авторитарно-деловой стиль , а в других демократический.
Так же для осуществления контроля руководитель руководствуется тремя переменными:
- отношение руководителя с подчиненными. Она отражает уровень поддержки, доверие , уважение проявляемые подчиненными в отношении руководителя.
- структурированность работы- это ясность цели донесенная руководителем до подчиненных, определение действий для ее достижения и т.д.
- должностные позиции руководителя. Данная переменная отражает уровень власти в занимаемой им должности.
Из этого следует что не стиль руководства определяет руководителя, а руководитель стиль. Тенденция выбора стиля зависит от множества ситуаций, но всех их объединяет одно, это эффективное достижение поставленных целей и задач.
1.4 Достоинства и недостатки стилей руководства и их эффективность
Стиль руководства - это важнейший фактор в управлении предприятием, правильно определенный стиль позволит наиболее успешно использовать потенциал сотрудников организации. Поэтому, рассмотрев особенности авторитарного, демократического и либерального стилей, следует перейти к их достоинствам и недостаткам.
Необходимо отметить сразу, что не существует «плохих» и «хороших» стилей руководства, так как все зависит от ситуации, вида деятельности, сработанности, личных особенностей членов коллектива и многого другого. Например, авторитарный стиль вполне уместен при наличии двух условий, если подчиненные добровольно согласен на директивные методы руководства, и, если того требует производственная ситуация.
Преимущества авторитарного стиля состоят из:
- успешности при повседневных, обычных работах, которые не требуют творческого подхода и новизны, а основные силы направлены на количество производимой продукции;
- обеспечения четкости управления, которое позволяет быстрее принимать производственные решения минимизировать затраты;
- обеспечения в малых организациях быстрой реакции на изменения условий внешней среды;
Недостатки авторитарного стиля выражаются в подавлении инициативы и творческого потенциала подчиненных, слабой мотивации, отсутствии действенных стимулов труда. Также, у подчиненных наблюдается высокая степень зависимости от постоянной воли руководителя, работник при авторитарном стиле выполняет лишь то, что скажет начальник, хотя в действительности, мог бы сделать больше и, возможно, качественнее. Их работа носит рутинный характер. Исполнители не могут быть в полной мере удовлетворены своим трудом, так как их мнение, опыт игнорируются. Цена ошибок при таком стиле руководства очень велика, так как несет в себе не только экономические потери, но и наносит психологичекую травму во взаимоотношения подчиненных и руководителя. Адаптация подчиненных к резким преобразованиям в организации значительно снижается. Общение в таком коллективе беднеет, творческий рост исключается уже только потому, что в последствии перспективный сотрудник может составить конкуренцию руководителю.
«На первое место из всех отрицательных качеств руководителей данного типа большинство опрошенных ставит грубость. С полной определенностью можно сказать, что ничто так не отталкивает людей, как грубость. В.И. Лебедев (1990) отмечает, что грубость и хамство имеют свои корни и причины. Первая из них – подражание руководителя коллектива руководителю более высокого уровня и порой неосознанное копирование его стиля управления. А так как грубость - одна из черт административно-командной системы, то она не будет изжита до тех пор, пока такая система будет существовать.
Вторая причина состоит в том, что некоторым руководителям легче командовать, приказывать, кричать, чем по-настоящему организовывать производственный процесс.
К третьей причине относится недооценка мнения подчиненных. Руководитель считает, что нет смысла советоваться, считаться с ними, так как их знания не соответствуют уровню его компетенции.
Четвертая причина заключается в ошибочном мнении, что подчиненные должны бояться руководителя.