Файл: Анализ основных схем франчайзинга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 6. Схема развития франчайзинговой сети №1

Рис. 7. Схема развития франчайзинговой сети №2

В сфере услуг и общепита модель франчайзинга, описанная выше, неприменима. В этих отраслях нет готового товара для продажи населению, но есть интеллектуальная собственность, наработки, опыт - другими словами, ноу-хау. Чтобы передавать в пользование ноу-хау, его надо иметь, то есть выработать и испытать собственными силами. Таким образом, отправной точкой всегда будет создание собственного предприятия (рис. 8, 9). Смысл франчайзинга в сфере общественного питания заключается в том, чтобы извлечь прибыль непосредственно из продажи франшизы, то есть от платежей франчайзи в пользу франчайзера - паушального взноса и роялти.[35]

Рис. 8. Схема развития франчайзинговой сети №3

Рис. 9. Схема развития франчайзинговой сети №4

Ресторан продает в виде франшизы свою интеллектуальную собственность, а именно: корпоративный стиль, меню, стандарты работы, а в случае известных брендов - еще и лояльных бренду клиентов. Примерно такая же ситуация в сфере услуг: компании, как правило, продают в форме франшизы право на использование бренда, целую систему ведения бизнеса (ноу-хау), а также программы обучения персонала и возможность привлекать лояльных клиентов. Такие компании зарабатывают, получая от франчайзи платежи.

В этих отраслях наблюдается определенная закономерность: при росте сети и укреплении бренда размер вступительных и периодических взносов увеличивается.[36]

Все представленные выше схемы развития бизнеса широко применяются в зарубежной практике. В России производители и распространители услуг опираются на опыт иностранных партнеров, перенимая данные схемы, зачастую не учитывают специфику потребителей и потенциальных франчайзи.

В результате многие бренды, некогда заявлявшие себя как организаторами франшизы, перестают существовать на рынке. Компромиссным решением данной ситуации будет внедрение зарубежных схем с некоторыми доработками: по мере развития франчайзинговых сетей следует открывать учебные центры для персонала, дорабатывать существующие бизнеспроцессы с учетом потребностей клиентов.


2.2. Рекомендации по выбору эффективных моделей франчайзинга

В результате анализа существующих моделей ведения франчайзингового бизнеса целесообразно выделить следующие показатели и критерии для выбора наиболее эффективной модели (таблица 1)

Таблица 1

Рекомендуемый перечень критериев выбора схем франчайзинга

Показатели

Критерий

Рентабельность отдельной торговой (или сер­висной) точки

От 5%

Количество торговых (или сервисных) точек

От 3х

Уровень лояльности к бренду

Высокий, узнаваемость более 52%

Степень и качество защищенности техноло­гии и торговой марки

Высокая

Возраст бизнеса и динамика ключевых биз­нес-показателей

От 3-х месяцев, прирост рентабельно­сти предприятия не менее 15% в год

Возможность стандартизации операционных бизнес-процессов и технологии

Высокая

Требования и сроки обучения управления бизнесом и выполнения операционных биз­нес-процессов

Строго регламентированные инструк­ции, короткие сроки обучения

Уровень корпоративной культуры

Совместное создание ценности

Следует отметить, что модель под каждую компанию подбирается индивидуально.[37] В соответствии с полученными данными предлагается выработать новую схему №5 развития сети с учетом особенностей российских предприятия и его спецификой (рис. 10).

Рис. 10. Схема развития франчайзинговой сети №5

На основе собственного предприятия предлагается создать собственную сеть по производству продукта/предоставлению услуги для «обкатки» основных бизнес-процессов, их последующая корректировка и создание учебных центров для потенциальных франчайзи. Это позволит минимизировать риски, связанные с особенностями ведения инновационного бизнеса, на начальных этапах становления франчайзинговой сети, тем самым обеспечивая успешное ведение предпринимательства для обеих сторон коммерческой концессии (таблица 2).


