Файл: Электроэнергетика в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инвесторы нервничают. Хотя осенью, на первой волне кризиса, правительство дало понять, что госкомпании за срыв программ карать не будет, но по некоторым источникам, сейчас готовятся проверки исполнения инвестпрограмм частниками.

Специалисты считают, что разумно не вычеркивать объекты из генеральной схемы, а продлевать сроки их ввода. Да, генсхема оказалась с завышенными показателями - но это было ясно и до кризиса. Возможно, в 2012 году не нужны будут 37 гигаватт, но они могут потребоваться в 2020-м.

Приоритет будет отдан регионам с энергодефицитом (Урал, Центр), а также главным стройкам - Сочи-2014 и саммиту АТЭС во Владивостоке (хотя некоторые и сомневаются в реальности возведения всех намеченных строек дальневосточного форума).

Насколько болезненной окажется перекройка карты размещения мощностей, показывает один пример: сомнительные объекты (еще не начатые, от которых, казалось бы, можно легко отказаться) находятся в точках энергодефицита. Сомнительные объекты нужно чем-то заменять, но чем?

Несмотря на разговоры об альтернативной энергетике, проектов нет.

Хуже всего то, что под угрозой находится один из самых привлекательных для инвесторов, поверивших в российскую энергетику, объект - свободный рынок электроэнергии. Либерализация была одним из столпов реформы: инвестору нужны гарантии допуска к сети, то есть возможность продажи своего электроэнергии и возврата инвестиций.

Сегодня многие говорят, что тарифы слишком высоки, что мы «заигрались в рынок», и либерализацию пора сворачивать. Так, представители малого бизнеса ряда регионов говорят, что стали платить за электроэнергию почти втрое больше. С другой стороны, станции жалуются - «метод Чубайса» работает, да еще как. Цены на оптовые поставки падают так, что многие станции торгуют электроэнергией по цене ниже топливной составляющей.

Компании сбыта, в свою очередь, озабочены резким ростом неплатежей и той реакцией, которую вызывают их попытки наладить, казалось бы, отлаженную платежную дисциплину. Правительство обещает санкции тем, кто «необоснованно» задирает цены на электроэнергию. [8]

Глава 2. Электроэнергетика в России

Электроэнергетика является одной из базовых отраслей экономики России и одной из нескольких естественных монополий. В настоящее время в России функционируют более 700 тепловых и гидравлических электростанций и 9 атомных. Имеющийся производственный потенциал полностью обеспечивает тепловой и электрической энергией промышленные предприятия и население России. Основными субъектами единой энергетической системы России являются:


• РАО «России»;

• 74 региональные энергокомпании, осуществляющие поставки электрической и тепловой энергии потребителю на всей территории Российской Федерации;

• 34 крупные электростанции - филиалы или дочерние предприятия РАО «России»;

• 9 атомных электростанций (8 станций находятся под контролем государственного предприятия)

• более 300 организаций, обслуживающих основной технологический процесс и развитие в ЕЭС России.

Электроэнергетическая отрасль России занимает 4 место в мире по установленной мощности после США, Китая и Японии. Общая установленная мощность российских электростанций в 2014 году составляет 213,9 млн. кВт. Установленная мощность электростанций холдинга РАО ЕЭС составляет 155,1 млн. кВт (72,5% от общей установленной мощности электростанций России). Основными видами топлива, используемыми при производстве электроэнергии, являются газ, уголь, мазут. В настоящий момент доля газа в общей структуре топливного баланса России составляет более 60%, около 35% - уголь и 5% - мазут.[9]

Поскольку в последние годы в газовой промышленности появились негативные тенденции, связанные с падением объемов добычи, недостаточным финансированием новых месторождений газа, то в ближайшие годы продолжится сокращение поставок газа тепловым электростанциям. Соответственно будет увеличена доля угля в топливном балансе.

В целом по России можно отметить положительную тенденцию к увеличению выработки электроэнергии. Так, начиная с 2010 года, наблюдается прирост производства электроэнергии после восьмилетнего снижения, в 2011 году рост составил 102,3% к уровню 2012 года, а в 2013 году -103,5%.

Несмотря на то, что формально региональные энергетические компании являются независимыми, фактически регулирование тарифов происходит под влиянием региональных органов власти. Местные органы власти имеют право, действуя в интересах потребителей, рекомендовать региональным комиссиям запретить резкое повышение тарифов. Вследствие этого, проводимая РЭК политика сдерживания тарифов на энергию при одновременном росте цен в других отраслях промышленности привела к тому, что темпы роста тарифов для промышленных потребителей в целом по России от­стают от темпов роста индекса цен в промышленности.

