Файл: Исследование теоретических и практических вопросов разработки и обоснования бюджета проекта..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Важнейшее место среди ресурсов проекта занимают финансовые ресурсы. Они необходимы для финансирования реализации проекта. На основе планирования финансовых ресурсов составляются бюджеты проектов.

В условиях ограниченности ресурсов, необходимости достижения поставленных целей в предельно сжатые сроки и в рамках ограниченного бюджета, все в большей степени ощущается жесткая необходимость внедрения современных методов управления.

Цель работы – исследовать теоретические и практические вопросы разработки и обоснования бюджета проекта.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1) исследовать сущность проектов;

2) исследовать последовательность разработки бюджета проекта;

3) рассмотреть методы оценки эффективности проекта;

4) представить описание проекта;

5) разработать бюджет проекта;

6) оценить эффективность проекта.

Объектом исследования ООО «Каравай».

Предмет исследования – основы разработки и обоснования бюджета проекта.

Теоретико-методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных авторов в области проектного управления.

В работе использовались методы анализа абсолютных и относительных показателей, графический метод, метод сетевого планирования.

Структура работы. Цель и задачи исследования обусловили логику построения работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1. Теоретические основы бюджетирования проекта

1.1. Понятие бюджета проекта

Бюджет проекта представляет собой финансовый план на краткосрочный период (до одного года), отражающий фактические поступления и затраты. Затратная часть бюджета в стоимости проекта осуществляется на основе сметы проекта, в которой проводится обоснование и расчет стоимости проекта[1].

Бюджетирование проекта заключается в планировании его стоимости на основе формирования бюджета проекта, содержащего установленное (утвержденное) распределение затрат по видам работ, статьям затрат, по времени выполнения работ[2].


Структура бюджета проекта определяется планом счетов стоимостного учета конкретного проекта. Бюджет может составляться в виде: календарных планово-графиковых затрат; матрицы распределения расходов; столбчатых диаграмм затрат; круговых диаграмм структуры расходов. В зависимости от стадии жизненного цикла проекта бюджеты могут быть: предварительными (оценочными); утвержденными (официальными); текущими (корректируемыми); фактическими.

В процессе реализации проекта в зависимости от стадий разрабатывают капитальный бюджет и бюджет текущих доходов и расходов[3].

Капиталовложения делаются в соответствии с долгосрочным планом развития компании. Они повышают прибыль за счет обеспечения дополнительного дохода или сокращения затрат. Задачами капиталовложений могут быть: замена оборудования с целью экономии затрат, расширение производства для увеличения объема выпуска, внедрение нового товара на рынок, улучшение качества товаров и услуг и производство по заключенным контрактам. Капиталовложения должны принимать во внимание имеющиеся и требуемые ресурсы. Кроме того, должны рассматриваться и обязательства[4].

Бюджет текущих доходов и расходов разрабатывается на стадии эксплуатации проекта. Он позволяет оценить соответствие проектным величинам фактических показателей чистого дохода (а значит, и отдельных элементов текущих доходов и расходов) в рассматриваемом периоде и выявить причины отклонений.

Реализованный проект должен характеризоваться положительной разницей доходов и расходов[5].

1.2. Порядок разработки бюджета проекта

Исходной информацией для разработки бюджета реализации проекта являются:

  • календарный план по реализации проекта;
  • общая стратегия и тактика финансирования проекта за счет собственных, заемных и привлеченных источников;
  • сметная документация на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ, разработанная на проект в целом;
  • предварительный график денежного потока, составленный на основе ТЭО и бизнес-плана проекта;
  • финансовое положение инициатора проекта в текущем периоде и прогноз на будущее[6].

Процесс бюджетирования носит непрерывный или скользящий характер, исходя из плановых показателей проекта (на предстоящий квартал), а в рамках квартальных бюджетов – из системы месячных бюджетов (на каждый предстоящий месяц). Процесс такого «скользящего» бюджетирования гарантирует систему оперативного планирования реализации проекта, а также закладывает прочную основу для осуществления постоянного контроля за результатами его реализации[7].


При разработке капитального бюджета «клеточкой» учета крупномасштабных капитальных вложений является проект. При этом следует заметить, что бюджетирование отдельных проектов зависит от того, осуществляются они хозяйственным способом или путем привлечения подрядчика (подрядным способом) [8]. В первом случае в инвестиционном бюджете показывается расшифровка по статьям инвестиционных затрат (стоимость оборудования, стоимость строительно-монтажных работ, прочие инвестиционные затраты). При подрядном способе строительства объект незавершенного строительства до его сдачи находится на балансе подрядчика, и в отчете об инвестициях фигурирует лишь стоимостная величина финансирования подрядных работ[9].

Капитальный бюджет реализации проекта состоит из двух разделов: 1) капитальные затраты; 2) источники финансирования капитальных вложений.

Объем и структура капитальных затрат определяются с учетом обеспечения реализации проекта в предусматриваемых строительных объемах, уровне технологии и технического оснащения во избежание излишнего объема этих затрат[10].

