Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов (Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие учреждения среднего профессионального образования и его задачи
1.2 Образовательная деятельность учреждения среднего профессионального образования
1.3 Управление учреждением среднего профессионального образования
2. Описание процессного подхода и оптимизация бизнес-процессов
2.1 Понятие о процессном подходе
Директору (начальнику) совмещение его должности с другой оплачиваемой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) внутри и вне среднего специального учебного заведения не разрешается.
Директор (начальник) в соответствии с законодательством Российской Федерации назначает на должность и освобождает от нее работников, а также определяет их должностные обязанности.
Разграничение полномочий между советом и директором (начальником) определяется уставом среднего специального учебного заведения.[18]
2. Описание процессного подхода и оптимизация бизнес-процессов
2.1 Понятие о процессном подходе
В ИСО 9004:96 определено, что всякая работа выполняется как процесс. Бизнес-процесс – это совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы. Такая деятельность может быть любого рода: планирование, производство, торговля, исследование, администрирование и т. д.
Впервые схему процесса в виде модели «черного ящика», в котором есть вход и выход, предложил известный кибернетик Н. Винер еще в середине прошлого века. При этом входы в общем случае представляют собой сырье, энергию, исполнителей, документацию и информацию, инструменты и оборудование, условия окружающей среды, а выходами служат продукция, услуги, решения, информация и прочее.[19]
Понятие «процессная ориентация» впервые было описано М. Портером. Он считал, что взаимодействие между звеньями цепи, в которой создается ценность, - главный принцип деятельности организации. Э. Деминг в процессную ориентацию внес свой вклад, введя понятие поточной диаграммы, отражающей взаимосвязи внутри фирмы - от поставщика до потребителя - как процесс, который может быть измерен и улучшен подобно любому другому процессу.[20]
В дальнейшем подход ориентации на бизнес-процессы был оценен известными специалистами в области качества (Т. Девенпорт, Д. Шорт, М. Хаммер) как особо важный шаг для достижения успехов в деятельности организации. М. Хаммер ввел термин «реинжиниринг» для описания развития организации, ориентированной на потребителей и базирующейся на стратегических бизнес-процессах.[21] Он считал, что процессная ориентация поможет организации преодолеть проблемы перехода от функциональной к перекрестно-функциональной деятельности, как ключевой деятельности организации. Хаммер также считал, что внутрифирменная культура, ориентированная на бизнес-процессы, базируется на системном мышлении и нацеливает процессы фирмы на потребителя и перекрестно-функциональную деятельность.
Т. Девенпорт расширил это понятие, представив взгляд на процесс как на совокупность элементов, касающихся структуры процесса, его направленности, способов измерения, а также владельцев и потребителей процесса. Он подчеркнул особое значение обязательств по постоянному улучшению процессов и систем сбора информации о них, считая процессы основными компонентами корпоративной (внутрифирменной) культуры.[22] М. Хаммер описал процессное мышление в виде четырех категорий, базирующихся на перекрестном функционировании и нацеленных на конечные результаты организации:
- бизнес - процессы,
- выполняемые работы и структуры,
- процессы измерения и системы измерения,
- ценности и убеждения.
Заслуживают также внимания взгляды Б. Андерсена [3] на функциональный и процессный подходы к управлению. Отвечая на свой же вопрос: «Что же собой организация совокупность отделов или процессов?», автор что с ростом индустриализации, появились крупные со значительным числом стало нецелесообразно универсальных работников для любой работы. работа стала сложной, что каждый чтобы повысить труда, был вынужден на выполнение каких-то операций. Стало организовывать отделы, из работников родственных Такие отделы называть функциональными, а структура управления - (или линейно-функциональной).[23]
система давала преимущества:
- сотрудники возможность специализироваться в ими профессии и, таким выработать профессиональные высочайшего уровня,
- централизации разных затраты организации
- труд стал безопасным, так как каждый знал свое место, а также ту которую он должен
- стало легче организационную структуру и т.д.
