Файл: Анализ основных схем франчайзинга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оставив формальную часть рейтинга франшиз, перейдем к рассмотрению самых успешных франчайзинговых предложений, согласно американскому изданию. Концепции оценивались в разрезе трех категорий в зависимости от величины инвестиций: менее 150 тыс. долларов, от 150 до 500 тыс. долларов и более 500 тыс. долларов. Разделение концепций по величине вложений, на наш взгляд, является преимуществом американского рейтинга франшиз перед национальным. Рассмотрим пятерку лидеров в каждой группе (таблица 1).[19]

Таблица 1

Лидеры зарубежного рынка франшиз в зависимости от величины инвестиций

Инвестиции

Менее 150 тыс. долларов

От 150 до 500 тыс. долларов

Свыше 500 тыс. долларов

1

Right in home

Услуги по уходу за пожилыми людьми

Jimmy John’s

Рестораны быстрого питания

Culver’ s Butterburgers & Frozen Custard

Рестораны быстрого питания

2

Weed man

Услуги по уходу за газоном

Marco’s Pizza

Пиццерии

Firehouse Subs

Рестораны быстрого питания

3

Mathnasium Learning Детские образовательные центры

Jet’s Pizza

Пиццерии

Primrose Schools

Детские образовательные центры

4

Molly Maid

Услуги клининговых служб

Batteries Plus Bulbs Услуги по ремонту электронных носителей

Planet Fitness

Фитнес-клубы

5

Express Employment Professionals

Услуги по трудоустройству специалистов

Zaxby’s

Рестораны быстрого питания

The Learning Experience Детские образовательные центры

Среди лидирующих франшиз представлены концепции в сегментах общественного питания и услуг бизнесу и населению. Причем в категориях с инвестициями менее 150 тыс. долларов и с вложениями более 500 тыс. долларов преобладают франчайзинговые предложения в сфере услуг бизнесу и населению. Среди франшиз с инвестициями от 150 до 500 тыс. долларов - концепции заведений общественного питания.[20]

В общем плане в американском рейтинге были представлены франшизы ресторанов быстрого питания, парикмахерских, фитнес-клубов, образовательных центров, отелей, услуг по организации мероприятий, доставке грузов, клининговых служб. Пожалуй, наиболее интересными стали концепции магазинов, где посетителям предлагают приобрести букеты из фруктов, франчайзинговые предложения услуг по набору персонала, уходу за людьми, уходу за газонами, замене аккумуляторов в электронных устройствах.


Большую же долю среди самых успешных концепций в американском рейтинге занял сегмент услуг бизнесу и населению. Особенно широко в данной сфере представлены франшизы образовательных центров, услуг по уходу за пожилыми людьми, фитнес - центров, клининговых служб. В общей сложности 21% проанализированных франшиз приходится на сегмент общественного питания.[21] В данной сфере ключевую роль играют фастфуд - заведения, пиццерии. Около 10% концепций приходится на сегмент Horeca, представленный отелями. Наименьшую долю в рейтинге занимают франшизы розничных магазинов, в том числе точек по продаже букетов из фруктов (рис.1).[22]

Рис.1. Структура зарубежного рынка наиболее успешных франшиз в разрезе сегментов рынка

Так ли обстоят дела в российском рейтинге франшиз Forbes? Национальная подборка кажется более диверсифицированной. По версии издания, в число успешных концепций вошли франшизы доставки грузов, франчайзинговые предложения лабораторных служб, агентств недвижимости, туроператоров, агентств по организации праздников, детских образовательных центров, заведений общественного питания, магазинов одежды, обуви, точек по продаже ножей и салонов оптики. Самыми оригинальными в рейтинге, вероятно, стали концепции мобильной мойки, электронного навигационного справочника, производства и поставки различных химических продуктов, бетона.[23]

Всего в рейтинге было представлено 25 франшиз, первые десять позиций заняли:

1. Helix (лабораторная служба);

2. СДЭК (экспресс-доставка документов);

3. Unibrait (нанесение сверхпрочных декоративных покрытий);

4. «Миэль» (агентство недвижимости);

5. Samura (магазины японских ножей);

6. «СОЖ Синтез» (производство автохимии и автокосметики);

7. Tea Funny (кафе модных напитков);

8. Respect (магазины обуви);

9. «Мобильная мойка» (услуги по мойке автомобилей);

10. «Научное шоу профессора Николя» (услуги по организации праздников).[24]

Наибольшую часть среди «пестрого» набора концепций российского рейтинга франшиз, как и в американском издании, занимают франчайзинговые предложения в сегменте услуг бизнесу и населению. Здесь по количеству лидируют франшизы развлечений (например, концепции интерактивных кинотеатров и аттракционов Yotto Group, интерактивных аттракционов Sugar Dance), детских развивающих центров («Сёма», «Бэби- клуб»), служб доставки («ГлавДоставка»), медицинских офисов лабораторной диагностики («Инвитро»).


