Файл: Выбор стиля руководства в организации (Формирование эффективного стиля руководства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время существует огромное множество книг, статей, монографий посвященное вопросу стиля руководства. Большинство авторов выделяют следующие стили руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Однако многие авторы по своему раскрывают сущность этих стилей руководства, дают им новые названия и описывают их разновидности.

Большой вклад в развитие классификации стилей руководства или стилей поведения внесли Дуглас МакГрегор, Курт Левин, Рэнсис Лайкерт, Теренсом Митчел, Роберт Хаус и другие немало известные авторы. В своих работах они дали точку отсчета понятия стиля руководства.

Стиль руководства в контексте управления — это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его или ее забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи — все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.[1]

Цель исследования является анализ стилей руководства и поиск путей их совершенствования.

Задачи исследования: изучить понятия о стиле руководства, ознакомиться с основными видами стилей и выявить эффективные стили руководства.

Объектом исследования выступает выбор эффективного стиля руководства.

Предмет исследования изучить наиболее эффективный способ выбора стиля управления.

Актуальность исследования обусловлена необходимость выбора такого стиля руководства организацией, который сможет осуществить влияние не только на эффективность деятельности предприятия, но и на весь коллектив в целом.

В ходе исследования проанализированы издания зарубежных и отечественных авторов, а также монографии и статьи указанные в библиографии.

В первой главе раскрыты понятия: стиль управления, стиль руководства, лидерство, стиль лидерства, их взаимосвязь и различия. Во второй главе изучены основные классификации стиля руководства, как возникло понятие, какие теории стилей управления существуют и как они видоизменялись с течением времени. В третьей главе проанализированы основные направления в выборе наиболее эффективного стиля управления и какие факторы могут влиять на их выбор.


Основные понятия стиля руководства

В современной учебной литературе часто встречаются два термина: «стиль управления» и «стиль руководства». Между тем речь идет хотя и о близких, но различающихся понятиях.

Под стилем управления понимается система методов, приемов и форм деятельности всех управленческих работников в связи с осуществлением их функций. Его элементами являются: стиль руководства, стиль подчинения, стиль соподчинения.[2]

Стиль руководства – это качественная характеристика деятельности руководителя, способов воздействия на исполнителей.

Стиль подчинения представляет собой совокупность методов и приемов деятельности работников, связанных с выполнением задач, поставленных руководителем.

Стиль соподчинения есть совокупность способов взаимодействия работников управления одного уровня, решающих общую задачу.

Необходимо различать стиль руководства и личный стиль данного руководителя. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Под стилем руководства, как уже было сказано, можно понимать совокупность конкретных способов воздействия руководителя на подчиненных, которые зависят от ряда факторов:

  1. господствующего политического режима, накладывающего отпечаток на все стороны жизни не только общества, но и его отдельных субъектов, в том числе и фирм;
  2. размеров характера деятельности организации и ее подразделений, существующего в них порядка ведения дел, преобладающей системы ценностей и типа культуры;
  3. положения руководителя на иерархической лестнице;
  4. позиций высшей администрации;
  5. психологических характеристик коллектива, взаимоотношений в нем;
  6. индивидуальных качеств руководителя. Эти качества как раз и определяют его личный стиль (индивидуальную манеру поведения), который не может быть полностью скопирован другими. Руководитель его использует, несмотря на обстоятельства или «наступая на горло собственной песне», ведет себя сообразно тому, как того требует обстановка;
  7. личных качеств подчиненных, уровня их квалификации, зрелости, готовности к сотрудничеству, характера, реакции на воздействие со стороны руководителя;
  8. особенностей ситуации;
  9. той или иной комбинации перечисленных факторов.[3]

Так же неразрывным понятием в выборе стиля руководителя организации встает понятие лидерства в организации. Лидер — это член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях.


Лидерство — это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Лидерство — способность человека оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия на достижение целей организации.[4]

Стиль лидерства — это типичная для лидера система приемов воздействия, влияния на ведомых, других членов группы.

Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказать через идеи, устное и письменное слово, эмоции и т.д.

Лидер и руководитель — не одно и то же. Различие тут такое же, как между формальной и неформальной группами. Лидер — это такой человек, который по отношению к группе может рассматриваться как ее зеркало. Им может быть только тот, кто несет на себе черты, приветствуемые и одобряемые именно в данной группе. Поэтому перевод лидера в другую группу или назначение его сверху в качестве руководителя далеко не всегда оказывается эффективным. Для успешной деятельности руководителя, менеджеров по формированию организационного поведения, управлению поведением организации, обеспечению лидерства в организации важное значение имеют определение, оценка возможностей управления, стилей лидерства и руководства, выбор наиболее эффективных из них.[5]

Стиль руководства определяется рядом факторов: типом личности руководителя, уровнем его воспитания, накопленным опытом, условиями работы организации, стадией развития коллектива. Тип личности и темперамент во многом предопределяют форму общения руководителя с подчиненными. Воспитание вносит существенные коррективы в природные наклонности и задатки человека, определяет развитие способностей, особенности характера и отношения человека к делу, к другим людям, к себе, его волевые, интеллектуальные и эмоциональные черты. Накопленный руководителем опыт позволяет более эффективно разрешать разного рода ситуации и конфликты. Условия работы организации, подразделения диктуют необходимость выбора той или иной, более жесткой (например, при сжатых сроках выполнения работ, дефиците ресурсов) или более демократичной, формы поведения руководителя.[6]

Чем более зрелым, развитым является коллектив, тем больше свободы в регламентации его деятельности, в использовании элементов контроля.