Со временем специализации привело к функциональных подразделений и межфункциональных связей. К функциональное подразделение оптимизировать деятельность в своей ответственности, в конечном счете, в подмене стратегической компании целевыми подразделений и стало их развитие.[24]
Недостатки подхода привели, по автора, к переориентации с функционального управления на подход к управлению [25]А вот и аргументы этого
- создание ценности по к конечной продукции в процессах,
- определение процесса, а также и потребителей позволит лучшее взаимодействие и требований, которые удовлетворить,
- при управлении процессом, который сквозь множество снижается риск
- при назначении владельцев удастся избежать ответственности по фрагмента м, что бывает на специализированных и т. д.
- неэффективность информационной процессов жизненного обусловленная наличием автоматизации деятельности подразделений и неудачными внедрения корпоративных систем.[26]
2.2 Описание
Основные характеристики которые необходимо следующие:
1. Наименование (оно должно кратким и по возможности отглагольным существительным).
2. Код
3. Определение процесса раскрывающая сущность и содержание процесса).
4. процесса (необходимый или результат процесса).
5. процесса (лицо, за перспективное планирование, обеспечение и эффективность
6. Участники процесса принимающие участие в процесса).
7. Нормативы (документация, содержащая норм, в соответствии с осуществляется процесс).
8. процесса (материальные и потоки, поступающие в извне и подлежащие
9. Выходы процесса преобразования, добавляющие
10. Ресурсы (финансовые, материальные, трудовые и посредством которых преобразование входов в [27]
2.3 Методология функционального процессов
В последние для идентификации и описания большое распространение методология функционального IDEF0, разработанная в США и с года применяемая в федерального стандарта. [28]
элементы и понятия Основу IDEF0 - составляет простой и графический язык процессов, которые на трех понятиях:
- блок,
- интерфейсные
- принцип декомпозиции.
блок графически в виде прямоугольника и собой некоторый процесс (функцию) в моделируемой системы. каждого блока быть сформулировано в глагольного выражения: + объект действия + Каждая из четырех функционального блока строго опреде значение. Левая обозначает входы, т. е. что на вход процесса и дальше преобразовано. П сторона - выход, это то, что на выходе процесса в его выполнения. Верхняя - управление, т. е. при каких процесс исполня Нижняя сторона - т. е. какие ресурсы для исполнения процесса.[29]
дуги - это стрелки, с которых в функциональной отображаются взаимодействия функциональными блоками. - графическое представление а, который обрабатывается в моделируемой системы или иное влияние на .
Принцип декомпозиции (, детализации) применяется сложного процесса на его процессы. При этом детализации процесса целями построения . Декомпозиция - это процесс, в которого разработчик как бы внутрь функционального и разглядывает его внутреннюю .[30]
В процессе декомпозиции блок А0 подвергается на дочерние диаграммы. диаграмма содержит блоки, которые процессы, из которых декомпозируемый процесс.
процессов. На первом описания процесса определить бизнес- в организации. Ключевым в определении бизнес- является формулирование , которая отражает создания модели () бизнес-процесса и его назначение.
Затем н описать внутреннюю бизнес-процессов. Для этого определить:
- из каких состоит моделируемый ,
- как эти процессы взаимодействуют собой.
В IDEF0 для внутренней структуры используется механизм . Для того чтобы деловой процесс, создать диаграмму - , то есть развернуть составляющие процесса. [31]
этапом определения процесса является взаимодействий между . Взаимодействие описывается с интерфейсных дуг и обозначает материалов или информации с одного субпроцесса на (управление, механизмы) субпроцесса.[32]
В методологии допустимыми являются взаимодействия между в пределах одной
- управление;
- выход-вход;
- связь по управлению;
- связь по входу;
- обратная связь по
- выход-механизм.
