Файл: Стиль воспитания в семье и тревожность детей в дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема влияния типа взаимодействия довольно актуальная и широко обсуждается в психологической литературе. Детско-родительские отношения в семье - один из основных факторов, что создает характер ребенка и особенность его поведения. Особенно характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка. Словами А. Я. Варга, В. В. Столина, родительские отношения – это система различных чувств к ребенку поведенческих стереотипов, практикуемых в связи с ним, особенностях восприятия, понимание характера и личности ребенка, его действий.

Одно из главных мест занимает состояние тревоги и связанное с ним понятие беспокойства. Тревожность определяется как определенное психологическое свойство, которое проявляется в тенденции человека к частым и интенсивным событиям состояния тревоги, и также в низком пороге ее происхождения. Не влияя на интеллектуальное развитие, высокая степень беспокойства может иметь отрицательный эффект на формировании личности ребенка.

Теперь нет никакой единой точки зрения в случаях, которые являются основой, лежащей в образовании этого явления. Согласно работам отечественных психологов, источники тревожности, как устойчивого свойства личности лежат в детстве человека.

Изучить детско-родительские отношения - фактор исключительно главный для понимания, который влияет на формирование личности ребенка. По словам авторов (Л. И. Божович, А. А. Бодалев, В. С. Мухина, Т. А. Репина и других) ребенок как самая чувствительная часть общества подвергается различным негативным воздействиям, которые оказывают влияние на его эмоциональное образование. В последние годы, как свидетельствуют исследования, исключительно широко распространены явления - беспокойство и страхи у детей (И. В. Дубровина, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. Б. Ковалёва). Одно из условий, влияющее на проявление беспокойства у детей - это психологический микроклимат семьи.

Цель курсовой работы: показать связь между особенностями отношений между родителями и детьми и уровнем тревожности детей.

1 Теоретические основы детско-родительских отношений и тревожности у детей старшего дошкольного возраста


1.1. Понятие «родительские отношения», виды, критерии

Прежде чем осознать сущность влияния родительских отношений на ребенка, нужно рассмотреть её значение в его жизни. Семья беспокоила умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в науке так и нет единого определения понятия «семья». Попытки сделать это предпринимались величайшими мыслителями много столетий назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон). В психологическом словаре для родителей есть следующее определение семьи: «Семья - основанная на браке либо кровном родстве - малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены отличием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений».

По словам Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгина, «семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена».

По словам исследователей, занимающихся проблемами семьи (И. М. Балинский, А. И. Захаров, И. А. Сихорский), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка. Положительное влияние на личность ребёнка состоит в том, что никто, помимо самых близких людей для него в семье, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. По словам Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгина, «семейное воспитание» - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях определенной семьи и силами родителей и родственников. Семейное воспитание - сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка.

Основывается на определённых принципах:

- гуманности и милосердия к растущему человеку;

- вовлечения детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;

- открытости и доверительности отношений с детьми;

- оптимистичности взаимоотношений в семье;

- последовательности в своих требованиях (не требовать невозможного);

- оказания посильной помощи своему ребёнку, быть готовым отвечать на вопросы.


Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания: Автократический - когда все решения, касающиеся детей, принимают родители. Авторитетный, но демократический - в этом случае решения принимаются родителями вместе с детьми. Хаотический - когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком. Хаотический - управление осуществляется непоследовательно: изредка авторитарно, изредка демократически, изредка либерально. Основой семейного климата, по словам исследователей А. С. Макаренко, А. В. Петровского, А. И. Захарова, А. Б. Добрович являются межличностные отношения, которые и определяют его микроклимат. Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е. М. Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем. По словам А. Я. Варга и В. В. Столина, «родительские отношения» - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. Проблемой влияния родительского отношения к ребёнку занимались такие исследователи как А. В. Петровский, А. И. Захаров, И. М. Балинский, В. Н. Мясищев, Р. А. Зачепицкий. С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и разнообразны в своих проявлениях. Особенно частыми, по его суждению, типами отношений являются: внимательное, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, напористое, непрерывное, уверенное, обнадёживающее. П. Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих воздействие на поведение ребёнка:

1. Родители не обращают внимания на детей, оскорбляют, игнорируют их. В таких семьях часто растут лицемерные, лживые дети. У них прослеживается задержка интеллектуального развития.

