Файл: Этапы развития бюджетной системы России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 2.1

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2085,0

2046,9

38,1

доходы от внешнеэкономической деятельности

4664,7

4664,7

-

доходы от внешнеэкономической деятельности

4664,7

4664,7

-

алоги на имущество

678,0

-

678,0

безвозмездные поступления

153,2

29,0

1768,8

На основании Таблицы 2.1 можно наблюдать преобладающую долю доходов от внешнеэкономической деятельности в общей структуре доходов консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов России на 2016 год. Что касается консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, преобладающие позиции занимают налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц. Также значительна доля безвозмездных поступлений (по состоянию на 2016 год составили 1768,8 млрд. руб).

Таблица 2.2 - Исполнение консолидированного бюджета РФ по расходам за 2016 год, в млрд. руб.[26, 27]

Консолидированный
бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Из них

Федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

Расходы - всего

19994,6

10925,6

7679,1

бщегосударственные вопросы

1357,0

777,8

468,8

   обслуживание государственного
    и муниципального долга

328,9

262,7

75,7

национальную оборону

1517,2

1516,0

3,5

Продолжение таблицы 2.2

национальную безопасность и правоохранительную деятельность

1518,6

1259,8

282,1

национальную экономику

2793,4

1790,2

1316,4

жилищно-коммунальное хозяйство

1195,0

279,8

968,6

социально-культурные мероприятия

11245,9

4370,6

4526,9

межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

0,0

651,3

15,3

Профицит, дефицит (-)

860,7

442,0

-34,9


В соответствии с Таблицей 2.2 можно сделать вывод, что в структуре расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ преобладающая доля приходится на расходы на социально-культурные мероприятия (их объем в 2016 году составил 4526,9 млрд. руб.), на национальную экономику (1316,4 млрд. руб. в 2016 году), ЖКХ (968,6млрд. руб. в 2016 году).

Таблица 2.3 - Абсолютная динамика расходов федерального бюджета РФ на 2016-2017 гг.

Статьи расходов

Сумма расходов по статье в млрд. руб.

Абсолютная динамика

2016

2017

в 2017 к 2016

1

2

3

4

Общегосударственные вопросы

844,6

832,9

98,6

Национальная оборона

1537,4

1853,3

120,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1242,1

1822,0

146,7

Национальная экономика

1784,9

1797,2

100,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

234,1

136,0

58,1

Охрана окружающей среды

17,6

21,7

123,3

Продолжение таблицы 2.3

Образование

560,0

603,0

107,7

Культура, кинематография

88,0

86,2

98,0

Здравоохранение

503,7

551,1

109,4

Социальная политика

3135,3

3895,9

124,3

Физическая культура и спорт

44,0

40,8

92,7

Средства массовой информации

61,3

73,5

119,9

Обслуживание государственного и муниципального долга

350,7

388,4

110,7

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

623,4

553,9

88,9

Итого

11027,1

12655,9

114,8


В соответствии с Таблицей 2.3 можем говорить о росте основных статей расходов к 2017 году.

Основной проблемой неконкурентоспособности российской экономики и недостаточной эффективности бюджетной системы в современных условиях можно считать влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику страны и ее составляющие элементы.

Таблица 2.4 - Инфляция в 2000-2018 годах, в %[23]

Год

Уровень инфляции

2014

8,8

2015

6,0

2016

5,5

2017

5,0

2018

4,9

2019 (прогноз)

4,8

В соответствии с Таблицей 2.4 можно сделать вывод, что по состоянию на 2014 год, несмотря на влияние кризиса, уровень инфляции значительно ниже аналогичного показателя за 2000 год. Высокий уровень инфляции в 2000 году связан с последствиями кризиса 1998 года. Можно, таким образом, сделать вывод, что современная антиинфляционная политика эффективна.

Также к некоторым причинам неконкурентоспособности России можно отнести:

сырьевую ориентацию экономики России;

недостаточную активность инвестиционно-инновационного сектора экономики РФ;

недостаточный уровень эффективности налогово-бюджетной политики;

недостаточный уровень эффективности денежно-кредитной политики и проч.

Дилемма неконкурентоспособности российской экономики определена следующими особенностями [28]:

1. «Четырехпроцентное гетто»:

«инерционные темпы роста не превысят (при умеренном прогнозе цен на нефть – порядка 100 долл. За баррель) 4- 4,5% в год из-за медленного роста товарооборота (эффект замедления динамики реальной зарплаты), экспорта (стабилизация вывоза нефти) и госпотребления.

