Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Анализ и оценка конкурентоспособности организации на примере ООО «Акос» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение конкурентоспособности предприятия является одной из основных задач любого предприятия, действующего на том или ином рынке,

ведь предприятий, которые выпускают аналогичную продукцию огромное количество. Между данными предприятиями идет серьезная конкурентная борьба. Выпуск конкурентоспособной, высококачественной продукции по приемлемой цене, предоставление услуг на высшем уровне по сравнению с конкурентами - главная задача любой фирмы. В современных условиях рынка успех хозяйствующего субъекта напрямую находится в зависимости от достижения конкурентоспособности и реализации конкурентных подходов, обеспечивающих его стойкое рыночное положение, поэтому активное исследование и изучение конкурентоспособности предприятия чрезвычайно актуально в настоящее время.

Принципиально важную роль в информационно-аналитическом обеспечении любой конкурентной стратегии — будь то наступательной или оборонительной — играют, во-первых, улавливание сигналов об уязвимости конкурента или, напротив, о его подготовке к наступательным действиям; во-вторых, их всесторонний анализ; в-третьих, способствующих принятию обоснованных предпринимательских решений.

К важным конкурентным преимуществам относятся: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления фирмой, адаптивность (способность быстрого реагирования на меняющиеся требования и условия рынка) и др.

Очевидно, что чем шире у компании набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на отдельных сегментах этого рынка.

В рыночной экономике конкурентоспособность является решающим фактором коммерческого успеха предприятия. Это понятие, означающее и соответствие товара условиям рынка, и требованиям потребителей, и различным условиям его реализации, и уровня затрат потребителя за период эксплуатации.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что конечная цель любого предприятия — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности предприятия, т. е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других предприятии.


В современных условиях жесткой и повышенной конкуренции компаниям все сложнее завоевать внимание потребителей и укрепиться в их сознании. Потребители получают большой объем информации относительно разнообразных товаров и услуг, что компаниям сложно как-то выделиться среди многообразия. Естественно сознание потребителей старается отфильтровать полученную информацию и выделить для себя наиболее важные характеристики, качества.

Объектом исследования является деятельность ООО «АКОС».

Предметом исследования являются факторы и стратегия поддержания конкурентоспособности ООО «АКОС» на внутреннем рынке.

Целью исследования является исследование конкурентоспособностью ООО «АКОС».

Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

1.Изучить теоретические основы управлением конкурентоспособности;

2.Рассмотреть методики оценки конкурентоспособности организации

2.Провести анализ конкурентоспособности ООО «АКОС»;

3.Разработать мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности ООО «АКОС».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Понятие, содержание и основные подходы к определению конкурентоспособности организации

Конкуренция – это естественная среда функционирования предприятий на всех рынках, характеризующаяся наличием множества товаров заменителей и товаропроизводителей, ведущих постоянную конкурентную борьбу. Главными факторами, определяющими понятие конкуренции, является ограниченное предложение на рынке и его привлекательность[1].

Методы конкуренции – это экономические способы поведения предприятия на рынке, дающие возможность существования и развития. Все методы конкуренции условно можно разделить на два вида:

1. Экономические, основанные на чисто экономических способах поведения.

2. Условно-экономические – все остальные способы, которые, в конечном счете, влияют на экономическое положение предприятия на рынке.


К первой группе относятся два главных способа поведения: игра ценами и игра затратами.

Игра ценами, как способ конкуренции означает использование плавающей ценовой политики предприятия на рынке. С целью замещения конкурентов из своей ниши рынка, многие предприятия резко и значительно снижают свои отпускные цены на продукцию, и держат их до той поры, пока конкурент, либо уходит с рынка, либо останавливает свое производство данного продукта, чтоб не обанкротиться. После вытеснения конкурентов, цены восстанавливаются или даже возрастают выше первоначального уровня, дабы возместить убытки от конкурентной борьбы. Недостатком такого поведения является тот факт, что и конкурент может снизить свои цены. И тут уж, как говорится, у кого окажется больший финансовый запас (ресурс) тот и станет победителем. Сегодня подобной борьбой занимаются только крупные монополии. Большинство же предприятий стараются просто подстроиться под текущий уровень цен.

Экономических способов конкуренции несколько. Все эти способы главным образом связаны уже не с давлением на конкурентов, а на лучшем привлечении покупателей именно к своему продукту. Остановимся на некоторых из них.

Первый – это расширение ассортимента однородных товаров. Суть, которого сводится к вводу новых весовых или объемных видов товаров, дабы охватить практически все пожелания в этом направлении своих клиентов. Подобный ассортимент непременно повысит объем продаж такого продукта. Особенно, если при этом и слегка подкорректировать и цены. Чем сегодня занимаются уже многие производители. Кроме объемно-весовых показателей, можно изменить дизайн упаковки, сделав его более современным, более модным, подстроив под текущие веянья музыки, кино, интернета и так далее.

Второй способ – это всяческая раскрутка и поддержка своей торговой марки, которая должна вызвать у потребителя устойчивое понимание, что данный товар самый лучший только этой торговой марки. Показывая потребителю, что только товар этой торговой марки обладает лучшими качествами, характеристиками и удобствами в использовании тому подобное. Сегодня многие предприятия стараются либо жестко поддерживать свою старую положительно зарекомендовавшую себя торговую марку, либо идти на обновление торговой марки, которая бы отвечала современным веяньям экономики, культуры, социальным аспектам и просто новому образу жизни[9].

Третий способ – это способ можно характеризовать как навязывание своего товара. Суть данного способа состоит в повсеместной рекламе своего товара: в газетах, журналах, на радио, на телевидении, в интернете, на транспорте и иных местах. Если потенциальный покупатель видит рекламу какого-либо товара, практически, везде, то он подсознательно начинает считать его лучшим, более качественным, а, стало быть, при прочих равных условиях покупают его.


Категории конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности продукции взаимосвязаны. В качестве значимых критериев конкурентоспособности предприятия можно выделить следующие: ценность производимой предприятием продукции и ценность компании как хозяйствующего субъекта. Следует отметить, что изменения происходящие во внешней среде российских предприятий способствует появлению новых методов оценки конкурентоспособности предприятия. Проведенная нами систематизация данных методов позволила разделить их на аналитические и графические (рисунок 1).

Аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия и его продукции включают ряд методов, одним из которых является экспертная оценка.

  1. Она применяется при сравнении компаний отрасли или региона. В рамках данного метода может быть использована информация следующего характера: данные проведенного опроса потребителей, сотрудников компании, финансовая отчетность предприятий и т.д.
  2. Оценка конкурентоспособности компании на основе расчета рыночной доли. Доля целевого рынка определяется как удельный вес товарооборота компании, в общем его объеме. Увеличение или уменьшение данного показателя в интервале от 0 до 100% свидетельствует об уровне конкурентоспособности предприятия. Данный метод дает возможность осуществить распределение долей рынка и выделить ряд его субъектов: аутсайдеры; компании со слабой, средней или сильной позицией на целевых рынках; лидеры. Размер изменения рыночной доли компании позволяет идентифицировать группы хозяйствующих единиц: с сильно улучшающейся, улучшающейся или ухудшающейся, сильно ухудшающейся конкурентной позицией.

Рисунок 1 - Методы оценки конкурентоспособности

предприятия

3. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе нормы потребительной стоимости предполагает проведение оценки совокупности принимаемых маркетинговых, организационных, а также управленческих решений. Данный метод позволяет более точно произвести оценку реальных потребностей потенциальных потребителей и уровень предприятия из-за совокупной оценки управленческих, маркетинговых и организационных решений.

4. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе теории эффективной конкуренции включает оценку эффективности функционирования каждого из подразделений компании, использования ими ограниченных ресурсов. В основе лежит проведение оценки по четырем группам критериев конкурентоспособности:


  • показатели, отражающие эффективность управления производственным процессом предприятия такие как: экономичность производственных процессов, рациональность использования основных фондов, эффективность использования технологий, организация труда персонала;
  • показатели, раскрывающие эффективность управления имеющимися оборотными средствами: наличие независимости компании от внешних источников финансирования, кредитоспособность компании, стабильное долгосрочное развитие;
  • показатели, дающие возможность получить представление об существующей эффективности управления сбытовой деятельностью и продвижением продукции на целевом рынке;
  • показатели конкурентоспособности продукции: качество производимых товаров и их цена.

Графические методы оценки конкурентоспособности предприятия

1. Так многоугольник конкурентоспособности предприятия представляет собой графическое соединение полученных оценок положения компании и конкурентов по наиболее важным направлениям деятельности и позволяет провести сравнение имеющихся возможностей предприятий (рисунок 2).

Накладывая один многоугольник на другой, можно идентифицировать имеющиеся сильные и слабые стороны предприятий относительно друг друга.

Предпродажная подготовка

Рисунок 2 - Пример построения многоугольников конкурентоспособностидвух предприятий[11]

2. Матричный метод предполагающий использование матриц БКГ, «привлекательность рынка - преимущества в конкуренции», Матрица Портера и т.д. Так в основе матрицы БКГ, лежит проведение анализа конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции. Наиболее конкурентоспособными считаются те компании, которые занимают относительно большую долю на быстрорастущем рынке.

Модель «привлекательность рынка - преимущества в конкуренции» представляет собой усовершенствованную матрицу БКГ. Эта матрица позволяет определить положение компании на рынке относительно конкурентов, а также позволяет дать конкретные практические рекомендации по улучшению существующего уровня конкурентоспособности.

Матрица Портера строится на основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции компании. Цель данной матрицы заключается в обеспечении необходимого управления имеющимся портфелем продукции компании и ее финансами, при этом в качестве основного фактора рассматриваются конкурентные силы целевого рынка.