Файл: Структура органов местного самоуправления и критерии оценки их деятельности на примере муниципального образования Сорочинский городской округ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Правовую основу местного самоуправления составляют: Европейская хартия о местном самоуправлении, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , уставы, законы субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований. Система органов местного самоуправления, как самостоятельный раздел науки муниципального права, разработан сравнительно неплохо. Проблемам становления системы органов местного самоуправления в научной литературе уделяется сегодня достаточно большое внимание, но, тем не менее, не все вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления, определения их места и значения в системе публичной власти исследованы всесторонне.

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и – в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).

Актуальность проблемы определяется противоречием, где, с одной стороны, развитие системы органов местного самоуправления является одной из приоритетных задач государства, так как полномочия, делегируемые органам местного самоуправления дают возможность гражданам самостоятельно решать локальные проблемы на местах, а с другой стороны, отсутствие альтернативных систем финансирования, дефицит местных бюджетов, технологическая и ресурсная ограниченность не позволяет в полном объеме выполнять эти функции, и не способствует социально–экономическому развитию муниципалитетов, поэтому данная тема исследования является крайне важной.

Степень разработанности проблемы. Проблематика местного самоуправления получила определенное освещение в научной литературе, многие теоретические положения о местном самоуправлении были сформулированы еще в конце XIX – начале XX века и до сих пор составляют основу современных взглядов на систему местного самоуправления в государстве. Объект исследования – Администрация МО Сорочинский ГО

Предмет исследования – структура и деятельность органов местного самоуправления в МО Сорочиснкий ГО.


Цель работы – на основе исследования теоретических аспектов организации деятельности органов местного самоуправления предложить мероприятия по совершенствованию деятельности местного самоуправления в администрации МО Сорочиснкйи ГО Оренбургской области.

Задачи:

- рассмотреть понятие и сущность местного самоуправления;

- изучить нормативно–правовые основы организации деятельности органов местного самоуправления;

- проанализировать деятельность органа местного самоуправления в муниципальном образовании;

- предложить мероприятия по совершенствованию деятельности Администрации муниципального образования.

В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: анализ, обобщение, синтез, сравнение, анализ документов.

Структура работы состоит из: введения, первой главы, второй главы, третей главы, заключения, списка использованных источников и приложений. Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость деятельности органов местного самоуправления.

1.Теоретические и правовые основы местного самоуправления

1.1. Понятие и сущность местного самоуправления

Понятие «самоуправление» впервые стало употребляться в связи с ме­стными органами власти уже в период Великой французской буржуаз­ной революции, чтобы отразить факт самостоятельности общины по отношению к государству.

Появление же самого термина связано с именем прусского министра и теоретика государственного управления Лоренца фон Штейна (1757-1831), который видел в самоуправлении не только форму участия граждан в управлении делами государства на ме­стном уровне, но и средство пробуждения у людей чувства принадлеж­ности к единому сообществу.

Местное самоуправление – одна из форм прямого и представительного осуществления власти народом. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях – городских и сельских поселениях: в селе или нескольких селах, имеющих общую территорию (район), городах или частях крупных городов (городских районах, кварталах). Если государственная власть управляет населением сверху, то в муниципальных образованиях население само управляет своими делами, само решает вопросы местного характера . А так же обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.


Вопросы, относящиеся к ведению местного самоуправления:

- содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилого фонда;

- организация и содержание детских садов, средних школ и профессионально–технических училищ; организация и содержание больниц и поликлиник и обеспечение санитарного благополучия населения;

- охрана общественного порядка;

- организация и содержание муниципальных сетей коммунальных услуг (электричество, газ, вода, канализация, тепло и т. д.);

- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения (связывающих населенные пункты в пределах данного муниципального образования);

- благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

- другие вопросы

Муниципальное образование обладает собственностью. Важнейшие объекты его собственности – земли, жилой фонд, прежде всего в городах: это не приватизированные жильцами дома и квартиры, а также помещения муниципальных учреждений образования, здравоохранения, предприятия культуры, торговли, бытового обслуживания и местной промышленности.

Для решения местных вопросов муниципальное образование должно иметь денежные средства: составляется местный бюджет, то есть роспись доходов и расходов муниципального образования.

Источники доходов образуют:

- местные налоги и сборы, штрафы, отчисления от государственных налогов, установленные законом (транспортный налог, дорожный налог, сбор на нужды жилищно–коммунального фонда);

- поступления от сдачи имущества в аренду или от его приватизации;

отчисления от прибыли муниципальных предприятий (торговых, бытовых, промышленных);

- различные дотации.

Публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Однако для того, чтобы увидеть систему организации публичной власти и ее исполнительных органов в комплексе, целесообразно коротко рассмотреть вопрос о назначении, задачах, функциях, компетенции и видах органов местного самоуправления, а также об истории их становления и формирования в России.

Законодатель устанавливает виды организаций, которые относятся к органам местного самоуправления, в самой общей форме. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления считаются избираемые непосредственно населением (выборные) и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.


Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными указанным Законом.

Органы местного самоуправления - это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально- культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения. Органы местного самоуправления для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию.

К органам местного самоуправления относятся:

- представительный орган муниципального образования;

- глава муниципального образования;

- местная администрация (исполнительно–распорядительный орган муниципального образования);

- контрольный орган муниципального образования;

- иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной администрации (исполнительно–распорядительного органа муниципального образования). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций .

Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Устав муниципального образования определяет численный состав представительного органа местного самоуправления и его полномочия. Представительный орган муниципального образования принимает решения в коллегиальном порядке. В исключительной компетенции этого выборного органа находятся:


- принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений;

- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов

в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

- определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

- определение порядка материально- технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления имеют установленную различными законами и иными нормативными правовыми актами (уставами муниципальных образований) компетенцию, под которой понимаются полномочия этих органов публичной власти, осуществляемые ими в рамках предметов ведения местного самоуправления и для решения местных вопросов муниципального образования.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Указанный Закон устанавливает случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (например, смерть, отставка по собственному желанию, отрешение от должности, отзыв избирателями).

Местная администрация как исполнительно–распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, который определяется в уставе муниципального образования. Представительный орган муниципального образования устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, представительный орган муниципального образования назначает соответствующее лицо на должность главы местной администрации .