Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Предпринимательство было известно уже в римском праве, где под предпринимательством подразумевалось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек, ведущий общественное строительство. Далее понятия «предпринимательство» и «предприниматель» претерпевали корректировку, дополнения и изменения.

В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.

В настоящее время, в условиях рыночной экономики, наше государство проводит политику поддержки и развития предпринимательской деятельности. Поэтому глубокое изучение предпринимательской деятельности, всестороннего правового регулирования предпринимательской деятельности является существенным фактором на пути достижения широкого развития данной деятельности в стране.

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательское право отражает основные аспекты правового регулирования, как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей. Предпринимательское право включает основы правового механизма регулирования предпринимательской деятельности, представляющего комплекс имущественных отношений (по субъектам, объектам, договорным обязательствам и др.), в выработке навыков применения законодательства при решении правовых вопросов, касающихся деятельности предпринимателей.

Вопрос изучения предмета, метода и принципов предпринимательского права является актуальным и потому, что предпринимательское право рассматривается в юридической науке в трех аспектах: как комплексная отрасль права, как наука и как учебная дисциплина.

Спорным среди ученых-юристов остается вопрос о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права.

Все выше сказанное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.


Целью данной работы является изучение основных аспектов предпринимательского права.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- изучить предмет и методы предпринимательского права;

- рассмотреть понятие и признаки предпринимательской деятельности;

- проанализировать принципы российского предпринимательского права

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Для наглядной иллюстрации материала, в работе также имеется Приложение.

1. Предмет и метод российского предпринимательского права

В современном правоведении термин «предпринимательское право» обозначает главным образом ту совокупность норм права, которую в наиболее общем виде можно определить как регулирующую возникновение и осуществление предпринимательских отношений.

Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах[1]:

а) как комплексная отрасль права – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;

б) как наука – совокупность концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства;

в) как учебная дисциплина – совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции.

Среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права.

Сторонники дуалистической концепции (Е.А. Суханов, Б.И. Пугинский и др.) считают, что предпринимательские отношения должны регулироваться гражданским и административным правом.

Монистическая теория (В.К. Мамутов, В.С. Мартемьянов и др.) исходит их того, что предпринимательское право является самостоятельной комплексной отраслью права.

Объектом предпринимательского права является предпринимательская деятельность.

Все отрасли права, составляющие в своей совокупности систему права государства, разграничиваются на основании предметного критерия, подразумевающего определенный круг общественных отношений, регулируемых нормами той или иной конкретной отрасли права.


Можно сказать, что предмет правового регулирования — это то, на что воздействуют правовые нормы, на что направлен их регулирующий потенциал, т.е. те общественные отношения, которые должны испытывать на себе действие правовых норм. В сферу предпринимательского права попадают те общественные отношения, которые возникают в связи с осуществлением предпринимательства и регулируются нормами различных отраслей права.

Иными словами, предметом предпринимательского права выступает особый круг общественных отношений, складывающихся в процессе профессиональной предпринимательской деятельности выполнению работ с целью извлечения прибыли, реализации товаров, оказанию услуг, выполнению работ с целью извлечения прибыли, связанные с ними иные общественные отношения не коммерческого характера, а также общественные отношения по государственному воздействию на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Круг общественных отношений, урегулированный нормами предпринимательского права, и составляет предмет рассматриваемой отрасли[2].

Предмет регулирования предпринимательского права как отрасли права составляют три группы общественных отношений, представленные ниже.

1. Предпринимательские отношения, которые возникают между хозяйствующими субъектами на основе гражданско-правовых сделок (например, в связи с заключением договора аренды, поставки, комиссии и др.). Такие отношения называют «горизонтальными», поскольку они основываются на равенстве сторон.

2. Отношения организационно-имущественного характера, которые создают условия для осуществления предпринимательской деятельности (создание, реорганизация, ликвидация предприятий, деятельность торговых, фондовых бирж по организации торговли и другая деятельность некоммерческого характера).

3. Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности (например, при осуществлении государственного контроля (надзора), при государственной регистрации хозяйствующих субъектов, лицензировании отдельных видов деятельности, налогообложении и т.д.)

Поскольку предмет предпринимательского права составляют как частноправовые отношения, так и публично-правовые отношения, их можно также разграничить на горизонтальные (когда субъекты отношений находятся в равноправном положении) и вертикальные (субъекты находятся в отношениях власти и подчинения[3].


Предметом предпринимательского права как учебной дисциплины является изучение основных, базовых понятий предпринимательского права, истории его развития, а также основ правового регулирования предпринимательских и тесно связанных с ними отношений.

Под методом предпринимательского права понимают совокупность приемов и способов воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права.

Поскольку российское предпринимательское право является комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права, его методы разнообразны:

а) императивный метод – метод жестких властных предписаний, исчерпывающе регулирующих отношения (например, предписания антимонопольных органов, обязанность предпринимателей зарегистрироваться, платить налоги, и т. д.);

б) диспозитивный метод – предоставляет субъектам свободу выбора определенного варианта поведения (например, в ряде случаев ГК РФ предоставляет предпринимателям возможность определять некоторые условия договоров по соглашению сторон) и др.

Система российского предпринимательского права состоит из двух частей[4]:

Общая часть включает в себя положения о:

• источниках российского предпринимательского права;

• понятии предпринимательской деятельности;

• понятии и видах субъектов предпринимательского права;

• системе требований, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности;

• правовых основах создания, прекращения, банкротства хозяйствующих субъектов;

• правовых основах управления предприятием;

• правовом режиме имущества предпринимателей и т. д.

Особенная часть содержит вопросы правового обеспечения отдельных видов предпринимательской деятельности:

• правовые основы аудиторской и оценочной деятельности;

• Правовые основы деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

• правовые основы инвестиционной деятельности;

• правовое регулирование иностранных инвестиций в России;

• правовые основы кредитования предпринимателей;

• правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности;

• правовое обеспечение инновационной деятельности;

• правовое регулирование ценообразования;

• правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и т. д.


2 Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Понятие предпринимательской деятельности содержится в статье 2 ГК РФ.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке[5].

Выделяют некоторые признаки предпринимательской деятельности.

  1. Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности. Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как:

• доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица;

• размеры прибыли;

• получение ее определенное количество раз за какой-либо отчетный период и др.

2. Самостоятельность, которая включает в себя две составляющие:

а) организационная самостоятельность – возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер);

б) имущественная самостоятельность – наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск (от лат. «risco» – «отвесная скала») – вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.

3. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя. Пределы такой ответственности зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности.

4. Легализованный характер. Предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением (ст. 14.1 КоАП РФ; ст. 171 УК РФ).

5. Направленность на систематическое получение прибыли. Под прибылью понимают доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом важна именно цель деятельности лица, а не факт получения прибыли. Деятельность, направленная на получение прибыли, но приносящая убытки, также является предпринимательской.

6. Профессионализм – признак, предполагающий наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков. В настоящее время такое требование закреплено в отношении далеко не всех видов предпринимательской деятельности (в основном наличие определенного образования требуется при осуществлении лицензируемых видов деятельности). Однако он указан в качестве обязательного в законодательстве Германии, Франции и др.