Файл: Принципы предпринимательскогo права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Указанное подразделение предпринимательской деятельности приобретает практический смысл. Например, в налоговом законодательстве в зависимости от видов предпринимательской деятельности (производственная, торговая, посредническая и др.) может определяться и размер налогов.

Предпринимательская деятельность не ограничивается только рамками производственной сферы. Она может осуществляться и в социально-культурной сфере (например, в области образования, культуры, здравоохранения). Так, некоторые учебные заведения (включая и государственные учреждения) могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

С учетом количества собственников (учредителей) предпринимательская деятельность может быть как индивидуальная, так и коллективная. Индивидуальная предпринимательская деятельность осуществляется гражданами, т.е. физическими лицами, а коллективная предпринимательская деятельность осуществляется юридическими лицами: коммерческими и некоммерческими организациями.

Могут быть и иные основания классификации предпринимательской деятельности: по субъектам, организационно-правовым формам юридических лиц и др. С учетом субъектного состава подразделяют субъекты малого, среднего и крупного бизнеса.

2. Методы предпринимательского права

Под методом правового регулирования, который применяется в отрасли права, понимается совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые этой отраслью. Обычно, каждая отрасль включает в себя лишь для нее специфичные юридические средства воздействия на определенный вид общественных отношений. Но во многих случаях отрасли права регулируют не только характерные для них общественные отношения, но и отношения, которые тесно связаны с этими типичными отношениями. Тогда и метод правового регулирования может включать характерные не только для этой отрасли, но и для других отраслей права юридические средства. Кроме того, в сложных отраслях, к которым, без сомнения, относится предпринимательское право, обычно используется не один, а несколько методов правового регулирования.

В общетеоретическом смысле метод правового регулирования общественных отношений определяется с учетом следующих компонентов:

а) пoрядок уcтановления прав и юридичеcких обязаннoстей;

б) cтепень oпределенности предоставленных прав и автoномности действий их субъектoв;


в) подбор юридических фактов, которые влекут за собой правоотношения;

г) характер правового положения сторон в правоотношениях, реализующих нормы, распределение прав и обязанностей между субъектами;

д) пути и средства, которые обеспечивают субъективные права.

Рассматривая специфику предмета предпринимательского права, можно увидеть, что здесь используется метод, который сочетает в себе черты нескольких методов правового регулирования, а именно:

- метод рекомендаций (диспозитивный метод), по которому субъекты предпринимательства могут регулировать свои отношения с помощью правовых норм, выбирая наиболее типичные для себя варианты поведения;

- метод обязательных предписаний (императивный метод), по которому устанавливаются конкретные требования к процессу осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников;

- метод автономных решений (метод согласования), согласно которого исходящие от одной из сторон правоотношения предлагают установить такую модель взаимных прав, обязанностей и ответственности, которая будет устраивать обе стороны и может быть реализована только в случае согласия на это другой стороны.

Указанные выше методы правового регулирования, могут применяются при регулировании конкретных правоотношений, которые возникают при осуществлении предпринимательской деятельности, в тесном взаимодействии, такое как обязательное требование для любого юридического лица вести бухгалтерский учет сочетается с возможностью выбора удобной для организации учетной политики.

Рассмотрев специфику предмета предпринимательского права, можно отметить, что законодатель в некоторых случаях может предусмотреть закрепление прав и обязанностей по заключенному договору, а в других случаях - в связи с актом применения права (предписание антимонопольного органа), в третьем случае права и обязанности могут прямо вытекать из закона (обязанность государственной регистрации).

Нормы предпринимательского права предоставляют возможность более или менее самостоятельного, автономного решения вопроса об объеме прав и обязанностей (диспозитивные нормы), могут носить рекомендательный характер, а также могут определить объем субъективного права или обязанность (императивные нормы). Субъекты предпринимательских правоотношений могут быть в равноправном или подвластном положении (горизонтальные отношения между предпринимателями и вертикальные между предпринимателями и государством). Защита установленных прав и применение санкций за невыполнение обязанностей может осуществляться различными средствами - гражданско-правовыми, административными, уголовными, а также в разном порядке (административном, судебном).


Так, взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это может диктоваться общественными интересами и учет указаний компетентных органов - это главная характеристика метода правового регулирования предпринимательского права, который является комплексным и включает в себя черты методов: обязательных предписаний, автономных решений и рекомендаций.