Многие успешные руководители считают, что главной задачей для руководителя любого уровня является совмещение успешной личной работы с продуктивной деятельностью подразделения. Другими словами, управляемый участок должен стать помощью руководителя коллективом творческих и исполнительных людей, которые слаженно, бесконфликтно и успешно выполняют поставленные перед ним задачи. От того, как это удается, зависит карьерный рост руководителя, авторитет, количество людей, которые будут его поддерживать. И, что немаловажно, будет уменьшаться количество людей, которые негативно относились к нему. Мечтать, что их не будет совсем, по крайней мере, наивно.[7]

Нередки случаи, когда превосходный технический работник, перейдя на управленческую должность, оказывается несостоятельным начальником. Чтобы избежать этого, необходимо воспитывать качества руководителя. Как свидетельствует опыт, если руководитель может организовать трех человек для эффективной работы, то и с тридцатью он справится без труда.

Люди часто склонны завышать уровень своих способностей, в том числе и способность, управлять другими людьми. Необходимо стараться объективно оценивать себя, чтобы в дальнейшем не было досадных проколов. Руководитель должен научиться управлять, ведь в основном этот путь он выбрал сам.[8]

Но вначале необходимо определимся, кто такой руководитель, какие типы руководителей и способы руководства бывают, какими качествами должен обладать руководитель?

Суть деятельности руководителя состоит в организационной работе. Именно руководитель направляет и координирует деятельность исполнителей. В свою очередь, исполнители обязаны ему подчиняться и выполнять все его указания. Впрочем, иногда сам руководитель становится исполнителем, но лишь для того, чтобы глубже вникнуть в специфику деятельности предприятия.[9]

Организовывая работу своих сотрудников, руководитель занимается творческой работой, причем, чем выше его должностное положение, тем более творческим становится его подход к руководящей деятельности. Да и научно-технический прогресс подстегивает к постоянному совершенствованию руководящих навыков.

Однако организация работы отдела — лишь одна из сторон руководства. Руководитель также обязан направлять работу сотрудников, способствовать их дальнейшему развитию и даже оказывать влияние на их поведение, в том числе и неслужебное. Для этого недостаточно только профессиональной подготовки. Требуется умение работать с людьми, педагогические и психологические знания.


В основном руководитель занимается следующими вопросами: он формулирует задания, планирует работу, контролирует качество ее исполнения, оценивает результат деятельности, мотивирует те или иные решения (свои или руководства) и личным примером вдохновляет своих подчиненных. Выполнение этих функций зачастую требует немалых усилий, ведь нередко они вступают между собой в противоречие.[10]

С продвижением по служебной лестнице имеют место следующие тенденции:

  • именно начальник сосредоточивает в своих руках все больше функций решающей власти и силы, поэтому решение, в конечном счете, должно быть все более взвешенным;
  • неформальные, личностные контакты с каждой новой ступенькой карьерного роста будут неуклонно сужаться, и потребность в общении придется, как это ни грустно звучит, удовлетворять в рамках своего круга. Необходимость контролировать свои контакты и свое поведение будет только увеличиваться;
  • нужно быть готовым к тому, что с переходом на руководящую должность отношение к руководителю бывшего коллектива изменится: контакты постепенно станут более формальными или даже вовсе оборвутся, а попытки остаться в коллективе «своим» будут противоречить должностным обязанностям и интересам организации;
  • спорные вопросы между сотрудниками или сотрудниками и руководством решаются именно руководителем, и к роли арбитра также нужно привыкнуть;
  • руководитель всегда на виду, всегда в зоне повышенного внимания окружающих. Следить за своей внешностью и поведением теперь придется более тщательно.[11]

Все люди разные. Одинаковых руководителей, как вообще одинаковых людей, быть не может. При всех универсальных правилах и требованиях руководители различаются стилями руководства, характерами, профессиональными качествами, подходом к людям. Каждый управленец имеет свой, уникальный стиль руководства.[12]

Классификация стилей руководства

Не существует «хороших» и «плохих» стилей, есть только уместные в данном конкретном случае или неуместные. Эффективного руководителя отличает гибкость и индивидуальный подход к каждому человеку, и, следовательно, умение менять стили управления, подбирать наиболее подходящий стиль для каждого конкретного случая. А для этого надо знать, какие стили существуют и в каких случаях они уместны.[13]