Файл: Процессы принятия решений в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1.2 – Процесс разработки управленческого решения

Она включает следующие этапы:

  • Признание проблемы;
  • Формулирование проблемы;
  • Определение критериев успешного решения проблемы.

Главная задача состоит в правильной постановке цели решения. Любой процесс принятия решения должен начинаться с осознания необходимости его принятия.

Если исходить из того, что решение – это организационная реакция на возникшую проблему, то этап изучения ситуации направлен на признание или непризнание существующей в организации проблемы.

Признание проблемы является необходимым условием для ее решения, так как если проблема не существует для того, кто принимает решения, то его принятие не состоится [10, с. 128].

На этой стадии осуществляется выработка альтернатив.

При обсуждении стандартных решений это не составляет проблемы.

Например, при сравнении различных мест расположения нового пункта питания.

При рассмотрении других типов решений, особенно новаторских, этот шаг более сложный.

Квалифицированное принятие решений требует выработки ряда альтернатив, сравнивая их и выбора наилучшей. Иногда все варианты решения выглядят хорошими и ни одно не кажется преимущественным. Поэтому, чтобы сделать выбор, менеджер нуждается в определенных средствах для сравнения альтернатив.

Все предложенные альтернативы на следующем этапе должны быть сравнены друг с другом или оценены для последующего выбора лучшей из них.

Оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса. Для этого используются как количественные, так и качественные, или неосязаемые, измерители.

Это завершающая стадия, состоящая из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения. Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является предположение, что если выбор в отношении решения сделан, то оно обязательно будет выполнено.

Следующий этап – это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения.

Основой такого механизма должна стать система обнаружения ошибок и достижений в действиях по выполнению решения. Когда система такого отслеживания отклонений работает эффективно, тогда проблемы в выполнении решений могут быть предотвращены до того как они появятся [10, с. 128].

Процедура утверждения решения является подчас чистой формальностью по сбору соответствующих подписей и санкций, поскольку на предыдущих этапах механизма формирования решения отыскивался, по существу, наилучший вариант и способ его осуществления.


Однако необходимость выполнения этой работы обусловлена также и требованиями законности, указывающими, что решение достигло такого пункта, когда все члены коллектива, привлекаемого к решению проблемы, взяли на себя определённую ответственность.

При определённом варианте решения руководителю подчас необходимо посоветоваться с профсоюзными организациями или с коллективом работников. Однако, в конечном счёте утверждает решение сам руководитель, поскольку он несёт персональную ответственность за эффективность деятельности вверенного ему коллектива, выполняя возложенные на него функции в соответствии с принципом единоначалия

Выполнение решения – это устранение породившей его проблемы, по отношению к которой было принято решение.

Организация выполнения решения предусматривает координацию многих людей.

Менеджер должен стремиться избегать потенциальных конфликтов, заинтересовать и мотивировать людей на реализацию решения, расставить их таким образом, чтобы максимально использовались их способности [10, с. 128].

1.4 Теория по проблеме роста миграции

Сохранение и наращивание человеческого потенциала на Дальнем Востоке России остается актуальным для страны, поскольку Дальневосточный федеральный округ - это форпост России на ее восточных рубежах.

Сложившиеся тенденции в воспроизводстве и миграционной подвижности населения в регионе вызывают определенную озабоченность, поскольку демографическая самодостаточность региона - один из факторов национальной безопасности.

Следовательно, относительно Дальнего Востока нужна протекционистская политика, если мы не хотим потерять эту территорию [8, с.1].

Таким образом, в конце первой части курсовой работы, следует:

1. Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления;

2. Сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив

направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательном состоянии организации представляет собой принятие решения;

3. Для принятия эффективного управленческого решения необходима качественная информация;

4. Выделим виды управленческих решений: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные;

5. Качество управленческих решений - степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем;


6. Процесс разработки управленческих решений составляет три стадии: стадия 1 – признание необходимости решения; стадия 2 – выработка решения; стадия 3 – выполнение решения.

Глава 2 Постановка управленческой проблемы – миграции населения

2.1 Анализ миграции по Российской Федерации

Миграционный прирост страны за январь - апрель 2014 г. составил 67,1 тыс. чел., в том числе 64 тыс. – со странами СНГ. Таким образом, несмотря на политические события на пространстве бывшего СССР, увеличения в объемах так называемой долговременной миграции в Россию статистика не зафиксировала, о чем говорит сопоставление данных этого года с аналогичным периодом 2013 г. (рис. 2.1).

Рисунок 2.1 - Общие показатели миграции населения России, январь-апрель 2013, 2014 гг., тыс. чел.

Отсутствие тенденции к приросту может быть связано, прежде всего, с процедурой учета прибытий и выбытий (с 2011 г. она распространяется на всех вновь зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания на срок 9 месяцев и более, по истечении срока регистрации лица автоматически считаются выбывшими) – что, в целом, привело к увеличению учтенной статистикой миграции.