Около 40% концепций (по 20% соответственно) приходится на сегменты общественного питания (к примеру, рестораны быстрого питания Burger Club, кофейни Coffeeshop Company и «Шоколадница») и розничной торговли (магазины женской одежды Serginnetti, специализированные магазины: салоны оптики «Айкрафт Оптика», магазины товаров для детей «Оранжевый слон»). Наименьшая доля в рейтинге приходится на производственные франшизы (но здесь не обошлось без сильных игроков, например, предприятий по продаже бетона «БетонБаза») (рис. 2).[25]

Рис. 2. Структура отечественного рынка наиболее успешных франшиз в разрезе сегментов рынка

На основании проведенной оценки, можно сделать вывод о том, что по версии изданий Forbes, среди успешных франшиз американского и российского рынка, выделяются концепции в сегменте услуг бизнесу и населению. Однако в зарубежном издании предпочтение отдается услугам на дому (уход за пожилыми людьми, уборка, уход за газоном), в национальном рейтинге - услугам, связанным с детским досугом и образованием. Если говорить об экспресс-услугах, то доля таких концепций в американском рейтинге в полтора раза больше, чем в российском. Здесь для американских франшиз более популярными являются такие сервисы, как спа-салоны, фитнес-клубы, для российских - медицинские услуги, туристические агентства. Относительно широко в обоих рейтингах франшиз представлен сегмент общественного питания, только в американском Forbes в основном фигурируют пиццерии, заведения формата фастфуд, в российском - преобладают кафе и кофейни. Производственные франшизы представлены только в национальном наборе успешных концепций; в свою очередь, франшизы отелей - лишь в американском рейтинге. Наименьший процент в обеих выборках пришелся на сегмент розницы.[26]

Таким образом, несмотря на разнообразие франчайзинговых предложений, представленных в российском и американском рейтингах франшиз, подборки самых успешных концепций имеют общие тенденции. Возможно, ситуация на национальном рынке франчайзинга кардинально изменится: появятся российские аналоги американских успешных франшиз.

2. Применение различных схем франчайзинга в малом бизнесе


2.1. Анализ основных схем франчайзинга

В современных условиях под влиянием новых факторов внешней среды, таких как, гиперконкуренция, открытость и глобализация экономик, малый инновационный бизнес наряду с ресурсными потребностями испытывает острую потребность в организационных инновациях и управленческой поддержке.[27] Анализ неудачных бизнес-проектов в области инноваций показал в 70% случаев неверно выбранную бизнес-модель, основанную на трансфере технологий. Бизнес-модель можно отнести к организационным и управленческим инновациям, позволяющим обеспечить стабильный денежный поток и эффективность в длительной перспективе[28].

Сегодня наиболее популярной бизнес-моделью становится именно франчайзинг.

Рассмотрим основные схемы франчайзинга.

Как было отмечено выше, франчайзинг - бизнес-модель построенная на основе соглашения, в котором указывается, что производитель или распространитель услуг, защищенных в соответствии с законом об интеллектуальной собственности, в обмен на получение от независимых предпринимателей платежей (роялти) и при условии сохранения разработанных производственных и обслуживающих операций, дает эксклюзивные права на распространение на определенной территории своей продукции или услуг.

В настоящее время мировой рынок франчайзинга демонстрирует устойчивый рост после мирового финансового кризиса (в развитых странах мира более 16% всех продаж осуществляется через франчайзинговые сети). Эта форма развития бизнеса успешно используется в развитых странах, где франчайзинговые компании создают около 8%-10% валового национального продукта. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе половина розничных продаж будет осуществляться торговыми точками в рамках системы франчайзинга.[29]

По числу франчайзинговых точек в 2016 году Россия обошла Германию (74,6 тыс. против 72,7 тыс.) (рисунок 3), между тем российская государственная статистическая служба до сих пор никак не измеряет франчайзинг в качестве отдельного вида предпринимательской деятельности.[30] Данные, которые приводятся в этой работе, - результат масштабного исследования, впервые в российской практике проведенного порталом Franshiza.ru путем анкетирования игроков рынка. Более ранние данные формировались преимущественно на основе экспертных оценок


Рис. 3. Распределение франчайзинговых концепций в мире

Оборот франчайзингового рынка в России пока занимает не столь большую долю в ВВП страны, как, например, в США (там его вклад - почти 10%). Но за последний год эта цифра значительно выросла и превысила 3,5% от ВВП.[31]

На данный момент времени более половины российских франшиз, по данным сайта международной ассоциации франчайзинга, были связаны непосредственно с торговлей. Дальше в ТОПе следуют общепит, бытовое обслуживание, сфера услуг, авто, медицина и здоровье. Эксперты прогнозируют России бурный рост франчайзинга в секторе сервиса и Б2Б-услуг. В этом плане Россия идет в одну ногу со всем остальным миром (рисунок 4).

Рис. 4. Структура российского франчайзинга[32]

В тоже время мировой тенденцией является рост предлагаемых франшиз в сфере информационных технологий, тогда как в России данная сфера даже не выделяется в отдельную категорию. В США из 3000 компаний- франчайзеров около 58 компаний заявили о себе как о фирмах, занимающихся разработкой и продвижением продуктов в сфере ИТ (рисунок 5).

Рис. 5. Структура франчайзинга в мире[33]

Рассмотрим типовые схемы развития франчайзинговых сетей в сфере ритейла и в сфере услуг и сравним их возможность применения в той или иной сфере.

Развитие франчайзинга в розничной торговле и производстве происходит в основном по трем схемам:

Чаще всего компании, работающие в сфере ритейла, приходят к франчайзингу после того, как уже организовали собственную сеть. Реже к нему обращаются компании, которые занимаются оптовой торговлей (дистрибуцией) и не имеют собственной розничной сети (рис. 6 и 7). Второй вариант имеет право на существование, но отсутствие собственной розницы - его слабое место.

Розница - это полигон, на котором стандарты и бизнес-процессы обкатываются для последующего тиражирования. Если ее нет и компания-франчайзер по каким-либо причинам не намерена создавать собственную розничную сеть или хотя бы один (можно сказать, образцово-показательный) магазин, то лучше начать с заключения франшизных соглашений с уже имеющимися клиентами и только затем предлагать свою франшизу сторонним инвесторам на открытом рынке.[34]