Файл: Проблема развития социальной группы (Эмпирическое исследование проблем развития социальных групп).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. стараться придерживаться и далее демократического стиля руководства: быть истинным лидером коллектива.

Основой здорового социально-психологического климата в коллективе является благоприятное отношение к работе у членов коллектива предприятия. Благоприятное отношение к труду зависит от трех важных факторов:

- интереса к работе и процессу труда

-материального вознаграждения за труд

-коллективного решения поставленных задач

Исходя из этого можно выделить основные задачи по улучшению социально-психологического климата в коллективе компании ООО «Сити Люкс»

1.Повышение уровня сплоченности коллектива

2.Формирование ответственности за проделанную работу

3.Увеличение показателя организованности.

Для этого можно применить методику изучения деловых и личных особенностей работников ООО «Сити Люкс», предназначенную для раскрытия у индивида врожденных или приобретенных «управленческих качеств»: умения к стремительным образованиям качеств - креативности, деловитости, надежности, исполнительности.

Для создания большей сплоченности коллектива руководителю необходимы знания принципов и правил психологии при выполнении организационных задач. К примеру, для того чтобы, не попасть в зависимость от ранее создавшихся оценочных установок, руководителю или членам коллектива необходимо учитывать правило «неадекватности отображения» человека человеком. Может сложится ошибочное представление и на основе эффекта «ложного согласия»(Так говорят все). Далеко не пользу для работы коллектива вносит эффект снисхождения. Обычная логическая ошибка может быть определена, как неверное предположение

тесной связи определенных свойств личности с его поведением.

Учет описанных выше оценок сотрудников, составляющих научный или другой тип коллектива, может способствовать улучшению производительности труда. Благоприятный психологический климат является главным фактором сплоченности и результативной работы коллектива. Необходимо удовлетворить не только материальные потребности, но и личные психологические потребности личности, которые проявляются в её трудовой деятельности и профессиональном контакте в процессе труда. Это и осознание личной сопричастности к делам и планам коллектива, и стремление творчески раскрыть себя в труде; гордость своим знанием, умением, мастерством; уважение товарищей по работе и многое другое.

Еще одним элементом, способствующим сплочению коллектива является экономическая учеба., принятие участия в состязаниях, смотрах, конкурсах. Эффективный способ сплочения коллектива- принаровение работников к творческой работе, изобретательству и выражению инициативности.


Очень сближает работников совместное времяпровождение вне рабочего места, в виде культурных мероприятий таких как занятия спортом, различные походы, отдых, культурные мероприятия, общие интересы и хобби. Как бы там ни было, формирование, и правильное сплочение коллектива ведёт к повышению работоспособности и только положительно влияет на членов коллектива.[22, с.96]

Большое значение в создании здорового климата в коллективе имеет личная ответственность за порученное дело. Ответственность менеджера и подчинённых выступает как форма проявления долга, как осознание социальной значимости личного поведения в связи с требованиями коллектива, учётом конкретных условий проявления этих требований, непосредственных и предстоящих задач, стоящих перед сотрудниками.

Верный признак благоприятного морально-психологического климата -активное участие всех членов коллектива в управлении, которое может принять форму самоуправления.

Высокий результат коллективной работы-следующий признак хорошего социально-психологического климата в коллективе. В результате коллективной работы развиваются межличностные отношения и контакты в коллективе организации. Новвоведения в научно-технической сфере упрощают работу сотрудников, тем самым оказывая положительное влияние на психологическое состояние членов коллектива и на весь социально-психологический климат в целом.

Можно сделать вывод, что улучшение социально -психологического климата является одним из важных элементов для объединения коллектива.

Механизмом сплочения коллектива также выступает сработанность. Сработанность характеризуется высокой продуктивностью совместной работ индивидов.

Следующим механизмом сплочения коллектива является дисциплина.

Управляющему нужно учитывать все потребности и интересы каждого отдельного работника, его психологическое состояние, для того чтобы как можно быстро помочь адаптироваться в компании и побудить его к эффективной работе.

Стимулирование через поощрения является ещё одним механизмом сплочения коллектива является также стимулирование коллектива. В поощрении эффективной работы, поведения, в наказании неодобрительных действий стоит психологическая основа воспитания и поощрения сотрудников. Эти способы воздействия помогают поддерживать личность в рамках установленных моральных норм и разработанных государством законов. Однако предпочтение в воспитательной работе должно отдаваться поощрениям. Наказание же необходимо считать как крайней мерой воспитательного воздействия, и его нужно уметь искусно применять.[17, с.156]


Постоянный страх человека, что он может быть наказан за то или другое неправильное действие, за допущенную ошибку при проявлении инициативы, порождает рутинеров и перестраховщиков.

Беря во внимание психологические аспекты воспитательной и стимулирующей деятельности руководителя, нужно понимать, что ни один из приемов, будь-то убеждение или порицание, поощрение или наказание, употребляющий по отдельности, не произведет положительного эффекта. Поэтому, чтобы трудовые меры к дисциплине принесли хорошие результаты, руководителю необходимо научиться пользоваться всеми элементами стимулирующего и воспитательного воздействия.