Важно и то, что основные события на Украине, имевшие миграционные последствия, происходили в мае и июне и не могли отразиться в рассматриваемый период на анализируемых статистических данных.

2.2 Постановка проблемы Дальнего Востока

Долгосрочные прогнозы Госкомстата показывают, что к 2016 году численность населения Дальнего Востока сократится до 6,5 млн. человек.

Таким образом, за этот период федеральный округ может потерять еще порядка 500 тысяч жителей. По мнению сенатора, эти процессы представляют угрозу национальной безопасности и создают предпосылки для территориальных претензий со стороны соседних государств.

Общие итоги миграции населения в 2013 году области отображены в таблице 2.1.


Таблица 2.2 - Рейтинг регионов Дальневосточного федерального округа по привлекательности для миграции[1]

Субъект РФ

Прибыло, чел

Выбыло, чел

Миграционный прирост (+), убыль (-), чел.

1

Амурская область

19655

19129

526

2

Чукотский авт.округ

3192

2954

238

3

Еврейская авт.область

2511

3424

-913

4

Сахалинская область

13061

14027

-966

5

Магаданская область

3964

5180

-1216

6

Камчатский край

8396

10620

-2224

7

Республика Саха (Якутия)

19564

22656

-3092

8

Хабаровский край

33487

36774

-3287

9

Приморский край

47036

51199

-4163

Дальневосточный федеральный округ

150866

165963

 -15097

Таким образом, проблемой является отток населения с Дальнего Востока.

Причины данной проблемы:

- низкая заработная плата в регионах Дальнего Востока по сравнению с западными районами Российской Федерации;

- климатические условия;

- неудобное географическое положение и т.д.

Влияние оттока населения с Дальнего Востока оказывает на социально - экономическое развитие региона Дальнего Востока и политическая безопасность границы.

На данный момент ситуация на российско-китайской границе стала серьезным геополитическим фактором, значение которого стремительно возрастает.

Глава 3 Разработка управленческого решения по проблеме оттока населения с Дальнего Востока

3.1 Процесс разработки управленческого решения

Выявленная проблема – «Отток населения с Дальнего Востока».


Цели решения данной проблемы:

  • снижение оттока населения с Дальнего Востока;
  • привлечение квалифицированных кадров;

Альтернативные решения проблемы:

1. Увеличение размера пенсий и зарплат, восстановить систему северных надбавок, увеличить районные коэффициенты, компенсации и другие льготы;

2. Предусмотреть целевые государственные субсидии для компенсации оплаты за электричество и тепловую энергию, за жилищно-коммунальные услуги, разработать и ввести механизмы государственного регулирования цен на энергетические, материально-технические ресурсы и продовольствие, а также транспортные тарифы;

3. Повышение трудовой мобильности рабочей силы, в том числе в результате сокращения административных барьеров, связанных с регистрацией по месту пребывания, повышения доступности жилья, включая съемное жилье, а также транспортной и социальной инфраструктуры;

4. Использование территориального планирования размещения объектов инфраструктуры в целях первоочередного совершенствования инфраструктуры ведения бизнеса (транспорт, связь) в трудоизбыточных регионах в целях стимулирования «миграции бизнеса» в данные регионы;

5. Инвестирование местной промышленности.

Ограничения, возникающие при принятии управленческого решения:

- большие расстояния между центром и Дальним Востоком;

- непривлекательность.

Анализ выбора оптимального решения дан в таблице 3.1.

Орган, принимающий решение – Федеральный орган исполнительной

Таблица 3.1 – Анализ выбора оптимального решения

Критерии

Альтернативы

Наименование

вес

1-я

альтернатива

2- я

альтернатива

3- я альтернатива

4- я альтернатива

5- я альтернатива

Затраты на проекты

0,26

0,26 х 10=2,6

0,26 х 10 =2,6

0,26 х 8 =2,08

0,26 х 9 =2,34

0,26 х 8 =2,08

Приграничное положение

0,18

0,18 х 5=0,9

0,18 х 6 =1,08

0,18 х 7 =1,26

0,18х 5 =0,9

0,18 х 6 =1,08

Влияние спроса на иностранную рабочую силу

0,1

0,1 х 6=0,6

0,1 х 7 =0,7

0,1х 8 =0,8

0,1 х 5 =0,5

0,18 х 7 =1,26

Современные центры занятости и переквалификации кадров

0,13

0,13 х 7 =0,91

0,13 х 8 =1,04

0,13х 7 =0,91

0,13 х 7 =0,91

0,13 х 8 =1,04

Уровень экономики региона

0,17

0,17 х 9 =1,53

0,17 х 10 =1,7

0,17 х 9 =1,53

0,17 х 7 =1,19

0,17 х 10 =1,7

Климатические условия

0,16

0,16 х 8 =1,28

0,16 х 9 =1,44

0,16 х 6 =0,96

0,16 х 8 =1,28

0,16 х 8 =1,28

Итого

1

7,82

8,56

7,54

7,12

8,44