Файл: Перемена лиц в обязательстве (Понятие перемены лиц в обязательстве и его правовая природа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Названная тема курсовой работы автором избрана ввиду ее актуальности для общества и государства современного этапа развития. Связано это с тем, что в последние десятилетия институт перемены лиц в обязательстве становится все более востребованным и, соответственно, правоприменительная практика при рассмотрении арбитражных дел данной категории далеко не всегда представляется единообразной, в результате чего нередко имеют место спорные решения. Подобная неопределенность ситуации является основой для использования института перемены лиц в обязательстве в целях спекуляции, в виду того, что участники, совершая сделку ступки права требования либо перевода долга, иногда не понимают ни ее природы, ни особенностей образующихся правоотношений. В связи с этим возникает необходимость изучения сущности и оснований замены стороны в обязательстве, детального анализа особенностей оснований и критериев оценки правомерности данного правоотношения.

Цель представленной курсовой работы заключается в исследовании наиболее спорных и актуальных вопросов, возникающих в правоприменительной практике института замены стороны в обязательственном правоотношении и связанное с этим изучение основных способов перемены лиц в обязательстве по договору уступки права требования и перевода долга.

Для достижения поставленной цели предполагается решение ряда задач, в числе которых:

- изучить понятие и правовую природу перемены лиц в обязательстве;

- рассмотреть уступку права требования по договору;

- изучить перемену лиц по договору перевода долга.

Предметом исследования в представленной работе выступают основные способы перемены лиц в обязательстве, в соответствующим с действующим гражданским законодательством.

Объектом исследования являются имущественные отношения.

Методологическую основу представленного исследования составляют общенаучные методы, метод исследования и метод сравнительного анализа.

Практическая значимость работы заключается в изучении института перемены лица в обязательстве для дальнейшего возможного применения теоретических знаний на практике.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературных источников.


1 Понятие перемены лиц в обязательстве и его правовая природа

В соответствии с положениями ст. 307 ГК Российской Федерации, под обязательством подразумеваются юридические отношения, при которых одно лицо – должник обязано совершить в пользу другого лица – кредитора определенное действие имущественного либо иного характера, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор, в свою очередь, наделен правом требовать от должника выполнения его обязанности. Обязательства при этом возникают из договора, а равно вследствие причинения вреда и других оснований.[1]

По общему правилу, гражданский оборот современного российского общества не рассматривает обязательство в качестве строго личного обязательства. В связи с этим во время действия обязательства не исключена замена участвующих в нем лиц, т.е. кредитора и должника, что не влечет прекращения либо изменения сути обязательства, так как новому участнику переходят все права и обязанности прежнего. Итогом замены стороны в обязательстве выступает правопреемство на стороне кредитора и должника. Когда речь ведется о перемене лиц в обязательстве, можно говорить об обязательственном правоотношении.

Обязательственное правоотношение имеет свое содержание в виде субъективных прав и обязанностей сторон, которые определяют границы правомерного – дозволенного или необходимого поведения конкретного субъекта для конкретной ситуации. Регулируемое общественное отношение имеет также свое содержание, а именно: реальное поведение участников и их взаимоотношение. В связи с этим перемену лиц в обязательстве можно определить как замену субъекта взаимодействия, которое составляет содержание конкретного отношения, а также перенос границ правомерного поведения – установление таковых границ для нового правообладателя, нового обязанного лица посредством снятия их с прежнего правообладателя, прежнего обязанного лица.

В современном гражданском праве Российской Федерации предусматривается два способа перемены лиц в обязательстве. Первый способ представляет собой переуступку требования, второй способ заключается в переводе долга.

Кроме того, Гражданским кодексом Российской Федерации предусматривается порядок исполнения обязательств третьему лицу без изменения субъектного состава по основному обязательству. Нормы, призванные регулировать сделки перемены лиц в обязательстве, содержатся в главе 24 ГК Российской Федерации. Характерной чертой названных сделок признается определение порядка изменения субъектного состава договорных отношений. Следует отметить, что нормы названной главы Гражданского кодекса определяют общие правила, которые призваны регулировать отношения сторон при перемене лиц в обязательстве.[2]


Перемена лиц в обязательстве Гражданским кодексом Российской Федерации связывается в основном с переходом права кредитора к другому лицу, т.е. цессией и переводом долга. Уступка права или требования и перевод долга в современной хозяйственной практике получают все более широкое распространение. Возможность перемены лиц в обязательстве делает их более подвижными, более гибкими, а также приспособленными к динамичным условиям современного рынка.

Кредитор, который потерял интерес к определенным товарам, услугам или работам, которые он намеревался получить при заключении договора, или утратил надежду на исполнение должником своих обязанностей по данному договору, вправе уступить свои права требования другому лицу. Таким же образом и должник, который по определенной причине не желает либо не способен исполнить свои обязательства, имеет право перевести свой долг на другое лицо.

При этом, как и в первом, так и во втором случае само обязательство сохраняется, и не изменяющаяся сторона достигает или, по крайней мере, обладает возможностью достигнуть своих хозяйственных целей. В ситуации, когда товар должен быть не просто реализован, а реализован в ближайшее время, уступка права требования дает возможность кредитору получить исполнение обязательства, пусть даже и с потерей в ценовой политике, однако, с определенным выигрышем во времени. При условии отсутствия свободных денежных средств должник должен заключить договор с лицом, которое заинтересовано в услугах, работал или товарах должника с условием, что оплата таких услуг, работ или товаров будет являться принятием его долга.[3]

Под воздействием новых производственных отношений образовалась потребность в таковых определениях, которые бы позволили использовать право требования и ранее наступления срока исполнения по данному обязательству. Уступка права или требования и перевод долга, таким образом, предоставляет возможность субъектам более оперативно осуществлять взаиморасчеты, ускоряя, тем самым, товарооборот.