Кроме того, необходимо отметить, что одним из факторов формирования положительного социально-психологического климата в компании являются проведение психологических тренингов и семинаров, корпоративных мероприятий и внедрение механизма поощрения в компании.

Заключение

Рассмотрев и изучив проблемы групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важно, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Делая вывод из первой главы под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства.

Иногда понимании термин "группа" употребляется и в психологии, когда, например, в результате тестовых испытаний "конструируется" группа людей, давших показатели в каких-то одних пределах, другая группа - с другими показателями и т.п.

Самое главное с точки зрения социологического подхода, - отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много.

Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в политических характеристиках. Для каждой системы социологического знания важно принять какой-то критерий в качестве основного.

Из второй и главы можно сделать вывод что, чаще всего малые группы в своей постоянной деятельности не ориентируются на конечную групповую цель, в этой группе особое значение приобретает такое средство контроля и осуществления совместной деятельности, как групповое мнение. В этой группы представляют интерес как элементарные частицы социальной структуры, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений.


Когда человек выполняя различные социальные функции, он является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Для личности это имеет два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой - сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Поэтому крайне значимо определить, какова будет та "равнодействующая" этих групповых влияний, которая и определит содержание сознания личности.

Больших групп характерны по таким общим признакам как  традиции, обычаи, нравы, язык. В характеристику большой группы как образ жизни, включат особую систему потребностей, интересов, ценностей, социальных стереотипов, а также специфических форм общения, быта. Большие групп рационализирована в такой степени, что потеря цели чаще всего приводит к их распаду.

В социально-психологическом анализе группы проявляется и рассматриваются выделенные средствами социологии реальные социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической общностью, т.е. позволяют каждому ее члену идентифицировать себя с группой.

Каждая группа значима для личности, прежде всего в том, что группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда и потому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений.

Третья часть курсовой заключалась в эмпирической проверке выдвинутых гипотез.

Список использованных источников

  1. Гавреева Г.С. Влияние внутригрупповых процессов на развитие креативности малой группы. М.: ГУУ, 2008.
  2. Галасюк И. Н. Психологические аспекты создания команды в организации. Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. №4. 2009.
  3. Галкина Т.П. Социология управления: от группе к команде. М.: Финансы и статистика. 2003.
  4. Гарифулин Р.Р. Психология креативности и исскусства. М. 2004.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология мышления. М.: АСТ. 2008.
  6. Грановская P.M., Крижанская К.С. Творчество и преодоление стереотипов.— СПб., 1994.
  7. Гриценко В.В. Социально-психологический практикум. Балашов: Николаев. 2004.
  8. Десев Л. Психология малых групп. М.: Прогресс. 1997.
  9. Донцов А.И. Введение в практическую социальную психологию. М.: Смысл. 1997.
  10. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность. Психологический журнал, 1994, №4.
  11. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М.: Академический проект. 2003.
  12. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований. Психологический журнал. Том 32. №1. 2011.
  13. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер. 2009.
  14. Калошина И.П. Психология творческой деятельности. М: ЮНИТИ-ДАНА. 2003 г.
  15. Клецина И.С. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер. 2008.
  16. Козлов В.В. Психология творчества. М.: Гала. – 2009 г.
  17. Козырева А.Ю. Психология и педагогика творчества. М.: Просвещение. 1993
  18. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой. М.: Аспект Пресс. 2001
  19. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Издательство политической литературы. 1976.
  20. Марковская И.М. Социальная психология. Челябинск: ЮУрГУ. 2000.
  21. Матейко А. Условия творческого труда. М.: Мир. 1970.
  22. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии. №6. 1985.
  23. Мошенко А.В. Социальная психология. М.: РАН. 1998.
  24. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер. 2005.
  25. Немов Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива. М.: Знание. 1982.
  26. Обуховский К.А. Психология влечений человека. М.: Прогресс. 1991.
  27. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер. 2001.
  28. Пелевина И.М. Детерминанты эффективного командного взаимодействия в организации. Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. №4. 2009.
  29. Петровский А. В. Коллектив / Общая психология. – М.: Академия, 1986.
  30. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М.:Прогресс. 1986.
  31. Пономарев В.Я. Исследование проблем психологии творчества М.: Наука, 1983.
  32. Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надежности малых групп в различных условиях. Автореф. дис. … докт. психол. наук. Курск. 2008.
  33. Сидоренков А.В. Малые группы и неформальные подгруппы: микрогрупповая теория. Ростов н/Д: ЮФУ. 2010.
  34. Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности. М.: РГБ. 2002.
  35. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум. Ростов н/Д: Феникс. 2006.
  36. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука. 1975.
  37. Фоломеева Т.В. Социальная психология. Практикум. М.: Аспект пресс. 2006.
  38. Фролов Б.А. Коллектив и мотивация творчества. М.: Наука. 1997.
  39. Хасина П.Л. Ролевой состав команды и динамика ее эффективности. Автореф. дисс. … канд. пс.н. Москва. 2011.
  40. Цхай И.К. Личностные и когнитивные аспекты креативности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва. 2000.
  41. Ярошевский М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества. М.: Наука. 1971.