Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Основы организации предоставления лицензий на аудиторскую деятельность в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Аудиторская деятельность является предпринимательской деятельностью. Но данный вид предпринимательства касается интересов не только аудиторских компаний и аудируемых субъектов, но и государства. Поэтому государство устанавливает тщательный контроль над деятельностью компаний, предоставляющих услуги аудита, через лицензирование такого вида деятельности.

Последние преобразования в законодательстве об аудиторской деятельности свидетельствуют, что правительство уходит от выдачи лицензий на аудиторскую деятельность. Споры по поводу необходимости лицензирования ведутся уже давно, но лишь сейчас этот вопрос разрешился в пользу ликвидации лицензирования, и уже с 01.07. 2006 г. лицензирование отменили. Так нужно или нет лицензирование для аудиторских компаний? Этот вопрос и определяет актуальность темы для исследования «Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика».

Целью исследования выступает изучение основы и процесса лицензирования аудиторской деятельности. Чтобы достигнуть поставленной цели необходимо разрешит задачи:

1) Характеристика аудита, его целей и задач;

2) Исследование законодательства в области аудиторской деятельности;

3) Изучение сущности лицензирования, как способа контроля государства за выполнением законодательных норм в области аудиторских услуг;

4) Рассмотрение порядка предоставления лицензии на право проведения аудиторской деятельности.

Объект изучения – аудиторская деятельность.

Предмет изучения – порядок выдачи лицензии на аудиторскую деятельность.

При создании курсовой работы использовались всевозможные методы исследования: проработка библиографических ресурсов, а также нормативных актов, систематизация данных, выборка и другие.

Методической основой для написания курсового исследования послужили труды профессионалов в области аудит, а также нормативно-правовые акты, которые регламентируют деятельность аудиторов в РФ. Полный перечень источников приводится в конце работы.

Структура работы:

Исследование состоит из 2-х частей.

Первая часть раскрывает общие вопросы, которые касаются аудиторской деятельности. Здесь рассмотрены её цели и даётся характеристика законодательных актов, регулирующего деятельность аудиторов, в т.ч. её лицензирование.

Во 2-й главе раскрывается суть лицензирования, а также порядок предоставления лицензии на занятие аудитом.


1 Понятие аудиторской деятельности. Основные положения аудита

1.1 Деятельность аудиторов и их цели

Аудиторский контроль широко используется в мировой практике. Основанием аудиторского контроля является заинтересованность государства, а организаций и их в правильности и достоверности учёта и отчетной документации.

Что касается РФ, то здесь развитие аудиторской деятельности началось относительно недавно. При плановой, централизованно регулируемой экономике потребность в стороннем финансовом контроле в России не возникала. Его в полной мере заменяла система ведомственного либо вневедомственного контроля, которая направлена на обнаружение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности организации, ошибок в отчетных документах, нахождение виновных.

Развитие рыночных взаимоотношений обуславливает надобность принятия значительного числа новых нормативных актов, регламентирующих вопросы деятельности организаций, бухгалтерского учета и отчетных документов, налогообложения и порядка образования себестоимости продукции. Из-за этого появились нарушения при соблюдении требований нормативных актов, относящихся к хозяйственной деятельности организации. Органы, выполняющие обязанности по предоставлению помощи предприятиям в достоверности применения тех или других законодательных актов, из-за их малочисленности, а также загружённости работой, оказались сами не способны к такой деятельности. Поэтому возникла необходимость создания иной формы контроля над работой предприятий.

Учредители, а также заимодавцы лишены возможности самостоятельно удостовериться в том, что многочисленные операции предприятия, нередко весьма сложные, законны, а также правильно отображены в отчетных документах. Так как обычно у них нет доступа в учетные записи, соответствующего навыка, поэтому нуждаются в аудиторских услугах. Независимое подтверждение данных о результатах деятельности организаций и соблюдении ими закона необходимо государству для вынесения решений в области хозяйствования и налогообложения. Аудиторские ревизии необходимы госорганам, судебным инстанциям, прокурорам и следователям в целях подтверждения интересующих их финансовых отчетов.


Понятие аудита значительно шире, чем ревизии либо другие формы контроля, т.к. состоит не только из проверки точности финансовых показателей, но также из разработки предположений по совершенствованию экономической деятельности организаций для рационализации расходов или оптимизации налогов.[1]

Аудиторская деятельность – это вид предпринимательства, который основывается на независимой проверке бухучета и финансовой отчетности организаций и предпринимателей.

Целью аудита является предоставление возможности аудитору «выражать свое мнение, в соответствии с установленными основами финансовых отчетов». Аудит предполагает изучение финансовой информации экономического субъекта независимо от его величины, юридической формы и прочих факторов.

Имеются некоторые разногласия относительно определения аудита, однако не глядя на это, специалисты подчеркивают его специфические черты:

1) независимость;

2) платая основа;

3) строгая конфиденциальность.

В некоторых случаях его рассматривают слишком в узком смысле и ограничивают только ревизией отчетных документов негосударственных структур. При других случаях в крайне широком смысле, отождествляя с любой деятельностью бухгалтерии. В государствах с развитым рыночным хозяйством, где аудит возник давно, аудит понимается весьма многообразно. В Великобритании под аудитом понимается проверка и выражение заключения о финансовой отчетности организации. При этом термин «аудиторская проверка» применяется не только при ревизии предприятий, которые попадают под закон «О компаниях» либо закон о промышленных или иных других обществах, однако и при подготовке ревизии правительственных учреждений и органов местной власти, и при оказании клиентам услуг аудита по соглашению.