Развитие такого института, как перемена лиц в обязательстве, создает возможность распоряжаться имущественными правами или обязанностями, т.е. преобразует их в полноправные объекты товарооборота. В качестве их особенности можно отметить то, что вместе традиционной передачи товаров, работ или услуг передаются права и обязанности на товары. Право требования стали рассматриваться в качестве одного из составных элементов имущества, в отношении которого отсутствует необходимость в том, чтобы оно оставалось неподвижным и не могло выйти из имущества данного кредитора и перейти к другому кредитору. Право отделяется от объекта, и само становится объектом правоотношения. Образуется так называемое право на право.


2 Уступка права требования по договору

Определенный интерес вызывают вопросы, которые касаются специальной правосубъектности кредиторов, а равно, связанные с заменой кредитора в обязательстве при сохранении содержания непосредственно самого обязательства. По мнению некоторых юристов, при уступке права требования в обязательстве имеет место замена кредитора в договоре, на котором основывается данное обязательство. Другие юристы придерживаются позиции, которая сводится к перемене в обязательстве, но не в договоре. В связи с этим сторонники первой точки зрения считают, что присутствие специальной правосубъектности, которая имеется у первого кредитора, также необходимо и для нового кредитора, которому передано право требования. Противоположная точка зрения сведена к тому, что не требуется специальной правосубъектности.

Цессия, т.е. передача или уступка являет собой акт передачи или уступки права в силу заключенной между прежним кредитором – цедентом и новым кредитором – цессионарием сделки, либо на основании других предусмотренных непосредственно законодательством юридических фактов, ведущий к замене кредитора в обязательстве.[4]

Сделка, которая положена в основу цессии, в качестве своего предмета имеет принадлежащее кредитору право требования. Такая сделка может быть, как возмездной, так и безвозмездной и, соответственно, односторонней либо двусторонней, консенсуальной либо реальной. Такая сделка, согласно положениям п. 1 ст. 389 ГК Российской Федерации, требует простого письменного либо нотариального оформления, исходя из того, в какой форме совершалась основная сделка, права по которой уступаются. Уступка прав по сделке, которая требует государственной регистрации, например, по сделке, связанной с отчуждением недвижимости, по общему правилу, подлежит также государственной регистрации. Уступка прав по ордерной ценной бумаге, к примеру, по переводному векселю, подлежит оформлению специальной передаточной надписью, именуемой индоссаментом.[5]

Первоначальный кредитор при уступке прав отвечает перед новым кредитором только за действительность уступленного им требования, однако не отвечает за его исполнимость, если только им специально не было принято на себя поручительство за должника. Следовательно, с такого кредитора можно взыскать убытки, к примеру, за уступку просроченного требования, однако, нельзя ничего потребовать в связи с неплатежеспособностью должника. Только при уступке прав по ценным бумагам, которая оформлена в виде индоссамента, надписатель - индоссант отвечает обычно, как за действительность, так и за исполнимость передаваемого по ценной бумаге имущественного права.


В практической деятельности можно отметить, что выводы судов по таковым делам вносят существенный вклад в формирование арбитражной практики по применению положений ст. 24 ГК Российской Федерации в сочетании с гл. 43 ГК Российской Федерации, которые призваны регламентировать вопросы, связанные с переменой лиц в обязательстве и с финансированием денежного обязательства. При формировании позиции судов всех инстанций искажаются существо и смысл института перемены лиц в обязательстве, участники обязательства либо принадлежат к нему изначально, либо вступают в него впоследствии, при этом участники заступают на место прежних. Вступление в обязательство в качестве кредитора с правом требования при этом не означает приобретения новым кредитором всех прав и обязанностей в договоре, на котором основывается уступка права или требования.

Возможность приобретения полного объема прав и обязанностей по первоначальной сделке при уступке требований в принципе невозможна, т.е. соотношение приобретенных прав и прав и обязанностей по договору, на котором обязательство основывается, таково, что новому кредитору переходят лишь права в чистом виде без каких-либо обязанностей.

Следует отметить, что в ст.ст. 382 и 384 ГК Российской Федерации не содержатся ограничения возможности передачи прав по дополнительному обязательству, например, залог, неустойка и т.д., не обеспечивающему основное, при уступке требований по нему. Такая передача может быть осуществлена, как по каждому из них в отдельности, так и одновременно по обоим.

Ограничивать передачу прав по дополнительному обязательству не следует, так как это будет вступать в противоречие с существом самого обязательства и институтом обеспечения исполнения обязательств. Права по дополнительному обязательству, равно, как и по основному, принадлежат кредитору, который наделен правом уступки их другому лицу на тех же условиях и в том же объеме, в каковом они ему принадлежат в момент передачи. Какие-либо ограничения по этому поводу в законе отсутствуют. При этом необходимо иметь в виду, что не любое дополнительное обязательство может выступать в качестве предмета уступки без передачи основного.

Рассматривая вопросы, которые связаны с признанием возмездности договора уступки права или требования, необходимо отметить, что арбитражная практика следует по пути признания наличия такого признака в договорах цессии. При этом основной правовой акцент при принятии судебного акта делается на то, что при отсутствии признака возмездности в договоре уступки права он признается договором дарения, что, соответственно, влечет его ничтожность.