Взаимосвязь по выход одного влияет на выполнение процесса, т. е. выходная блока 1 является для блока 2.
Взаимосвязь по выход одного является входом для т. е. выходная дуга 1 является входной для 2. Это взаимодействие характерно для процессов в организации, для процессов жизненного
Обратная связь по выходы из одного влияют на выполнение процессов, выполнение в свою очередь, на выполнение исходного Выходная дуга 1 является управляющей для 2, а выходная дуга 2 является управляющей для 1.[33]
Обратная связь по выход из одного является входом для процесса, т. е. выходная блока 2 является для блока 1, выход является для него
Взаимосвязь «выход-механизм»: одного процесса механизмом для другого, т. е. дуга блока 1 дугой механизма для 2. Такой тип связи сится чаще к процессам обеспечения [34]
Практика показывает, что типов взаимодействий чтобы определить между процессами сложности.
Классиф процессов. В соответствии с IDEF0 модель со из двух типов : функциональные блоки, представляют процессы, и дуги, которые материальные и информационные , обрабатываемые в рамках . Таким образом, процессов является функциональных блоков и дуг.
Интерфейсные дуги в от их положения на диаграмме на четыре категории: , выходные, управления и .[35]
Дополнительно дуги быть классифицированы на категорий в зависимости от объектов, которые они на диаграмме. К числу категорий относятся:
- , сырье, продукция, ,
- информация, данные о , записи качества, ,
- распоряжения руководства, , графики, распорядительные
- стандарты, нормативные ,
- ответственные исполнители, организации.
Функциональные классифицируются в зависимости от процессов, которые они Типы процессов от задач, решаемых с функциональных моделей. [36]
процессов. Существует параллельных способов процессов в рамках
1) Код вершины процесса. способ заключается в что все функциональные (процессы) имеют коды. Каждый код начинается с прописной «А», к которой номер родительского и номер блока на Этот способ однозначно идентифицировать .
2) Ссылочный номер Способ идентификации, при присваиваются ссылочные любому процессу. ссылочного номера правилами, принятыми .[37]
3) Наименование процесса. процессу дается наименование, которое и для идентификации процесса.
Анализ и бизнес-процессов компании разделить на два блока:
- бизнес-процессов компании «As Is»
- моделей процессов «To Be»
первого блока - с и формализация деятельности за счет решения задач:
- Выделение компании «As Is»
- Диагностика и приоритетных бизнес-процессов
- бизнес-процессов компании «As Is»
блока по описанию компании «As Is» согласно задачам разбиваются на 3 , описание каждого из представлено в таблицах – 1.3.[38]
Таблица Описание этапа бизнес-процессов компании «As Is»
№ |
Результаты |
|
---|---|---|
1. |
Разработка бизнес -направлений |
Схема бизнес - |
2. |
Выбор инструментов и анализа бизнес-процессов |
инструменты и методы |
3. |
Описание организационной компании верхнего |
Схема организационной верхнего уровня |
4. |
бизнес-процессов предприятия «As Is» |
бизнес-процессов предприятия «As Is» |
5. |
бизнес-процессов на основные, и управленческие |
Дерево |
6. |
Определение границ и первичных входов и бизнес-процессов |
Перечни входов и выходов |
7. |
и описание первичных и поставщиков бизнес-процессов |
первичных потребителей и |
Таблица 1.2. этапа «Диагностика и приоритетных бизнес-процессов»
№ |
Результаты |
|
---|---|---|
1. |
Формализация и целей компании |
целей |
2. |
Проведение и выявление проблем и мест бизнес-процессов |
с результатами диагностики, перечень выявленных и слабых мест |
3. |
Анализ и ранжирование и слабых мест |
Отчет с результатами |
4. |
Выбор приоритетных для дальнейшего описания «As Is» |
приоритетных бизнес-процессов |
5. |
целей описания бизнес-процессов «As Is» |
Цели приоритетных бизнес-процессов |