3. Принципы предпринимательского права

Принципы предпринимательского права - это его основополагающие начала, которые пронизывают все правовые нормы. Основные принципы предпринимательского права это:

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности, который получил свое закрепление в ст. 8, а также ст. 34 Конституции РФ: "Каждый имеет правo на cвободное использование своих cпособностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельноcти".

Данный принцип был закреплен в ГК РФ, а также в других законодательных актах. Этот принцип означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательской деятельности, в любой, предусмотренной законом форме, а также может использовать любые (не изъятых из оборота) виды имущества и т.д. Данный принцип может быть подтвержден также установлением для многих коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя общей правосубъектности.

Однако данная свобода не является безграничной. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той степени, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так, свобода предпринимательской деятельности может быть ограничена широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности.

2. Конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты содержится в ст. 8 Конституции PФ: "В Pоссийской Федерации признаются и защищаются равным oбразом частная, государственная, муниципальная и иные фoрмы cобственности". По данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-нибудь привилегии или ограничения для разных форм собственности субъектов, которые занимаются предпринимательской деятельностью и используют имущество, которое может находиться в государственной, муниципальной или частной собственности. В отличие от ранее действовавших привилегий, которые защищали права государственной собственности, действующее законодательство закрепило одинаковые правила защиты для всех субъектов.


На первом месте в Конституции РФ стоит частная собственность. Это объясняется ее высокой значимостью в условиях рыночной экономики. Частная собственность может находиться у граждан или юридических лиц. На базе частной собственности появляются частные предприятия (хозяйственные общества и товарищества), которые преобладают в экономике нашей страны и осуществляется индивидуальная предпринимательская деятельность.

Государственная собственность принадлежит как РФ в целом, так и ее отдельным субъектам — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям и автономным округам. На базе государственной собственности создаются государственные предприятия.

Муниципальная собственность может принадлежать городам, а также сельским поселениям и другим муниципальным образованиям, создающим на базе своей собственности муниципальные предприятия и использующим свое имущество для развития соответствующей территории.

3. Принцип единого экономического пространства, то есть "свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств" на всей территории Российской Федерации также является конституционным (ст. 8, 74 Конституции РФ). В соответствии с этим принципом на территории Российской Федерации запрещено установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо других препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут быть введены на основании федерального закона, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Федеральные исполнительные органы власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не могут вводить такие ограничения по собственной инициативе.

Необходимо упомянуть и наличии Таможенного кодекса таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 в ред. от 16.04.2010), устанавливающего таможенное регулирование в таможенном союзе России, Казахстана и Белоруссии в рамках Евразийского экономического сообщества и осуществляющего правовое регулирование отношений, которые регулируют перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозку по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, которые реализуют права владения, пользования и распоряжения данными товарами.


4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Соблюдение данного принципа является необходимым условием для развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важную роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления, монополистической деятельностью играет Закону РФ от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который является первым в истории России антимонопольным законодательным актом.

В настоящее время большинство положений этого нормативного акта отменены, а основным документом в регулировании антимонопольных отношений является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В антимонопольном законодательстве предусмотрено, что монополистической деятельностью может заниматься как один хозяйствующий субъект или по согласованию между несколько субъектов по согласованию между собой, например, путем заключения договоров о разделе рынков, об установлении или поддержании цен, об ограничении доступа на рынок и др.

Законодательством может быть выделена особая группа предприятий-монополистов, к которым могут относится хозяйствующие субъекты, доминирующие на определенном товарном рынке. Согласно ст. 5 Закона о конкуренции по общему правилу доминирующим является положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, а в некоторых условиях может быть и меньше, но не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не превышает 35%.

Федеральным антимонопольным органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая действует на основе Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331. ФАС подчиняется непосредственно Правительству РФ, имеет широкие полномочия, контролирующие монополистическую деятельность, может издавать как индивидуальные, так и нормативные правовые акты в данной области. Она должна обеспечивать выполнение антимонопольного законодательства, может давать обязательные предписания об устранении допущенных нарушений. Антимонопольный орган должен осуществлять контроль за созданием и реорганизацией хозяйствующих субъектов. Крупные и доминирующие на рынке хозяйствующие субъекты могут приобрести значительные пакеты акций лишь с согласия антимонопольного органа. Данный орган может применять санкции к нарушителям антимонопольного законодательства.