Таблица 2

Сравнительная характеристика существующих схем франчайзинга

Показатели

Схема 1

Схема 2

Схема 3

Схема 4

Схема 5

Сфера деятельности

Ритейл

Ритейл

Услуги

Услуги

Ритейл, услу­ги

Наличие собственной се­ти)

Предусмотрено

Не предусмотрено

Предусмотрено

Не предусмотрено

Предусмотрено

Объекты соглашения

Сторонние ин­весторы

Имеющиеся клиенты, затем сторонние ин­весторы

Имеющиеся клиенты, привлеченные конкуренты

Потенциальные клиенты

Сторонние инвесторы, потенциальные клиенты

Затраты на создание сети

Высокие

Низкие

Высокие

Средние

Средние

Гарант выжи­вания фран­шизы

Более 80%

До 65%

70-75%

До 50%

70%

Рентабельность

28-36%

14-30%

20-56%

18-41%

48%

Срок окупаемости инве­стиций

12-36 месяцев

10-28 месяцев

6-12 месяцев

6-18 месяцев

6-12 месяцев

Возможность стандартизации бизнес­процессов и технологии

Четко отлаженная техно­логия, пропи­саны все дета­ли становления бизнеса

Возможно незначительное изменение бизнес­процессов

Возможность варьирования бизнес­процессов и технологии

Возможность варьирования бизнес­процессов и технологии

Четко отлаженная тех­нология

Мин. стоимость созда­ния точки

От 1 млн. руб.

От 800 тыс. руб.

От 400 тыс. руб.

От 200 тыс. руб.

От 200 тыс. руб.

Новая предлагаемая схема более универсальна для малого бизнеса в российских условиях. Учитываются возможности корректировки бизнес-процессов на ранних этапах становления бизнеса, что способствует сокращению рисков ухода предприятия из рынка. Благодаря гибкой схеме работы с потенциальными франчайзи возможно привлечение в сеть как сторонних инвесторов, так и клиентов собственной сети. Затраты на создание данной модели бизнеса можно оценивать как средние. Основная часть расходов формируется для апробации бизнес-процессов в собственной сети.


Таким образом, эффективная бизнес-модель позволит повысить конкурентный статус и сохранить экономическую устойчивость в условиях резких внешних и внутренних изменений. [38]

Заключение

Резюмируя проведенный в основной части курсовой работы анализ, необходимо отметить, что франчайзинг являет собой систему долгосрочных отношений, нацеленных на получение сторонами взаимных выгод.

Франчайзинг - это такая возможность организации бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает право на продажу продукта и услуг независимому человеку или компании (франчайзи). Франчайзи обязуется продавать продукты или услуги по уже определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые в свою очередь устанавливает франчайзор. За что в обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать репутацию, имя компании, товары и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки бизнеса.

Привлекательность франчайзинга заключается в следующих преимуществах:

- для начинающих предпринимателей - это колоссальная возможность заняться собственным делом, так как в их распоряжение предоставляется стабильный доходный бизнес,

- для известных фирм и компаний - упрочить, а также расширить свои позиции на рынке;

- для государства - приобрести эффективный инструмент поддержки предпринимательства.

Анализ наиболее успешных франчайзинговых концепций показал отличия в зарубежном и отечественном опыте. Так, в рейтинге франшиз США представлены франшизы ресторанов быстрого питания, парикмахерских, фитнес-клубов, образовательных центров, отелей, услуг по организации мероприятий, доставке грузов, клининговых служб. Интересными для клиентов стали концепции магазинов, где посетителям предлагают приобрести букеты из фруктов, франчайзинговые предложения услуг по набору персонала, уходу за людьми, уходу за газонами, замене аккумуляторов в электронных устройствах.

В России ситуация иная. Так, в число успешных концепций вошли франшизы доставки грузов, франчайзинговые предложения лабораторных служб, агентств недвижимости, туроператоров, агентств по организации праздников, детских образовательных центров, заведений общественного питания, магазинов одежды, обуви, точек по продаже ножей и салонов оптики. Самыми оригинальными стали концепции мобильной мойки, электронного навигационного справочника, производства и поставки различных химических продуктов, бетона.


