Файл: Учет безналичных денежных средств (Бухгалтерский учет безналичных денежных средств).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Принцип имущественной ответственности участника расчетов.

При несоблюдении условий, прописанных в договоре. Наступает гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков, уплаты неустойки. Для предотвращения неисполнения обязательств осуществляется контроль.

Бухгалтерский учет безналичных денежных средств

Учет безналичных расчетов платежными поручениями

Наиболее применяемая форма расчетов по безналу – платежное поручение. При помощи данного документа осуществляется 93% всех взаиморасчетов.

Платежное поручение - бланк, знакомый руководителю и бухгалтеру каждой организации и каждому индивидуальному предпринимателю, кто хоть раз производил безналичные платежи. С помощью платежек - именно так по-простому называется платежное поручение - осуществляются платежи поставщикам продукции, лицам или организациям, оказывающим какие-либо услуги или выполняющим работы, а также уплачиваются налоги, сборы и другие платежи в бюджет, предполагающие безналичную оплату[11].

Правила оформления платёжного поручения.

Платежное поручение, бланк 0401060, имеет унифицированную, утвержденную правилами безналичных расчетов, форму. Как и все финансовые документы, оно не должно содержать ошибок и исправлений. Подпись плательщика, проставляемая на платежке, должна быть выполнена шариковой, гелиевой или какой-либо другой авторучкой синего цвета.

Заполнение всех полей, из которых состоит платежное поручение, бланк которого, как правило, заполняется в автоматическом режиме с использованием различных специализированных программ, является обязательным и должно соответствовать правилам. Количество бланков платежки должно соответствовать количеству участвующих в расчете сторон, чаще всего их два - один остается у плательщика, другой в банке. Срок действия платежного поручения - 10 дней, именно в этот период, начиная с момента составления документа, должен состояться платеж[12].

Бланк платежки содержит довольно-таки большое количество обязательных для заполнения полей. В них должны вноситься данные, соответствующие конкретному полю. Ознакомимся с кратким описанием реквизитов платёжного поручения (перечислены по порядку, сверху вниз)[13]:


  • "Наименование документа" - Платежное поручение.
  • "Номер формы" - 401060.
  • "Номер документа". "Дата составления".
  • "Вид платежа" - "Почтой", "Телеграфом", "Электронно" или не проставляется совсем.
  • Статус налогоплательщика. Чаще всего используются "01" для юридического лица "02" - для налогового агента или "09" - для ИП.
  • "Сумма прописью". "Сумма" цифрами.
  • "ИНН", "КПП" плательщика. При отсутствии КПП (для физического лица) необходимо проставить "0".
  • "Плательщик" - в поле указывается наименование (для организации) или Ф.И.О. полностью (для физического лица, в т. ч. для ИП). Кроме этого, в данном поле можно указать некоторые подробности описания плательщика, такие как номер лицевого счета или уточнения, касающиеся, например, наименования или номера филиала банка.
  • "Счет №" - номер расчетного счета, с которого производит оплату данное платежное поручение. "Банк плательщика" - наименование банка. "БИК" - БИК банка плательщика.
  • "Счет №" - корреспондентский счет банка плательщика. Далее следуют те же реквизиты, но относящиеся к данным получателя платежа:
  • "Банк получателя", напротив "БИК" и "Счет №" - корр. счет банка получателя.
  • "ИНН", "КПП", "Получатель" - так же, как и в случае с данными плательщика - полное наименование с возможностью уточнения необходимых данных.
  • "№ счета" - расчетный счет получателя.
  • "Вид оп." - вид операции. Может принимать значения - "01", "02", "09" и др., где 01 - платежное поручение, 02 - платежное требование, 09 - мемориальный ордер. Понятно, что для того, чтобы заполнить платежное поручение, бланк которого и обсуждается, необходимо проставить шифр "01".
  • "Срок плат." и "Наз. плат." - срок платежа и назначение платежа. Поля остаются пустыми.
  • "Очер. плат." - очередность платежа в платежном поручении указывается в полном соответствии требованиями. Указывается номер очередности от 1 до 6. Чаще всего применяются: "3" - для платежей в бюджет, таких как налоги, сборы, перечисления заработных плат сотрудников, "6" - для перечисления оплат поставщикам или для расчетов за оказанные услуги.
  • Поля "Код" и "Рез. поле." (резервное поле) не заполняются.
  • Поля ниже заполняются в случае оплаты в бюджет (налогов или сборов). Для остальных платежей данные поля остаются пустыми.
  1. КБК, на который производится оплата, в соответствии с классификатором.
  2. ОКАТО - также по классификатору кодов.
  3. Основание платежа - может иметь одно из многих доступных значений. Чаще всего - ТП - текущие платежи (при осуществлении платежей за текущий период).
  4. В следующем поле указывается дата уплаты налога или период, за который он начислен.
  5. Далее - номер документа, по которому производится платеж, если, конечно, он производится по документу, например, требованию налоговой или по какому-либо постановлению. Если основанием платежа ранее было указано "ТП" - текущий платеж, то в данном поле следует указать "0".
  6. В следующем поле проставляется дата документа, по которому производится платеж. При оплате налога - дата предоставления, например, налоговой декларации.
  7. И последнее поле - тип платежа. Самые частые значения - "НС" - оплата налога (сбора) и "АВ" - аванс по налогу (сбору)[14].