С августа 2010 г. по декабрь 2012 г. рост цен в промышленности составил 276,2%, а повышение тарифов на электроэнергию для крупных про­мышленных потребителей - 181,2%. За тот же период рост потребительских цен составил 279,9%, а тарифов на электроэнергию для населения - 233,4%. Но можно отметить, что в 2014 году ситуация с тарифами несколько улучшилась. В течение года тарифы повышались несколько раз. Средний тариф на электроэнергию вырос на 38% по сравнению с предыдущим годом, а тариф на тепло повысился на 26%.


На сегодняшний момент очень остро стоит вопрос состояния основных производственных мощностей в электроэнергетике. По данным РАО ЕЭС России в 2014 году износ производственных мощностей достиг 40%, в том числе линий электропередачи - 35,6%. подстанций - 63,1%, зданий и сооружений -23,1%, устройств релейной защиты и автоматики - 44%.

Практически выработали свой ресурс 25% энергоблоков и более 40% не блочного оборудования. В целом же по России износ основных фондов составляет 52%. Почти треть электроэнергии в стране вырабатывается на оборудовании, технические нормы которого закладывались в 30-40 годы. Срок службы целого ряда генерирующих объектов находится в пределах 50 - 60 лет. Сохранение в работе устаревшего оборудования увеличивает количество аварийных ситуаций, отражается на надежности работы электрических станций, приводит к увеличению расходов топлива и затрат на ремонты оборудования, увеличиваются потери электроэнергии в сетях.

Главной проблемой электроэнергетики является замена морально и физически изношенного технологического оборудования. Финансовое положение предприятий электроэнергетической отрасли, несмотря на положительные сдвиги в 2011 -2014 годах, остается достаточно тяжелым.

Существует несколько основных причин, существенно влияющих на финансовое состояние энергокомпаний.[10]

1. в течение 2014 года происходило увеличение тарифов на тепло - и электроэнергию для потребителей и увеличение цен на газ, уголь, мазут.

Поэтому фактически финансовый результат энергокомпаний от увеличения тарифов нивелировался растущими ценами на топливо. Кроме того, препятствием к улучшению состояний АО - является государственное регулирование тарифов на тепло и электроэнергию.

2. Высокая кредиторская и дебиторская задолженности энергетических предприятий поставщикам и подрядчикам, в том числе за топливо, по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами, по заработной плате значительно влияет на финансовое состояние отрасли. В течение 5 лет с 2006 по 2011 год кредиторская задолженность РАО ЕЭС возросла в 20,8 раза, дебиторская - в 22,1 раза.

В связи с этим многие предприятия электроэнергетики оказались в трудном финансовом положении. Основными группами неплательщиков остаются потребители, получающие средства из местных бюджетов, оптовые потребители и объекты жилищно-коммунального хозяйства. Задолженность федеральных потребителей в течение 2014 г. снизилась почти в 2 раза, однако значительной осталось задолженность Министерства обороны - 1,5 млрд. руб. (без учета пени). В январе 2015 г. оплата текущего энергопотребления военных частей практически не производилась. Причина - отсутствие утвержденных лимитов потребления топливно-энергстических ресурсов, из-за чего невозможно заключение договоров на энергоснабжение и их регистрация в Казначействах. Кроме того, Минобороны изначально планировало направить на расчеты с энергетиками в январе с.г. 433 млн. руб., в то время как прогнозируемый объем энергопотребления этой группы потребителей в январе -1,6 млрд. руб.


Для обеспечения нормальных расчетов предприятий ЖКХ с АО-энерго в РАО "ЕЭС России" в течение последних 2-х лет действует практика заключения специальных Соглашений о взаимодействии РАО "ЕЭС России" и администраций регионов по стабилизации поставок энергии и обеспечению условий прохождения ОЗМ, а также нормализации расчетов за энергию. Эти документы содержат обязательства по обеспечению полной оплаты текущего потребления и погашению накопленной задолженности.[11]

К началу 2015 г. такие Соглашения действуют в 42 регионах РФ. Однако полностью указанные Соглашения выполняются администрациями только 3-х регионов: Ивановской обл., Республики Дагестан и Республики Бурятия. Низкий уровень собираемости платежей с потребителей, низкий процент расчетов денежными средствами, приводит к нехватке оборотных средств энергопредприятий, к образованию задолженностей перед поставщиками топлива, перед работниками предприятий отрасли.