2. Кризис платежного баланса:

Девальвационные риски уже в 2015-2016 гг. Втягивание в «латиноамериканский» цикл «девальвация-инфляция-кризис платежного баланса-девальвация», с соответствующими перспективами для инвестиционной и деловой активности.

3. Кризис бюджета:

Набранные обязательства означают возникновение стабильного бюджетного дефицита в 3-3,5% ВВП.

4. Кризис легитимности социального порядка:

Российская экономика нуждается в высоких – 5-5,5%-темпах роста, обеспечивающих стабильность бюджета (с учетом принятых социальных и оборонных обязательств, необходимостью модернизации инфраструктуры), развитие науки и технологий, модернизацию производственного аппарата;


Существующие конкурентные преимущества, в значительной мере, исчерпаны. Добыча и экспорт энергоносителей стабилизируется, цены на энергию постепенно выходят на европейский уровень, заработная плата повышается вплоть до уровня восточно-европейских стран.

России необходимы усилия, повышающие темпы экономического роста на 1-1,5% в год. Факторы прироста ВВП России (темпы прироста, %, инерционный сценарий) определены в Приложении А.

Основными последствиями влияние мирового финансово – экономического кризиса на экономику России можно назвать снижение конкурентных позиций на мировом рынке, повышение социальной напряженности, снижение уровня жизни населения страны и пр.

2.2 Предложения по совершенствованию бюджетной политики РФ

Совершенствование бюджетной политики современной России необходимо.

При определении целей и задач бюджетной политики следует исходить из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределённость на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики [20].

Назрела необходимость включения в Бюджетный кодекс Российской Федерации современных норм в части, касающейся государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Важно сказать, что современные проблемы бюджетной политики страны во многом вытекают из проблем Советского союза. Распад СССР, политические, социальные, военные и иные факторы, не имеющие непосредственного отношения к финансам, многократно усугубили кризисное состояние. К концу 90-х – началу 2000 - х, без сомнения, влияние всех этих негативных факторов на финансовую систему сохранилось.

К основным проблемам бюджетной политики в современных условиях необходимо отнести следующие:

несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

давно назревшая необходимость реформирования налоговой системы (первостепенное значение должно быть уделено НДС, налогу на прибыль др., а также усилению налогового контроля);

недостаточное инвестиционное финансирование;

высокий уровень инфляции в стране и рост безработицы;

недостаточная конвертируемость российского рубля и т.д.


В настоящее время существенную значимость приобретают правовые проблемы.

Все органы управления финансами на разных уровнях имеют тесную взаимосвязь, однако первостепенное значение все же имеют органы управления на уровне государства.

Нормативно-правовая база государственных финансов представлена рядом актов. Так, наибольшую значимость имеет Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Так, Бюджетный кодекс устанавливает общий характер бюджетного устройства, включая принципы организации и функционирования бюджетной системы, порядок определения доходов и утверждения расходов бюджетов, содержание и пределы правового регулирования бюджетов различных уровней, осуществления бюджетного процесса, а также порядок и условия ответственности за нарушение бюджетного законодательства [1].

Одной из основных проблем современной бюджетной системы можно считать несоответствие законодательных актов друг другу. Так, между Бюджетным кодексом и законодательством на уровне регионов и муниципальных образований существуют разногласия.

Также необходимо отметить, что более тщательное планирование бюджетной политики, а также управление финансами в целом приобретают более важное значение в современных условиях мирового финансово-экономического кризиса.

В основу бюджетной политики на 2019 год и на плановый период 2015 и 2016 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2018–2015 годах (Бюджетное послание).

Основные показатели прогноза социально-экономического развития, использованные для формирования федерального бюджета представлены в Приложении Б [25].

Итак, в рамках долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года планируется:

- сформировать в соответствии с бюджетными правилами основные характеристики федерального бюджета и параметров бюджета расширенного Правительства до 2030 года;

- определить предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансовое обеспечение государственных программ на период до 2020 года;

- сформулировать основные подходы к структурным реформам, увязав их с объективными бюджетными ограничениями, наметить ключевые направления бюджетных реформ и другие меры по повышению эффективности бюджетных расходов.