  • "Назначение платежа" - указывается номер и дата счета, по которому производится оплата, а также наименование услуги, работы или товара, за который этот счет выставлен. В случае с уплатой налогов или сборов указывается наименование налога (сбора) и период, за который производится оплата.
  • "МП" и "Подпись" - здесь все понятно. Далее следуют поля для заполнения банковскими работниками при принятии платежа.

Таким образом, платежное поручение, бланк которого был только что рассмотрен, как правило, не вызывает сложностей при заполнении. Главное, о чём не следует забывать - внимательное заполнение всех необходимых полей.

Учет безналичных расчетов чеками и по инкассо

Предприятия, использующие безналичный расчет чеками, предварительно получают в обслуживающем банке чековую книжку, каждый лист которой является платежным документом. Чек заполняется на конкретную организацию получателя или физическое лицо, в нем указывается сумма платежа, его назначение и дата заполнения.

Заверенный главным бухгалтером организации и ее руководителем чек должен быть обналичен в течение 10 банковских дней с даты выдачи. Получение средств по чеку происходит через банк организации, его выдавшей. Средства выплачиваются наличными после проверки банком заполнения документа и при наличии средств на счету плательщика[15].

Инкассо – это один из вариантов осуществления взаиморасчетов между продавцом и покупателем, при котором расчет производится не самими участниками сделки, а их банками-представителями. В лице продавца может выступать производитель и поставщик продукции.

Инкассо - это такой формат взаиморасчетов, в котором принимает участие не две стороны, а четыре.

Участниками сделки выступают[16]:

  • Взыскатель. Это человек, который доверяет процедуру инкассирования своему банку-партнеру.
  • Банк-ремитент. Это финансовое заведение, которому доверено выполнение операции по инкассированию со стороны взыскателя.
  • Инкассирующий банк. Это финансовый институт, на который возлагается задача по реализации инкассового поручения.
  • Плательщик. Это человек, который выступает контрагентом взыскателя и на которого возлагается обязанность по осуществлению оплаты в соответствии с инкассовым поручением.

Существует несколько форм операций, которые определяются характером используемых в них бумаг.

Принято различать документарное инкассо и чистое. Чистый формат процедуры проводится только в том случае, если в процессе используются платежные документы. Это могут быть чеки и векселя, платежные расписки и прочее. Под документарным форматом процедуры принято понимать инкассо финансовых бумаг. Они должны в обязательном порядке сопровождаться коммерческими документами. Это могут быть счета и накладные, транспортные и другие бумаги. В сделке этого формата могут использоваться только коммерческие документы, которые не требуют никакого дополнительного сопровождения.

