Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учет НДС по расходам, для которых в бухгалтерском и налоговом учете предусмотрены нормы при налогообложении прибыли, необходимо вести раздельно. Согласно п. 7 ст. 171 НК РФ, сумма НДС принимаемого к вычету рассчитывается пропорционально норме таких расходов. НДС сверх норматива не может быть принят к вычету.

Удобнее вести учет НДС по нормируемым расходам на отдельных субсчетах:

  • «НДС по представительским расходам»,
  • «НДС по рекламным расходам».

При этом НДС по сверхнормативным расходам лучше не списывать в дебет счета 91 до конца года, т.к. сумма представительских и рекламных расходов, исчисленная в пределах норматива, в течение года может увеличиться.

Если одновременно осуществляют операции, как облагаемые, так и не облагаемые НДС, то суммы «входящего» НДС учитываются в следующем порядке (п. 4 ст. 170 НК РФ):

  • «входной» НДС принимается к вычету, если приобретенные товары (работы, услуги) используются для операций, облагаемых НДС (если выполнены все необходимые для вычета условия);
  • налог учитывается в стоимости товаров (работ, услуг), если они используются для операций, не облагаемых НДС;
  • «входной» НДС распределяется между операциями, облагаемыми и не облагаемыми НДС, если приобретенные товары (работы, услуги) используются как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях.

Чтобы выполнить эти требования, налогоплательщик должен вести раздельный учет «входящего» НДС. Иначе он не сможет не только принять НДС к вычету, но и учесть этот НДС в расходах в целях налогообложения прибыли (абз. 8 п. 4 ст. 170 НК РФ). Эта норма относится к той части «входящего» НДС, которая приходится на операции, не облагаемые НДС. Организация может открыть следующие субсчета:

  • «НДС по облагаемым операциям»;
  • «НДС по необлагаемым операциям»;
  • «НДС по облагаемым и необлагаемым операциям»

Представим бухгалтерские записи по учету входящего НДС в виде таблицы.

Таблица 2.6

Бухгалтерские записи по учету входящего НДС

Документы и содержание операции

Сумма

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1. Поступили от ЗАО «Дорога» по счету-фактуре № 285 материалы

1451,69

10

60

НДС

261,31

19

60

2. Поступили от «Объединения стойтехники»

а) по счету-фактуре № 315 инструмент и мелкий инвентарь

1794,92

10.9

60

НДС

323,08

19

60

б) по счету-фактуре № 380 запасные части по прейскурантным ценам

1683,05

10.5

60

НДС

302,95

19

60

3. Поступили от Завода «Материалы» по счету-фактуре № 215 разные материалы

9447,46

10.6

60

НДС

1700,54

19

60

4. Поступил от «Объединения № 18» по счету-фактуре № 518 обивочные материалы

4344,07

10.1

60

НДС

781,93

19

60

5. Принят к оплате счет от межхозяйственного предприятия № 181 за сырье и материалы

2466,95

10.1

60

НДС

444,05

19

60

6. Принят к оплате счет от Смоленского энергосбыта № 112 за электроэнергию

2712,71

25

60

НДС

488,29

19

60

7. Принят к оплате счет от Ообъединения техники № 218 за капитальный ремонт

в том числе:

а) за ремонт производственного оборудования

615,25

25.1

60

НДС

110,75

19

60

б) за ремонт грузовых автомашин

602,54

23.2

60

НДС

108,46

19

60

8. Принят к оплате счет от магазина счет № 81, в том числе:

а) за 2 телевизора и мебель для клуба

130680,64

08

60

НДС

23522,52

19

60

б) за канцелярские товары

479,66

10.6

60

НДС

86,34

19

60

9. Принят счет от ООО «Каменской» № 287 за оборудование

139940,70

08

60

НДС

25189,30

19

60

10. Принят счет от Объединения № 11 за купленные производственные технологии

132957,60

08

60

НДС

23932,40

19

60

11. Принят к оплате от областного объединения счет-фактура № 1069 за производственное оборудование

332072,03

08

60

НДС

59772,97

19

60


Покупатель, который перечисляет предоплату поставщику, вправе принять «авансовый» НДС к вычету.  Данный налоговый вычет производится на основании счета-фактуры и при наличии договора поставки, в котором предусмотрена предварительная оплата (п. 9 ст. 172 НК РФ).

