Файл: "Понятие и характеристика нотариального действия по законодательству Российской Федерации".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тот факт, что гражданин жив и в определенном месте (Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: кодекс от 14 ноября 2002 г. № 139-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 46. - Ст. 463.)

В законодательстве ряда субъектов Российской Федерации эти факты устанавливаются одновременно и предусматривается выдача единого свидетельства о жизни гражданина в данном месте. Фактически, свидетельствуя о том, что гражданин находится в определенном месте, нотариус фиксирует его живое присутствие. В связи с этим Степанов А.В. пишет: «Однако, учитывая тот факт, что эти сертификаты сливаются практически в один (нотариус, удостоверяющий факт существования живого, удостоверяет, что человек находился в определенном месте), было решено выдать один сертификат, что нашло отражение в действующем «нотариальном» законе 14. Однако это логически правильное утверждение не обосновано в правовой сфере. (Степанов А.В. О нотариате и порядке совершения нотариальных действий. // Сборник законодательства Российской Федерации. - М., 2016. С. 210.)

Следовательно, во время совершения любого нотариального акта нотариус устанавливает личность заявителя, тем самым устанавливая факт существования живого. В то же время, выполнение нотариального акта по отношению к любому лицу указывает на его присутствие во время работы нотариуса, что по сути означает установление позиции его должности. (Ефимова В.В., Гатин А.М. Нотариат России: курс лекций. // М.: Экзамен, 2015. С. 147-149.)

Таким образом, важность сертификации каждого из этих обстоятельств имеет самостоятельное значение, его объем и сочетание, по-видимому, не эффективны ни с точки зрения теоретических построений, ни с точки зрения практического проектирования.

Практика применения правил для установления того факта, что гражданин находится в определенном месте, указывает на значительное (во многих отношениях искусственное) ограничение сферы действия этого нотариального действия. (Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: утв. Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1 // Российская газета. – 1993. - № 49.)

Во-первых, перечень нотариальных актов, строго определенных законом, исключает возможность определенных действий «по аналогии». Так, в юридической литературе отмечается, что удостоверение нотариусом фактов отсутствия юридического лица по зарегистрированному юридическому адресу или местонахождения юридического лица в определенном месте невозможно и что такие нотариальные действия являются недействительными, потому что список фактов является исчерпывающим и не может быть интерпретирован широко. (Смирнов И.С., Тарасова М.И. Совершение нотариальных действий в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Нотариус. - М.: Юрист, 2015, № 4. - С. 12.)


Этот пробел можно устранить только путем внесения изменений в законодательство. Разработчики Федерального закона «О нотариусах» аналогичным образом пытаются ввести действие нотариуса, независимого и очень востребованного практикой, что свидетельствует об отсутствии юридического лица в месте его регистрации государством. , В то же время использование аналогии при оформлении нотариальных актов не допускает проект федерального закона о нотариусе. Единственным исключением является искусство, в котором говорится, что если в законодательство вводится новый вид нотариального акта до внесения соответствующих изменений, он осуществляется в соответствии с процедурой, регулирующей подобные виды нотариальных действий. (Гражданский кодекс Российской Федерации: кодекс от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3301.)

Во-вторых, нотариальная процедура, установленная в действующем законодательстве, не устанавливает факт, что гражданин находится в определенном месте без указания места расположения офиса нотариуса.

Таким образом, если субъект пожелает зафиксировать свое местоположение не в привязке к населенному пункту (нотариальной конторе), а к конкретному помещению, то суд не сможет расценить данные доказательства как допустимые, поскольку нарушена процедура совершения нотариального действия. Подобные обстоятельства подтверждаются и судебной практикой.

Более широкую сферу применения видят для действий по фиксации фактов нахождения гражданина в живых. Это связано, в основном, с законодательно установленными обязанностями подтверждения данного обстоятельства при выплате денежных средств государственными органами. (Вергасова Р.И. Нотариат в России: Учебное пособие. // М.: Юристъ, 2015. С. 356.)

Но наибольший интерес в Таким образом, если организация хочет определить свое местоположение не по отношению к месту (нотариальная контора), а к конкретной комнате, суд не сможет считать эти доказательства допустимыми, поскольку процедура совершения нотариальных действий нарушена. Подобные обстоятельства подтверждаются судебной практикой. (Степанов А.В. Порядок совершения нотариусами нотариальных действий в дореволюционной и в современной России // Сборник научных трудов. - М.: ООО "Ваш полиграф. партнер", 2015, Вып. 5. - С. 195.)

Более широкая сфера применения касается деятельности, направленной на обобщение фактов о жизни гражданина. В основном это связано с юридически установленными обязательствами подтверждать это обстоятельство при оплате государственных средств.


Однако наиболее интересными являются предложения применить это действие, если в документах ЗАГСа есть запись о смерти гражданина, когда на самом деле человек жив. Подобная ситуация возможна либо в случае объявления гражданина мертвым, либо в результате ошибки сотрудников ЗАГСа. (Павликов С.Г., Флейшер Н.Б. Примирение и побуждение к добровольному совершению правомерных действий как функции судебной и нотариальной деятельности // Российская юстиция. - М.: Юрист, 2015, № 1. - С. 52.)

