Файл: Проблема развития социальной группы (Эмпирическое исследование проблем развития социальных групп).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В психологии этнических общностей выделяются психический склад этноса, его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические (национальные) чувства.

В сознании этноса формируется этническая картина мира – особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом, стереотипировано, в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникают импульсивные поведенческие реакции, ведущие в некоторых случаях к межэтническим конфликтам, поляризации социальных общностей по этническому признаку.

Источником межэтнических конфликтов в большинстве случаев служат не этнические, а социально-экономические и политические противоречия

При этом резко затрудняется урегулирование межэтнических конфликтов. Это урегулирование возможно лишь при экстренном удовлетворении базовых интересов конфликтующих сторон, при миротворческой позиции национальных лидеров, снижении значимости объекта межэтнического конфликта.

В системе общественного производства различаются общественные классы (от лат. classis – разряд).

Существование общественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.

Различие между классами проявляется в их образе жизни, социально-психологическом складе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур.

Субъектами массового вне группового поведения являются публика и масса.

Публика – большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции на основе общих общезначимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения.

Масса – совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально-психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др.


Масса выступает в качестве субъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные) [4, c.277]

2.2 Развитие малой и большой групп

Возникшей малой группе предстоит дальнейшая жизнь. На том, каким окажется ее течение, как и посредством чего будет разворачиваться процесс групповой жизнедеятельности, а также какова ее этапность, мы рассмотрим в нескольких наиболее интересных подходах к анализу обсуждаемого аспекта группового функционирования.

Один из них – стратометрическая концепция Петровского. Им были предложены два критерия построения гипотетической типологии групп:

- степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности;

- общественная значимость последней, т.е. уровень ее позитивности - негативности с точки зрения общественного прогресса.

В зависимости от этих критериев, развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям). В центральной точке континуума располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т.е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью [2, с.143].

Также следует выделить параметрический подход к исследованию группы, разработанный Л. И. Уманским. В основу подхода положено представление о социально-психологических параметрах группы — своеобразных критериях ее развития как коллектива. К их числу Л. И. Уманский, в частности, относит: (а) содержание нравственной направленности группы - интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации; (б) организационное единство группы; (в) групповую подготовленность в сфере реализации совместной деятельности; (г) психологическое единство - интеллектуальную, эмоциональную2, волевую коммуникативность, характеризующую соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях [2, с.155].


В зависимости от выраженности каждого из параметров группа располагается по степени своего развития в континууме, срединную точку которого занимает группа-конгломерат, т.е. группа, состоящая из незнакомых между собой людей, а полюсами являются коллектив и антиколлектив.

Из зарубежных концепций группового развития можно отметить двухмерную или двухфакторную модель Б. Такмена [3, с.101]. Б. Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа, а именно: наличия двух сфер, или измерений, групповой активности — деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры), а также положения группы в гипотетической последовательности развития, т.е. в соответствующей стадии.

Синтезируя данные множества концепций, пусть и сильно отличающихся друг от друга, можно вычленить общее и заключить то, что уровень развития группы – совокупность и многообразие разнообразных социально-психологических параметров, таких как работоспособность, надежность, сплоченность, слаженность, оказывающая влияние на все сферы функционирования данной группы.

Групповые роли — элемент групповой структуры, тесно примыкающий к двум предыдущим ее измерениям: роль обычно трактуется как динамический аспект статуса, как поведение, ожидаемое от лица, занимающего определенную позицию в группе.

Одним из первых групповые роли начал изучать Р. М. Белбин. Он считает, что многообразие отражается в том, какие роли исполняют участники. Также, по его мнению, эффективные команды состоят из людей, роли которых различны и определяются наличием определенных умственных способностей и личностных качеств. Р. М. Белбин исследовал команды и пришел к выводу о необходимости ряда ролей, таких как генератор идей, исследователь ресурсов, координатор, критик, контроллер и т.д.

Каждая роль важна для успеха команды в целом, причем участники могут исполнять сразу несколько ролей. Как отмечает автор, бывает, что в команде есть несколько ролей исполнителей и одни роли чаще совмещаются, чем другие. Вместе с тем не все столь легко совмещается: например, роли «души» команды и контролера-оценщика.

Роли, предложенные Р. М. Белбином, можно объединить в четыре командные функции:

-Лидерство внутри команды.

-Выполнение работы.

-Внутреннее поддержание команды.

-Связь с людьми и ресурсами вне команды.

Успех команды в большей степени зависит от того, насколько командные цели сотрудники ставят выше собственных интересов [2, с.199].