Так как объем и структура инвестиционных затрат предварительно определяются еще на стадии обоснования бизнес-плана проекта, то процесс разработки раздела «капитальные затраты» бюджета сводится к процедурам:

1) вычленение из общего объема инвестиционных затрат, определенных бизнес-планом, той их доли, которая относится к рассматриваемому текущему периоду (если продолжительность реализации проекта превышает один год);

2) уточнение объема инвестиционных затрат текущего периода с учетом корректив, внесенных подрядчиком в технологию работ;

3) уточнение объема и структуры инвестиционных затрат в связи с изменением индекса цен после утверждения показателей бизнес-плана проекта;

4) уточнение первоначального объема инвестиционных затрат с учетом резерва финансовых средств, предусмотренного в контракте с подрядчиком на покрытие непредвиденных расходов (в порядке внутреннего страхования инвестиционных рисков) [11]. Объем этого резерва при разработке капитального бюджета должен определяться с учетом только тех категорий затрат, которые вошли в первоначальную оценку инвестиционных рисков[12].

Финансирование капитальных вложений при разработке капитального бюджета включает в себя планируемый поток инвестиционных ресурсов в разрезе отдельных источников: собственных средств инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, дохода от реализации выбывающего имущества), привлекаемого паевого или акционерного капитала, кредитов банка, лизинга[13].


Процесс разработки раздела «Источники финансирования капитальных вложений» бюджета предусматривает обычно следующие процедуры:

1) уточнение общего объема поступления финансовых средств - этот показатель должен корреспондировать с показателем общего объема инвестиционных затрат по первому разделу бюджета;

2) уточнение структуры источников финансирования капитальных вложений (если меняется показатель общего их объема);

3) обеспечение стыковки объема поступления финансовых средств по отдельным периодам формирования приходной части бюджета с объемом инвестиционных затрат, предусмотренных в отдельных периодах в соответствии с календарным планом осуществления работ[14].

Капитальный бюджет составляется на один год, а затем детализируется в разрезе кварталов и месяцев.

Бюджет текущих доходов и расходов разрабатывается на стадии эксплуатации проекта. Он позволяет оценить соответствие проектным величинам фактических показателей чистого дохода (а значит, и отдельных элементов текущих доходов и расходов) в рассматриваемом периоде и выявить причины отклонений.

Платежный календарь составляется обычно на предстоящий месяц (с разбивкой по дням, неделям и декадам). Он состоит из двух разделов: 1) график расходования денежных средств (или график предстоящих платежей); 2) график поступления денежных средств[15].

График расходования денежных средств отражает сроки и суммы платежей компании в предстоящем периоде по всем (или конкретным) видам ее финансовых обязательств для реализации проекта. График поступления денежных средств, по которым имеется возвратный их поток, фиксирует сроки и суммы предстоящих платежей в пользу компании от реализации проекта[16].

1.3. Критерии оценки эффективности проекта

В процессе подготовки и реализации проект проходит ряд стадий; осуществление каждой из них сопровождается оценкой экономической эффективности.

Один из подходов, применяемый предприятиями с конца 80-х гг. прошлого столетия, базируется на положениях Методики определения эффективности капитальных вложений[17]. Лежащий в его основе алгоритм представлен на рис. 1.

Оценка проектов начинается с определения их типа по отношению к другим проектам, возможность реализации которых рассматривается предприятием. Проекты по данному признаку делят на следующие типы:


  • независимые – одобрение или отказ от которых при отсутствии финансовых ограничений не влияют на решения, принимаемые в отношении других проектов;
  • зависимые – одобрение или отказ от которых осуществляется в зависимости от решений, принимаемых по одному или нескольким другим проектам; зависимые проекты обычно рассматривают совместно как единый проект;
  • взаимоисключающие – одобрение (отказ от реализации) которых приводит, чаще всего, к отказу от реализации (одобрению) одного или альтернативных проектов. В отношении взаимоисключающих проектов первоначально производится оценка их сравнительной эффективности. В отношении независимых и зависимых проектов оценка сравнительной эффективности не производится. Сравнение взаимоисключающих проектов осуществляется по минимуму приведенных затрат, представляющих собой сумму текущих затрат, учитываемых в себестоимости продукции, и единовременных затрат, приведенных к одинаковой размерности (например, в расчете на один год реализации проекта).

Рисунок 1. Алгоритм оценки экономической эффективности проектов

Для расчета величины приведенных затрат используются формулы:

1) в случае приведения на базе норматива эффективности капитальных вложений:

Пi = Сi + Еn*Кi минимум (1)

где Пi – приведенные затраты по проекту;

Ci – величина себестоимости продукции;

K – объем капитальных вложений;

Еn – норматив эффективности капитальных вложений;

2) в случае приведения на базе нормативного срока окупаемости капитальных вложений:

Пi = Кi + Тn*Сi минимум (2)

где Тn – нормативный срок окупаемости капитальных вложений (нормативный период времени, за который прибыль по проекту, рассчитываемая как разность между доходами и текущими затратами, покрывает величину капитальных вложений), рассчитывается по формуле:

Tn = 1 : Еn (3)

Эффективным считается проект с наименьшими приведенными затратами. Остальные проекты отклоняются.

На следующем этапе осуществляется оценка общей (абсолютной) эффективности отобранного взаимоисключающего проекта, а также независимых и зависимых проектов. При этом под общей эффективностью понимается отношение эффекта к инвестициям, вызвавшим этот эффект. Для оценки общей эффективности используются формулы:

1) в отношении проектов, реализуемых в рамках действующих предприятий:

Эдп = П : К (4)

где ΔП – годовой прирост бухгалтерской прибыли (снижение себестоимости) в результате реализации проекта;