Дж. Робертон отмечал, что под аудиторской проверкой понимается процесс уменьшения до приемлемого значения информационного риска для пользователей финансовой отчетной документации. Проверку достоверности отчетности организации, соблюдение действующих законов и составления аудиторского мнения по этому вопросу осуществляет независимый аудитор. Существует ряд определенных правил, касающихся работы аудиторов:

1 . Свободное предпочтение аудиторов экономическими субъектами;

2. Договорные взаимоотношения между аудитором и заказчиком, позволяющие аудитору самому определять своего клиента и являться независимым от указаний каких-то госорганов;


3. Право отказать клиенту в предоставлении аудиторского заключения до ликвидации отмеченных недостатков;

4. Невозможно проводить аудиторскую проверку в случае родственных либо деловых взаимоотношениях с заказчиком, превышающих договорные взаимоотношения по поводу аудита;

5. Запрещение проверяющим либо аудиторским компаниям заниматься экономической, коммерческой и иной деятельностью, которая не связана с проведением аудиторских, консультационных и прочих разрешенных законом услуг.

Целью аудита является выражение заключения о достоверности финансовой отчетности аудируемых субъектов и соответствии порядка проведения бухучета законодательству РФ. Аудитор выражает собственное заключение о достоверности финансовой отчетности в каждом существенном отношении. Не глядя на то, что заключение аудитора может способствовать повышению доверия к финансовой отчетности, пользователь не обязан принимать данное мнение в качестве выражение гарантии в стабильности деятельности аудируемого субъекта в будущем, ни в качестве подтверждение эффективности ведения деятельности руководством данного лица.[2]

При исполнении своих обязанностей проверяющий должен руководствоваться нормативами, установленными профессиональными объединениями аудиторов, членом которых он считается, и следующими этическими принципами:

1) независимость;

2) честность;

3) объективность;

4) профессионализм и добросовестность;

5) соблюдение конфиденциальности;

6) профессиональное поведение.

Аудитор в ходе подготовки и проведения аудита обязан проявлять профессиональный скептицизм, а также понимать, что могут быть обстоятельства, влекущие существенное искажение. Проявление скептицизма значит, что аудитор с критической точки зрения оценивает весомость полученных аудиторских подтверждений и внимательно исследует аудиторские доказательства, которые не соответствуют каким-либо документам либо вызывают сомнение в достоверность такой документации. Скептицизм аудитора следует проявлять в процессе аудита, чтобы, не оставить без внимания подозрительные обстоятельства, не выдвинуть неоправданных обобщений при создании выводов, не использовать неправильные допущения при определении временных рамок и масштаба аудиторских процедур, и при оценке их итогов.

При подготовке и осуществлении аудита аудитор не обязан руководствоваться тем, что управление аудируемого лица бесчестно, но не обязан предполагать на их стопроцентную честность. Любые заявления руководства не считаются для аудитора заменой надобности получить достаточные надлежащие доказательства аудита для подведения разумных заключений, на каких могло бы основываться аудиторское мнение.


В соответствии с поставленными целями, основные задачи проверяющего заключаются:

- в проведении оценке уровня бухучета, квалификации учетных кадров, качественного уровня обработки информации, правильность совершения бухгалтерских записей;

- в оказании помощи организациям путем рекомендаций по ликвидации недостатков, особенно тех, которые непосредственно влияют на результаты и достоверности показателей отчетности;

- в необходимости оценки как прошлых фактов, так и существующих положений, но и направление руководства проверяемого предприятия на будущие события, какие способны повлиять на деятельность предприятия.

В последние годы в деятельности аудиторов возникла еще одна очень серьёзная задача – это предоставление помощи предприятиям по защите интересов в судах и налоговых органах.

1.2 Законодательство в области аудиторской деятельности

Аудит всегда регулируется государством посредством принятие соответствующего законодательства. Правовой и законодательной документацией по аудиторской деятельности в РФ являются:

1) Гражданский кодекс РФ;

2) Закон "Об аудиторской деятельности";

3) Положение о лицензировании деятельности аудиторов, утвержденное Решение Правительства РФ от 16.02.2008 года № 80;

4) Правила аудиторской деятельности.

В РФ порядок нормативного регулирования деятельности аудиторов находится в стадии формирования. Происходит процесс определения обязанностей либо прав органов, которые регулируют аудиторскую деятельность, определение функций государственных, а также общественных аудиторских организаций.

Из представленных концепций и порядков регулирования наиболее целесообразной является многоуровневая система нормативного урегулирования аудиторской деятельности, которая включает 4 уровня.

Первый уровень определяет место аудиторской деятельности в финансово-экономической деятельности как ее нужного равноправного элемента. В отношении РФ это особенно значимо, поскольку исторически государственный контроль финансов превалировал над иными видами контроля. Именно подписание Закона позволяет считать то, что формирование аудита в России состоялось.

К документам 2-го уровня, регулирующим деятельность аудиторов в РФ , относятся правила, которые устанавливают общие вопросы регулирования деятельности аудиторов, обязательные для выполнения субъектами рынка. В нынешний момент разработано 23 федеральные правила по аудиторской деятельности.