Необходимо сказать о существовании разрушительных ролей в командной работе: это руководитель паники; саботажник, настаивающий на особом отношении; сибарит; паразит; «несчастный»; «неоцененный по заслугам». Важно, чтобы члены команды могли выделить для себя не только конструктивные командные роли, которые они лично могут исполнять.

Кроме того, стоит отметить, что существуют так называемые ролевые наборы, то есть роли, наиболее типичные и часто встречающиеся в зависимости от специфики самой группы.

Итак, чаще всего малые группы в своей постоянной деятельности не ориентируются на конечную групповую цель, в то время как деятельность больших групп рационализирована в такой степени, что потеря цели чаще всего приводит к их распаду. Кроме того, в малой группе особое значение приобретает такое средство контроля и осуществления совместной деятельности, как групповое мнение.

Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связей и отклонений, в которых эти индивиды находятся друг к другу»

Малые группы представляют интерес как элементарные частицы социальной структуры, в которых зарождаются социальные процессы, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений.

Все макросоциальные процессы в той или иной мере определяются макросоциальными процессами.

Общесоциальные нормы, ценности, потребности и установки формируются на макросоциальном уровне. Эти процессы образуют психологию больших социальных групп.

Сознательно-регуляционный компонент психологии больших социальных общностей – общественное сознание, а импульсивно-регуляционный компонент – массовидные явления.

Общественное сознание – духовная сфера жизнедеятельности общества, обобщенное отражение объективных условий его существования, исторического типа общественного бытия, система духовных ориентиров и общесоциальных ценностей.

Можно выделить идеологический и социально-психологический уровни общественного сознания.

Общественное сознание – система духовно-опосредствованных, социально-ценностных отношений людей к миру и самим себе, возникающих в процессе жизнедеятельности социума. Общественное сознание отражает общественное бытие, определяется им и воздействует на него.


Разновидность общественного сознания – массовое сознание. Оно всегда уже общественного сознания, за его пределами остаются специализированные формы духовного освоения действительности (научные, этические и эстетические концепции).

Массовое сознание характеризуется фрагментарностью, противоречивостью, повышенной динамичностью и стереотипностью. Его содержание определяется массовым интересом, общедоступными ценностями. Взаимодействуя с массовой культурой, оно формирует массовые поведенческие стереотипы. Массовому сознанию соответствуют общественное мнение и общественное настроение, выступающие в качестве непосредственных регуляторов массовых форм поведения.

Общественное мнение – состояние массового сознания, вызванное отношением различных социальных слоев общества к определенным событиям. [2, c.147]

Содержание общественного мнения обусловлено обострением интереса к актуальным, дискуссионным проблемам.

По структуре общественное мнение может быть монистичным (от греч. mónos – один) и плюралистичным (множественным). Возникая на различных уровнях общественного сознания (в науке, идеологии, обыденном сознании), оно может быть адекватным и неадекватным реальности, содержать реальные и иллюзорные представления.

Адекватность общественного мнения зависит от развитости в обществе демократических свобод, его политической культуры. В демократичных обществах общественное мнение – постоянно действующий фактор социального управления, обеспечения его прогрессивного развития.

Общественное настроение – эмоциональная характеристика состояния общественной психологии, влияющая на импульсивное поведение масс; определенное состояние чувств и умов в больших социальных группах, предпосылка социально-политических сдвигов.[12, c.202]

По способу освоения действительности различаются научное и обыденное общественное сознание.

Устойчивая форма нормативной регуляции, основанная на прошлом опыте этноса, – обычаи. Обычаи выступают и как нормы поведения, и как форма социального контроля, они выполняют функцию освящения (сакрализации) сложившихся общественных отношений.

Элементы социального и культурного опыта, передаваемые из поколения в поколение в различных социальных группах, называются традициями. Традиции могут быть социально положительными и косными, реакционными.[17, с.278]

Из изложенного материала я выяснила, что для всех долговременных больших групп характерны такие общие признаки, как нравы, обычаи, традиции, язык. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, которая воспроизводится на протяжении длительного исторического развития, передаваясь от поколения к поколению. На этой основе возникает такая важная характеристика большой группы как образ жизни, включающий особую систему потребностей, интересов, ценностей, социальных стереотипов, а также специфических форм общения, быта. Соответственно формируется так называемая групповая психология, которая выступает по отношению к отдельному индивиду как некая социальная реальность, выходящая за пределы его сознания и воздействующая на него вместе с остальными объективными условиями жизни.