2. Родители восхищаются детьми, рассматривают их как пример совершенства. Дети растут эгоистичные, поверхностные, самоуверенные.

3. Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям. 4. Родители все время не довольны ребёнком, осуждают и обвиняют его. Ребенок становится раздражительным, эмоционально нестабильным.

5. Родители балуют и оберегают ребёнка. Дети становятся ленивыми, незрелыми.

6. Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к миру вокруг. Если не влияют, то дети являются тихими, умеренными.


А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье как сосуществование, конфронтация, содружество. С. В. Ковалёв выделяет типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество. Е. М. Волкова рассматривает лишь типы удачных семей. А. В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество. Изучив выделенные С. В. Ковалёвым, А. В. Петровским, Е. М. Волковой типы семейных отношений, определяется следующее: Диктат - систематическое подавление инициативы другого. Опека - отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех надобностей ребёнка. Невмешательство - предполагает сосуществование 2-х миров: «взрослых» и «детей». Сотрудничество - полагает опосредованность межличностных отношений всеобщим целям и задачам совместной деятельности.

Паритет - ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза. А. Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «больной ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка». А. Я. Варга и В. В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений: 1. «Принятие - отвержение». Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его. 2. «Кооперация» - родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, усердствует во всем помочь ему. Высоко оценивает его умственные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него. 3. «Симбиоз» - родитель ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности. 4. «Авторитарная гиперсоциализация» - родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свое мнение, за проявление своеволия ребенка наказывают. Родитель следит за поведением ребенка и требует успеха. 5. «Маленький неудачник» - в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взросный усердствует оградить ребёнка от трудностей в жизни и контролирует его действия. Родительское отношение по своей природе противоречиво. Е. О.Смирнова и М. В.Быкова выделяют два противоположных момента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание) и условный, воображаемый (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств). Таким образом, есть все основания сделать вывод: взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность. Исследования А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.


1.2. Понятие тревоги, тревожности

Рассматривая вопросы, связанные с влиянием родительских отношений, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность. В психологической науке есть существенное число исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности. Понятие «тревожность» многомерно. В словарях это отмечено с 1771. Есть много версий, объясняющих происхождение этого термина. Много исследователей сходятся во мнении, что необходимо рассмотреть это понятие дифференцированно - как ситуативное явление и как личную особенность. В психологическом словаре «тревожность» рассматривают как склонность индивида к переживанию тревоги, которая характеризуется низким порогом появления реакции тревоги - один из основных параметров индивидуальных отличий[1]1. По словам Р. С. Немова, тревожность определена как свойство лица прибыть в состояние повышенного беспокойства, испытывать ужас и тревогу в особых ситуациях. В. В. Давыдов рассматривает тревожность как отдельную психологическую особенность, состоящую в самых разных жизненных обстановках.

Из определения следует, что тревожность рассматривается как:

- психологическое явление;

- определенное психологическое свойство личности;

- тенденция человека к переживанию тревоги;

- состояние повышенного беспокойства.

В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх», «беспокойство».

Страх - аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной опасности для его жизни и благосостояния. Тревога - эмоционально заострённое чувство будущей опасности. Тревога в отличие от страха - не всегда негативно воспринятое чувство, поскольку это допустимо также в форме радостной нервозности, касающегося ожидания. Объединяющее начало для страха и тревоги является чувством беспокойства. Это проявляется в наличии лишних движений либо, наоборот, неподвижности. Человек начинает теряться, говорить дрожащим голосом, либо вовсе замолкает. Наравне с определением исследователи выделяют разные виды и уровни тревожности. Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная). Личностная тревожность полагает широкий круг безвредных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности). Ситуативная тревожность появляется как кратковременная реакция на какую-либо определенную обстановку, угрожающую человеку. А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, потому что у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит становление личности.