Но, несмотря на данные негативные факторы в 2012-2014 годах наметились положительные сдвиги в финансовом состоянии энергопредприятии. Самым значительным моментом можно считать доведение текущих расчетов с потребителями за полученную энергию до 100% и реструктуризацию дебиторской задолженности, благодаря чему, уровень собираемости платежей составил 96%, а расчеты денежными средствами - 83%.

В январе-июне 2015 г. среднее значение частоты электрического тока в ЕЭС России составило 50,0 Гц. Единая энергосистема России в 1 полугодии 2015 г. 4344 часа 00 минут или 100% календарного времени работала с нормативной частотой электрического тока, определенной ГОСТ 13109-97.

Таблица 1

Продолжительность работы ЕЭС России с нормативной частотой электрического тока (49,8-50,2) за 6 месяцев 2011-2015 годов

Показатели

Физический объем

Сумма к оплате

Оплачено

всего

% к уровню 12 мес. 2014 г

млрд. руб.

% к уровню 12 мес. 2012 г

млрд. руб.

% к отпущенной

Отпущено электроэнергии

579,8 млрд. кВт

100,3

426,7

126,8

435,7

102,1

Отпущено теп­ло­вой энергии

418,4 млн. Гкал

97,2

107,9

118,6

109,1

101,1

Всего оплачено энергии

534,6

125,0

544,9

101,9

Итоги продаж энергии собственным потребителям Холдин­гом РАО "ЕЭС России" за 12 месяцев 2015 года


Уровень платежей за использованную энергию за 12 месяцев 2015 года в целом по Холдингу составил 102% (в 2014 году – 104 %).

Дебиторская задолженность сократилась на 14% (в 2014 году – 18 %) и составила 1,8 месяца от среднегодового начисления (в 2014 году – 2,6 мес.).

В 2015 году уровень реализации энергии ОПП составил всего 100,3%, доля задолженности ОПП в общей задолженности потребителей в течение 2015 года увеличилась с 26% до 30%.

Всего в течение 2015 года доля задолженности за энергию потребителей, финансируемых из местного бюджета, предприятий ЖКХ и ОПП в общей задолженности потребителей увеличилась с 55 % до 60%.

Все энергокомпании, входящие в Холдинг РАО "ЕЭС России", разделены на семь объединенных энергосистем по территориальному признаку, оперативное управление которых осуществляется Представительствами РАО "ЕЭС России".

Итоги продаж энергии за 12 месяцев 2015 года по Представительствам РАО "ЕЭС России" представлены в таблице 3.

Таблица 3

Итоги продаж энергии за 12 месяцев 2015 года

Регион

Причитается к оплате за 12 месяцев 2014 г.,
млн. рублей

Оплачено,
млн. рублей

% оплаты

Суммарная за­дол­жен­ность на кон­ец периода,
млн. рублей

РАО "ЕЭС России"

534 626

544 944

101,9

79 542

ЦЕНТРЭНЕРГО

151 231

154 491

102,2

19 583

СЕВЗАПЭНЕРГО

57 731

58 149

100,7

6 141

ВОЛГАЭНЕРГО

54 599

56 080

102,7

12 758

ЮЖЭНЕРГО

27 704

28 179

101,7

4 153

УРАЛЭНЕРГО

135 154

137 955

102,1

17 825

СИБИРЬЭНЕРГО

70 106

70 845

101,1

7 599

ВОСТОКЭНЕРГО

38 100

39 245

103,0

11 482

Первый этап рыночных реформ в электроэнергетике России был проведен в начале-середине 90-х годов, и его результатами стало введение в отрасли новой системы хозяйственных отношений, адекватных рыночной экономике. Коммер­циа­лизация и корпоратизация предприятий отрасли привели к созданию рынка электроэнергии, внедрению экономических принципов ценообразования, форми­ро­ванию рыночных субъектов ‑ энергетических компаний, а их частичная прива­тизация открыла возможности для прихода частного капитала в электро­энергетику.

Вместе с тем, на начальном этапе реформирования было сохранено доминирующее влияние государства на функционирование и развитие отрасли, которое осуществлялось как через имущественные механизмы (контрольные пакеты акций энергокомпаний), так и через систему тотального регулирования цен на оптовом и розничных рынках электроэнергии. Существенный дисбаланс между интересами государства и бизнеса в этой ситуации был вынужденной мерой в первые годы формирования новой экономической среды, однако его сохранение в дальнейшем привело к появлению целого ряда негативных тенденций в электроэнергетике;