Предложения по применению этого действия в том случае, если в документах ЗАГСа есть запись о смерти гражданина, в то время как на самом деле человек жив. Подобная ситуация возможна как в случае признания погибшего гражданина, так и в случае ошибок сотрудниками ЗАГСа. В первом случае наличие сертификата живого гражданина не сможет устранить необходимость обращаться в суд и может рассматриваться только одним из испытаний в зале суда. Но очевидные ошибки, которые привели к регистрации смерти гражданина, могли быть исправлены без обращения в суд, подтверждающего тот факт, что гражданин жил с нотариусом. В то же время это возможно только в случае внесения изменений в закон о документах гражданского состояния, что уже подчеркивалось в специальных исследованиях.

Вышесказанное подтверждает, что искусственное сдерживание объема этих нотариальных действий не может оказать положительного влияния на стабильность гражданского оборота. Печально, что в большей степени эти действия используются в мошеннических системах и являются документами, предоставляемыми в зал суда по уголовным делам, и не используются для облегчения процедуры доказательства определенных обстоятельств в гражданском или арбитражном процессе.

Справка о времени предъявления документов и личности гражданина с лицом, изображенным на фотографии. (Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: утв. Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1 // Российская газета. – 1993. - № 49.)

Наиболее распространенной областью применения для проверки времени представления документов является область, касающаяся подтверждения авторских прав. В то же время расширение применимости этого нотариального действия наблюдается в сфере отношений для выполнения обязательств, в частности, в тех случаях, когда исполнение (создание, изготовление) данного документа является обязательством часть договора. (Смирнов И.С., Тарасова М.И. Совершение нотариальных действий в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Нотариус. - М.: Юрист, 2015, № 4. - С. 12.)


Наличие на документе регистрации свидетельства, подтверждающего точное время его предъявления нотариусу, позволяет доказать: а) наличие документа в данный момент; б) наличие документа определенного содержания.

Нотариус, не знакомый с текстом этого документа и не удостоверяющий факты или обстоятельства, которые он содержит, не влияет на возможность доказательства существования документа, имеющего конкретное содержание, для данный момент. Это связано с требованиями, предъявляемыми к нотариусам при работе с документами. В частности, обязательное мигание документов, выполненных на нескольких листах, и их нумерация позволяет избежать замены страниц документа. Оставление копии документа в нотариальной конторе, как правило, устраняет вопросы о фальсификации представленного документа. (Гражданский кодекс Российской Федерации: кодекс от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3301.)

Что касается нотариального акта об отождествлении гражданина с лицом, изображенным на фотографии, необходимо иметь в виду следующее. Федеральный закон о нотариусах не предусматривает этого действия. Это предложение несколько спорно. Масштаб этого нотариального действия очень минимален и фактически ограничен примерами представления этих требований организациями и учреждениями, когда они отправляют им документы с фотографиями. (Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: утв. Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1 // Российская газета. – 1993. - № 49.)

В то же время нераспространение этой акции никоим образом не должно привести к ее полной отмене, поскольку она может привести к нарушению прав граждан. В связи с расширением услуг дистанционного обучения для граждан представление этого требования университетами (в том числе иностранными) не является редкостью. Из-за невозможности предвидеть вероятность выполнения (или невыполнения) этих требований отмена этого действия представляется по меньшей мере нецелесообразной. Наличие правовых споров, связанных с совершением этого нотариального акта, свидетельствует только о его актуальности. (Смирнов И.С., Тарасова М.И. Совершение нотариальных действий в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Нотариус. - М.: Юрист, 2015, № 4. - С. 12.)

В завершение следует подчеркнуть, что действия, относимые Основами и Проектом ФЗ о нотариате к действиям по удостоверению фактов, далеко не исчерпываются теми, которые изложены в данных разделах. Совершая действия по обеспечению доказательств, нотариус удостоверяет факт существования определенных фактов реальной действительности; ведя протокол органов управления юридических лиц, нотариус подтверждает факт проведения общего собрания и принятые на нем решения и т. д. Отсутствие единообразия используемой терминологии вряд ли можно считать лишь теоретической проблемой. Представляется, что в первую очередь, речь идет о проблемах преимущественно практических, вызванных существенным сдерживанием участия нотариата в гражданском обороте и отсутствием продуманной концепции его возвращения.


2.3 Особенности обжалования нотариального действия или отказа в его совершении

Основным нормативным актом, регламентирующим нотариальную деятельность, являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, которые утверждены Верховным Советом РФ 11.02.1993 г. № 4462-1 (далее - Основы). В соответствии с гл. 7 Основ существуют следующие формы контроля за деятельностью нотариусов: судебный контроль. В рамках данного вида контроля суд проверяет законность и правильность совершения нотариального действия или правомерность отказа в его совершении; (Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: кодекс от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 46. - Ст. 4532.)

- контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления. Данный вид контроля предусмотрен ст. 33.1 Основ и введен ФЗ от 29.12.2014 г. № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В рамках данного вида контроля органы юстиции на основании заявления заинтересованного лица проводят проверку соблюдения порядка совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления.

- контроль за исполнением нотариусами своих профессиональных обязанностей. Данный вид контроля носит внутриведомственный характер и в основном касается внутренней стороны деятельности нотариусов. Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты. (Шагивалеева И.З. Нотариат в РФ: Учебное пособие. // Оренбург: ГОУ ОГУ, 2015. С. 84.)

Основной и наиболее активно используемой формой контроля за совершением нотариальных действий в настоящее время является судебный контроль. Соответствующий судебный процесс инициируется по заявлению заинтересованного лица, которое оспаривает законность совершенного нотариального действия или правомерность отказа в его совершении. (Бегичев А.В. Нотариальные акты, составляемые при совершении нотариального действия по обеспечению доказательств // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Москва. ун-та МВД России, 2013, № 11. - С. 75.)