После принятия к учету полученного от поставщика товара, покупатель на основании счета-фактуры,  производит  вычет НДС с отгрузки (подп. 2 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Однако при этом покупателю следует восстановить ранее принятый к вычету НДС с суммы предоплаты (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Компания перечислила 100-процентный аванс поставщику в счет предстоящей поставки материалов в сумме 188 800 руб. (в том числе НДС - 28 800 руб.). Стоимость материалов, полученных от поставщика в счет предоплаты, без НДС составила 160 000 руб.

Таблица 2.7

Учет НДС с авансов выданных

Документы и содержание операции

Сумма

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

оплачен аванс поставщику

188800

60

51

сумма НДС с уплаченного аванса предъявлена к налоговому вычету

28800

68

76.ВА

сумма поступивших от поставщика товаров

160000

10

60

сумма «входного» налога на добавленную стоимость

28800

19

60

сумма «входного» НДС предъявлена к вычету

28800

68

19

восстановлен НДС с аванса

28800

76.ВА

68

2.3. Отчетность по НДС: порядок формирования и сроки преставления

Налог на добавленную стоимость считается одним из самых сложных налогов, и отмена его в ближайшем будущем не предвидится. Как правило, большинство хозяйственных операций на предприятии облагаются НДС.

Для формирования отчетности по НДС понадобятся следующие документы:

  • - книга продаж и покупок;
  • - журналы учета счетов-фактур выданных;
  • журналы учета счетов-фактур полученных;
  • - декларация НДС, утвержденная Минфином.

Покупатели-налогоплательщики обязаны вести учет счетов-фактур. Все приобретенные товары, работы, услуги отражаются в Книге покупок – специальной форме отчетности. А учет оплаты покупки и других затрат нужен для того, чтобы получить величину НДС, что может компенсироваться. Таким же налоговым регистром является и книга продаж, в которой лица фиксируют счета, выписанные предприятием в налоговом периоде.


Плательщики НДС, в том числе налоговые агенты, представляют налоговую декларацию не позднее 25 числа следующего месяца за отчетным периодом (п. 5 ст. 174 НК).[5]

С 2015 года отчетность по НДС сдается по новым правилам. Изменения серьезные – они затронули не только форму декларации, но и порядок ее представления и корректировки. Теперь налогоплательщики должны включать в декларацию сведения из книг покупок и продаж по всем операциям за отчетный период, а посредники – данные из журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур в части посреднической деятельности. Еще одно новое требование – декларация по НДС представляется в электронном виде. Исключение сделано только для налоговых агентов, не являющихся плательщиками налога – они пока могут отчитываться на бумаге. 

Наиболее важные нововведения при представлении отчетности по НДС:

  • В новую декларацию по НДС включаются сведения из книг покупок и продаж в полном объеме.
  • ФНС в рамках внутреннего камерального проводит тотальную автоматическую сверку данных из книг покупок и продаж всех налогоплательщиков.
  • По каждому факту расхождения данных налогоплательщику отправляется запрос на уточнение.
  • Налогоплательщик обязан подтвердить получение запроса от ФНС в шестидневный срок. Игнорировать запрос нельзя, поскольку ИФНС может заблокировать расчетный счет. 
  • Налогоплательщик обязан разобраться в причинах расхождений, внести исправления в налоговые и первичные документы и представить в ФНС уточненные сведения.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию.

Уплата налога за истекший налоговый период по операциям, признаваемым объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода (квартала) равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.


Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В переходный к рынку период национальная система налогообложения является одним из основных экономических инструментов регулирования развития экономики. Эффективность функционирования субъектов хозяйствования зависит от того насколько рационально выстроена система налогообложения.

В связи с этим с экономической точки зрения налоги представляют собой главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, которое осуществляется государством в целях обеспечения финансовыми средствами тех секторов и сфер, которые ощущают потребность в финансовых средствах, но не могут самостоятельно обеспечить себя ими.

Основной задачей налогового регулирования доходов является сосредоточение в руках государства и местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития.

Само существование государства неразрывно связано с механизмом взимания налогов. Для обеспечения государственных функций (среди которых содержание армии, реализация социально- экономической политики и др.) необходимо поступление налоговых платежей в полном объеме, в противном случае задачи, поставленные правительством, выполняются не до конца. В налоговой системе России особое внимание стоит уделить косвенному налогу: НДС, т.к. недостаточное регулирование механизма его взимание приводит к описанным выше последствиям.

Целью курсовой работы было изучение особенностей исчисления, формирования отчетности и уплаты организацией налога на добавленную стоимость

Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:

  • Изучена экономическую сущность налога на добавленную стоимость;
  • Охарактеризованы объекты обложения НДС;
  • Изучена система начисления и возмещения НДС ,
  • Изучены порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость,
  • Рассмотрен порядок синтетического и аналитического учета налога на добавленную стоимость,
  • Рассмотрена система формирования отчетности по НДС.

Налог на добавленную стоимость стоит особняком в налоговой системе Российской Федерации по двум причинам: во-первых, он обеспечивает высокий уровень поступлений в бюджет; во-вторых, он выступает как косвенный налог с механизмом возмещения сумм из бюджета. Наличие указанной второй составляющей мешает осуществлению фискальной функции НДС в той мере, в которой это максимально возможно. Механизм взимания НДС, предусмотренный налоговым кодексом, предоставляет налогоплательщику право уменьшить общую сумму налога на установленные 171 статьей налоговые вычеты.


Основным и главным отличием косвенного налогообложения является механизм действия - переложение налогового бремени первоначальным плательщиком на потребителя его продукции путем повышения продажных цен при ее реализации.ᅟ

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

В процессе проведения исследования удалось выделить основные отличия НДС от других косвенных налогов:

- распространяется и возлагается на сферу производства;

- действует на производственную деятельность, бремя которого особенно тяжело ощущается для предприятий с большой долей комплектующих изделий и материалов в составе продукции с длительным производственным циклом;

- отраслями, освобожденными от НДС, являются отрасли, которые "оттягивают" на себя более половины добавленной стоимости, создаваемой общими усилиями народного хозяйства (операции с ценными бумагами, банковская деятельность, страхование и т. п.);

- характерной чертой налоговой системы, в которых НДС занимает центральное место, в т.ч. РФ, является быстрое превращение этого налога в один из главных в налоговой системе.

Недостатками косвенных налогов и в.ч. НДС являются: саморегуляция плательщиком индивидуальной налогоспособности, относятся к отдельным лицам непропорционально их капитала/дохода, чрезмерно обременяя низкооплачиваемые слои населения, ограничивают размер прибыли предпринимательства.1

Основным источником для взимания НДС является промышленность и торговля. Финансовый сектор полностью освобожден от взимания налога, поступления от экспортно-ориентированных добывающих отраслей, как правило, невелики. Поступления по НДС напрямую связаны с размером внутреннего валового продукта - чем больше экономика, тем больше валовая сумма налога.

Налогообложение добавленной стоимости установлено во многих странах мира и но при этом льготы по НДС являются одним из способов государственной поддержки. Тому существует ряд причин.

Прежде всего, предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Крупные предприятия перечисляют значительную часть НДС в бюджет, но при этом малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка, проводимым экономическим реформам и другим изменениям предпринимательской среды. Динамичное развитие малого и среднего бизнеса может быть одним из ключевых факторов стабильного экономического роста в России.