В сфере международной торговли расчеты по инкассо являются, по сути, поручениями экспортеров своим финансовым институтам получить всю выплату по контракту от импортера. Экспортер через своего финансового партнера передает импортеру все актуальные товарные документы.

Если говорить о достоинствах и недостатках такой системы расчетов, можно выделить следующие положения:

Плюсы[17]:

  • Гибкость расчетов, так как могут обслуживаться «цепочки» сделок с различными доплатами.
  • Наличие документов, подтверждающих расчетов.
  • Уменьшение расходов, связанных с перевозкой наличности, ее учетом и хранением;
  • Неограниченный срок хранения денежных средств на счетах банка;
  • Отсутствие кассы и необходимости ее обслуживания;
  • Все наличные деньги подлежат обязательной сдаче в Банк по истечении трех дней с момента их поступления в кассу (исключение составляют денежные средства для оплаты труда сотрудников - зарплаты, которые можно хранить в кассе не более 5 дней), то есть наличные деньги все равно подлежат обязательному переводу в безналичную форму, поэтому первоначальный расчет безналичкой позволит не совершать дополнительных операций с банком и сэкономить время и деньги[18].

Минусы[19]:

  • Существует опасность столкнуться или попасть в зависимость от «проблем» Банка, то есть с затруднениями или даже невозможностью перевести или снять деньги со счета.
  • Увеличение расходов, связанных с появлением различных дополнительных выплат Банку за произведенные операции.
  • Необходим регулярный поток денежных средств, для оплаты услуг банка и выплаты заработных плат сотрудникам, что не очень удобно для начинающих малых предпринимателей;
  • Требуется постоянное взаимодействие с банком, что включает в себя определенные затраты;

Таким образом, в основном данный вид расчета имеет явные преимущества перед наличным расчетом, а недостатки можно устранить, если тщательно подойти к вопросу выбора Банка и работать в рамках действующего законодательства.

Учет безналичных расчетов аккредитивами

Аккредитивы – это поручения банка-плательщика банку-получателю производить платежи физическим или юридическим лицам средств в пределах обозначенной суммы на условиях, которые указаны в данном поручении. Это общее определение данного термина. Его следует рассмотреть более детально, чтобы иметь полное представление.

аккредитивы – это форма расчетов, которая предполагает работу двух банков, при этом полностью исключается невыполнение условий по контрактам, заключенным ранее, как со стороны поставщика продукции, так и с позиции покупателя. Результатом этого является защищенность обеих сторон.

Аккредитивы – это наиболее безопасная форма взаиморасчетов между клиентами. Можно привести пример, когда использование подобной формы взаиморасчетов позволило всем участникам получить выгоду. В советские времена большинство потребителей каустической соды перешло на аккредитивную форму взаимодействия с предприятием, которое на тот момент находилось на грани банкротства. Фирма хоть и была на грани банкротства, все же продолжала свою деятельность. Банком производилось зачисление денежных средств на расчетный счет по аккредитиву только после того, как предприятие-поставщик предоставляло необходимую документацию в соответствии с поручениями плательщиков и заключенными контрактами. Предоставленные документы проходили тщательную проверку. Уверенность сторонам давал именно аккредитив. Что это, простым языком можно описать так. Потребители получают уверенность в том, что при отсутствии отгрузки в нужный момент платежи успешно вернутся на их счета, а завод, который производит товар, получает уверенность в том, что очередной потребитель не оставит без оплаты[20].

В случае использование такой формы взаиморасчетов очень важно подобрать самый подходящий вид. Любые виды аккредитивов открываются банками в соответствии с поручениями плательщиков, следовательно, в проекте договора указывается выбранный тип. Все существующие формы прописываются постановлениями Центрального Банка страны. В случае с Российской Федерацией существует Положение, в котором прописана возможность для открытия следующих видов аккредитивов[21]: