Файл: Система психологических средств невербального общения личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность избранной темы содержится в том, что общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развития и становления разумного, культурного поведения. Без него немыслимы процесс формирования, обучения, межличностные контакты, развития личности, а также обслуживание, управление, научная работа и другая активность во всех сферах, где необходимы, усвоение передача информации и обмен ею. Общение не просто сопровождает какую-то активность человека, а исполняет самостоятельную функцию, направляющую чрез собственный продукт; всю его последующую жизнедеятельность, поставляя для нее абстрактное орудие схему ориентировочной базы следующей деятельности.

Общение играет главную роль в овладении человеком общечеловеческих ценностей, культурным и, публичным опытом. Общение людей приводит к улучшению длительной памяти, увеличению продуктивности памяти, содействует сближению субъектов в понятиях, оценках и суждениях. При общении происходит замен методами действия, познаниями, информацией, совместное обсуждение и проработка гипотез, методик и путей решения задач, обоюдная коррекция идей и мнений, их обогащение и уточнение, ограничение зоны поиска, фокусирование усилий и направлению внимания участников общения на анализе точек зрения и зон наивысшей вероятности. В итоге общения происходит гуманизация информационного процесса. Умение эффективно общаться с людьми становится неотъемлемой долею успешности, как профессиональной деятельности в межличностных контактах.

Немаловажную роль в общении играют невербальные средства взаимодействия.

Актуальность проблемы изучения невербального общения личности вытекает также из практических требований к применению психологических средств оптимизации невербального взаимодействия, не имеющей пока достаточно убедительного психологического обоснования. Исследование системы оптимизирующих средств имеет и диагностическую важность, так как является одним из характеристик личного развития, в определенном значении его продуктом, и, вместе с тем, причиной дальнейшего развития личности. Научные познания о данном процессе и его психологических средствах нужны также для профессионального роста тех, кто по роду своей деятельности включен в общение и исполняет психологическое взаимодействие.

Степень разработанности проблемы. Исследования в области невербального общения и его связи с иным сторонами и областями жизнедеятельности человека в отечественной науке начались более 30 лет назад. К настоящему времени накоплено огромное количество теоретических, аналитических, учебных и методических материалов названной темы. Так, различным аспектам невербального общения посвятили свои работы такие авторы, как Ларионова А.С., Григорьянц Т.А., Аверкина Л.А., Плетнева Е.Г., Белякова Н.В., Екинцев В.И., Лабунская В.А., Чуганская А.А., Михеева Г.А., Ахьямова И.А., Оналбаева А.Т., Орлова М.А., , Ренц Т.Г., Иванов В.Д., Романова М. В., Самохина М.А., Чиркова Е.И., Кривых Л. В., Эм Е. А. и др.


Конечно, смысл данных исследований велико, особенно в разработке общетеоретических качеств проблем невербального общения. Однако, сих пор остается малоизученным вопрос о процессе оптимизации невербального общения личности. В настоящее время ещё многое непонятно о системе оптимизирующих средств, об их взаимосвязи и доминировании.

Целью настоящей работы является изучение системы психологических средств невербального общения личности.

Для реализации названной цели нужно решить следующие задачи:

1. охарактеризовать невербальные средства общения;

2. обнаружить особенности невербального общения в различных странах;

3. определить понятие, функции и виды общения;

4. проанализировать суть невербального общения.

Предмет исследования - психологические средства невербального общения личности.

Объект исследования - невербальное общение личности.

Практическое значение. Результаты предоставленного исследования могут быть применены для оптимизации разных видов невербального общения( например, профессионального, межличностного) при решении практических задач.

Методологическая база исследования выражается в информационном подходе к исследованию невербальных проявлений. Эта база основывается, прежде всего, на положении о дискретном распространении потока коммуникации, на содействии и взаимовлиянии телесности, социальной внешности, невербального языка. Человек в этой связи рассматривается как обладатель всех структурно-содержательных компонентов "невербалики", представляет собой экран, на котором отражаются его установки, эмоции, идеи, потребности и многое иное. Для решения установленных задач и проверки предположений был избран комплекс адекватных объекту и предмету исследования способов. В ходе исследования использовались как проективные, так и вербально-словесные методики.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2-ух глав, выводов к главам, заключения, списка использованной литературы и приложения. Объем работы 30 листов, использовано 30 источников.

ГЛАВА 1. Понятие и содержание невербального общения


1.1 Общение: понятие, функции, виды

Проблема общения обширна и многогранна. Она является объектом изучения социологии и философии, языкознания и филологии, педагогики и психологии, ряда естественных наук. Несмотря на обилие исследований, посвященных общению, в настоящее время отсутствует единый мировоззренческий подход к определению и характеристике этого парадокса, его структурных компонентов, процессу его формирования, а также сопутствующих общению таких мнений, как язык, речь, речевая активность и др. Недостаточно разработана проблема рационального формирования общения на родном и иностранном языках.

Ученые рассматривают общение как "независимый вид деятельности со своими специфичными мотивами, деяниями и операциями", как сложную систему, включающую "в себя на правах подсистем другие деятельности". Однако среди исследователей недостает одного подхода к осмысливанию специфики самой этой деятельности, которая предстает то как особенная форма активности человека, то как целенаправленная активность людей, то как сторона деятельности или ее специфичная форма (Ломов Б.Ф., Ананьев Б.Г., Андреева Г.М., и т.д..). При этом признается, что общение "не постоянно выступает как деятельность; принципиально, что оно может существовать такой, желая, может выступать и как компонент, составная часть и одновременное ограничение другой некоммуникативной деятельности" [1].

В процессе общения (в этом ученые едины) вырабатывается система представлений у его участников сравнительно цели, плана и средств воплощения предстоящего или исполняемого действия, что в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, разработанной Гальпериным П.Я., определено как содержание схемы ориентировочной базы деятельности (действия). Это содержание, являясь продуктом общения, после завершения общения усваивается и становится ориентировочной основой конкретной деятельности (действия). Она именуется теоретическим инструментом деятельности субъекта.

Общение не просто сопровождает какую-то деятельность человека, а исполняет самостоятельную функцию, обращающую чрез собственный продукт схему ориентировочной основы следующей деятельности всю его следующую жизнедеятельность, поставляя для нее абстрактное орудие.

В общении выделяются последующие нюансы: цель, содержание и средства.

Цель общения - это то, из-за чего у человека появляется данный вид активности. У человека количество целей общения велико. В их включается передача и приобретение познаний о мире, воспитание и обучение, взаимодействие умных действий людей в их общей деятельности, прояснение и введение деловых и собственных взаимоотношений, и почти все другое. Если у животных цели общения традиционно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения почти всех различных потребностей: эстетических, культурных, социальных творческих, познавательных, потребностей интеллектуального роста, высоконравственного развития и ряда других [3].


Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может отдавать другому информацию о наличных нуждах, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут даваться данные об их эмоциональных состояниях (ярость, удовлетворенность, удовлетворенность, страдание, грусть и т.д.), направленные на то, чтобы определенным образом настроить живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, к примеру, ведем себя по другому, чем по отношению к тому, кто настроен доброжелательно и испытывает радость. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного существа к другому, например, сигналы об опасности или о пребывании в каком месте-то вблизи положительных, биологически важных факторов, скажем, пищи. У человека содержание общения существенно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, обретенный опыт, способности, умения и навыки. "Человеческое общение многопредметно, - отмечает Байкулова А.Н., - оно наиболее различное по собственному внутреннему содержанию".

Средства общения. Два крупных класса выделяются в средствах общения: вербальные и невербальные. Вербальные - это речь в ее разных формах. Невербальные мы ниже рассмотрим подробнее.[1]

1.2 Сущность невербального общения

Распространённое рабочее название, которое употребляется для рассматриваемого вида общения - "язык тела" либо невербалика. Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важным условием эффективного общения.

Существуют две проблемы осмысливания невербального общения:

во-первых, во многих научных работах есть путаница в мнениях "невербальная коммуникация", "невербальное общение", "невербальное поведение", чаще всего использующихся как синонимы. Однако принципиально разделять эти понятия и более точно определить контекст. По определению, предложенному Лабунской В.А., "невербальное общение - это такой вид общения, для которого является соответствующим внедрение невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования вида и понятия о партнере, воплощения воздействия на другого человека". Поэтому понятие "невербальное общение" является более широким, чем понятие "невербальная коммуникация".[8]


во-вторых, при языковом и речевом общении процесс приема и передачи информации осознается обеими гранями, тогда как при невербальном осуществляется на подсознательном или машинальном уровнях - это вносит некоторое осложнение в осмысливании этакого явления и ставит вопрос об оправданности применения понятия "общение". Поэтому некоторые считают допустимым применять, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие - "невербальное поведение", понимая его как поведение индивидума, несущее в себе определенную информацию, самостоятельно от того, осознается это индивидом или нет;

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и знанием правильно поставить поведение участников общения, их жесты, мимику, позу, движения, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (словесный - "словесный, устный") общения. Этот язык позволяет говорящему полнее проявить свои ощущения, показывает, как участники диалога обладают собой, как они в действительности относятся друг к другу. Встретишь, к примеру, высокомерный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на личике собеседника ещё и высокомерная улыбочка, то уже никоим образом не захочешь изливать душу, распределяться сокровенным. Другое дело - взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник неизлечимо махнул рукою, отвел взгляд в сторону, и вы осознаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся состояние безнадежным. И как не пытаются отдельные люди контролировать свое поведение, смотреть за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение "выдает" собеседников, ставит иногда под сомнение то, что было произнесено, обнажает их подлинное лицо. Поэтому нужно учиться воспринимать этот язык. [4]

Невербальное поведение человека прочно соединено с его психологическими состояниями и служит средством выражения. В процессе общения невербальное поведение человека выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для конкретного наблюдения, индивидуально-психологических и социально-психологических черт личности. На базе невербального поведения осуществляется создание психологического содержания общения и общей деятельности, открывается внутренний мир личности.

Люди довольно быстро научаются приспосабливать своё вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела как оказалось менее пластичным.