Также в данной работе проведен сравнительный анализ пяти схем франчайзинговых отношений с точки зрения наибольшей эффективности при реализации в условиях малого бизнеса.

В качестве критериев оценки использовались следующие:

- Рентабельность отдельной торговой (или сервисной) точки

- Количество торговых (или сервисных) точек

- Уровень лояльности к бренду

- Степень и качество защищенности технологии и торговой марки

- Возраст бизнеса и динамика ключевых бизнес-показателей

- Возможность стандартизации операционных бизнес-процессов и технологии

- Требования и сроки обучения управления бизнесом и выполнения операционных бизнес-процессов

- Уровень корпоративной культуры

Самой выгодной с точки зрения указанных критериев стала схема № 5. Она предполагает следующую цепочку действий: на основе собственного предприятия предлагается создать собственную сеть по производству продукта/предоставлению услуги для «обкатки» основных бизнес-процессов, их последующая корректировка и создание учебных центров для потенциальных франчайзи. Это позволит минимизировать риски, связанные с особенностями ведения инновационного бизнеса, на начальных этапах становления франчайзинговой сети, тем самым обеспечивая успешное ведение предпринимательства для обеих сторон коммерческой концессии

Как отмечено в работе, новая предлагаемая схема наиболее универсальна для малого бизнеса в российских условиях. Учитываются возможности корректировки бизнес-процессов на ранних этапах становления бизнеса, что способствует сокращению рисков ухода предприятия из рынка. Благодаря гибкой схеме работы с потенциальными франчайзи возможно привлечение в сеть как сторонних инвесторов, так и клиентов собственной сети. Затраты на создание данной модели бизнеса можно оценивать как средние. Основная часть расходов формируется для апробации бизнес-процессов в собственной сети.

Список использованных источников

Научная литература и периодические издания

  1. Алексеенко А.Г. Франчайзинг: сущность, понятия и история возникновения // Аллея науки. - 2016. - № 3 (3). - С. 280-284.
  2. Баженов А.В. Моделирование общих проблем управления франчайзинговой системой: Автореф. дис. канд. экон. наук. - М.: МГТУ «Станкин», 2015. - 68 с.
  3. Галимова М.П. Оценка конкурентного статуса инновационных предприятий по критерию экономической устойчивости // В сборнике: «Управление экономикой: методы, модели, технологии», тринадцатая Международная научная конференция: сборник научных трудов. - 2013. - С. 32-36.
  4. Галимова М.П., Хурматуллина Г.К. Выбор схем франчайзинга для малого инновационного бизнеса // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2016. - № 6 (16). - С. 21-27.
  5. Гилева Т.А., Чанышева Л.Ф. Методы управления организационными инновациями на промышленном предприятии. В сборнике: «Техника и технологии пути инновационного развития» // Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. - 2013. - С. 63-67.
  6. Зиятдинова В.В., Зиятдинова П.М. Анализ зарубежных и отечественных успешных франчайзинговых концепций // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. - 2016. - № 2 (10). - С. 86-90.
  7. Зиятдинова, В.В. Мониторинг российского рынка франшиз // Вестник ДИТИ. - 2016. - № 1 (9). - C.126-134.
  8. Иншакова Е.И., Кудряшова И.В., Полякова Ю.В. Развитие франчайзинга // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: экономика. Экология. – 2017. - № 1. – С. 99-109.
  9. Исмагилова Л. А., Галимова М.П. Инновационные факторы эффективности функционирования малых и средних предприятий. // Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. – 2012. - № 2 (2). - С. 78-82.
  10. Рыкова И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры. - М.: Современная экономика и право, 2014. - 235 с.
  11. Силинга С.А. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей. - СПб., 2015. - 84 с.
  12. Стэнворт Дж., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе. - М.: Аудит; ЮНИТИ, 2014. - 155 с.