Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Основы организации предоставления лицензий на аудиторскую деятельность в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3-й уровень включает внутренние нормы профессиональных аудиторских объединений, и нормативные акты ведомств, устанавливающие порядок организации аудиторской деятельности, а также проведения аудита применительно конкретных отраслей, организаций либо по отдельных вопросов обложения налогами, финансов, бухгалтерского учета.

Четвертый уровень состоит из внутрифирменных стандартов аудита, которые разрабатывают аудиторские компании, и индивидуальные проверяющие на основании федеральных правил и практики аудита. Суть и форма такой документации определяют качество и авторитет аудиторских фирм.

Законодательство о деятельности аудиторов устанавливает правило приоритета специальных правовых норм над общими. Кроме того, в законе устраняется возникшее ранее несоответствие между Законом об аудите, а также ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", указывая, что специфика правового положения аудиторских фирм, осуществляющих аудит сельскохозяйственных кооперативов, определяются именно ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".

Закон об аудите отмечает, что отношения, возникающие при проведении аудиторской деятельности, способны регулироваться также указами Главы Российской Федерации, которые не могут противоречить ФЗ и иным федеральным законодательным актам. Правительство РФ имеет право принимать постановления, содержащие нормативы деятельности аудиторов[3].

Непосредственно ФЗ об аудите предусмотрено подписание Правительством РФ следующих документов:

- порядка проведения конкурсов на заключение соглашения об оказании аудиторских услуг экономическим субъектам, в уставных фондах которых доля госсобственности или собственности субъекта РФ составляет не меньше 25 процентов.

- правил деятельности аудиторов;

- положения о федеральном органе, осуществляющем государственное урегулирование аудиторской деятельности.

П.4 ст. 2 ФЗ об аудите установлено общее правило о юридической силе ФЗ, то есть при противоречии указа Президента России или постановления Правительства Закону об аудите либо иному федеральному закону выполнению подлежит соответствующий ФЗ.

2 Основы организации предоставления лицензий на аудиторскую деятельность в РФ


2.1 Суть лицензирования в качестве метода госконтроля по соблюдению закона в сфере аудита

Объем обязанностей либо прав, которыми может располагать юридическое лицо, изредка зависит от определенных условий, устанавливаемых государством. Так, в целях осуществления некоторой деятельности нужно получить соответствующие права. Порядок лицензирования отдельных типов деятельности устанавливается Законом Российской Федерации от 26.01.2007 года № 45.

Лицензированию в РФ подлежит деятельность таких видов, осуществление которых способно повлечь нанесение вреда правам, законным интересам граждан , обороне государства , культурному наследию российских народов и урегулирование которых не может проводиться иными методами, только как посредствам лицензированием. Таким образом, лицензирования является инструментом урегулирования отдельных видов деятельности. Регулирование производится по принципу разрешения, т.е., если юр лицо осуществляет деятельность по лицензии без нарушений установленных критериев, то государство разрешает осуществлять данную деятельности, но если имеются какие-либо нарушения, тогда государство ограничивает осуществление данного типа деятельности вплоть до запрета путем отзыва прав.

Фактически под лицензированием понимается выдача уполномоченным органом специального разрешения на осуществление определенного типа деятельности.

Институт лицензирования располагает следующими основными терминами:

Лицензия – это специальное разрешение для осуществления конкретного типа деятельности в случае обязательного соблюдении требований и условий, которое выдано лицензирующим органом юр лицу либо ИП.

Лицензируемый тип деятельности - это тип деятельности, на осуществление какого на территории РФ требуется получение лицензии.

Лицензирование - мероприятия, которые связанны с выдачей лицензий, переоформлением документации, подтверждающих наличие лицензий, прекращением и возобновлением действия прав, аннулированием лицензий и надзорам лицензирующих органов за выполнением лицензиатами при осуществлении видов деятельности соответствующих правовых требований и условий.

Лицензионные условия - это совокупность установленных положениями по лицензированию конкретных типов деятельности, условий, исполнение которых лицензиатом обязательно при проведении лицензируемого типа деятельности.


Лицензиат - это юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, имеющие права на осуществление конкретного типа деятельности.

Соискатель лицензии - это юридическое лицо или предприниматель, обратившиеся в лицензирующую организацию с заявлением о получении лицензии на проведение конкретного вида деятельности.

Реестр лицензий - это совокупность сведений о предоставлении лицензий, оформлении документов, подтверждающих наличие прав, приостановлении и возобновлении лицензий и об ликвидации лицензий .

Соответственно со ст. ФЗ, лицензирование деятельности аудиторов, в т.ч. порядок выдачи, а также приостановления либо аннулирования прав, производится в соответствии с законодательными актами РФ о лицензировании деятельности. Здесь говориться о ФЗ от 04.05.2011 г. № 20-ФЗ.

Соответственно со ст. ФЗ, аудит входит в список лицензируемой деятельности. Но необходимо отметить: вопрос отмены выдачи обязательной лицензии на аудиторскую деятельность решается долго, и решён этот вопрос положительно. Согласно пункту. Закона о лицензировании, с 01.07. 2006 г. лицензирование деятельности аудиторов прекращается.

Моментом получения аудиторской организацией либо индивидуальным аудитором лицензии для ведения аудиторской деятельности является дата принятия решения по выдаче соответствующей лицензии. Когда в соответствии с законодательными актами РФ для оказания отдельных форм сопутствующих аудиту услуг необходимо получения соответствующей лицензии , аудиторские фирмы и индивидуальные проверяющие не вправе оказывать подобные услуги без получения данной лицензии .

Лицензирование аудиторской деятельности производится Министерством финансов РФ. Лицензия на осуществление аудита выдается на пять лет. Этот срок на основании заявления лицензиата может быть продлён на пять лет без ограничения количества раз. Лицензионными критериями и условиями при проведении аудиторской деятельности являются:

- наличие у индивидуального проверяющего или у аудиторов аудиторской компании соответствующих профилю аудита типов квалификационных аудиторских аттестатов;

- присутствие в аудиторской организации не меньше 5 аудиторов, которые имеют квалификационные аттестаты аудитора;

- осуществление предпринимательства только в качестве проведения аудита и выполнения, сопутствующих аудиту услуг соответственно нормативным актам Российской Федерации, в т.ч. федеральными нормами аудиторской деятельности, а также органов, регулирующих деятельность проверяемых организаций;


- соблюдение принципов внутреннего контроля качества осуществляемых лицензиатами аудиторских проверок, а также обеспечение возможности проведения внешнего аудита проверок качества их работы с предоставлением в определенном порядке всей необходимой в целях этого документации и данных в соответствии с законодательными актами Российской Федерации;

- гарантия сохранности сведений, составляющих тайну аудиторской деятельности, кроме случаев, которые предусмотрены законодательством России;

- предоставление аудируемым лицам данных об обстоятельствах, исключающих вероятность проведения их аудита;

- участие в аудите кредитных организаций, банковских групп и холдингов не меньше двух проверяющих, имеющих квалификационные аудиторские аттестаты на право осуществления проверки кредитных организаций;

- наличие у аудиторской компании при проведении аудита кредитных организаций опыта аудиторской деятельности не меньше двух лет;

- наличие у аудиторской компании при проведении аудита банковских групп, а также банковских холдингов стажа деятельности для проверки банковских организаций не менее 2-х лет.

2.2 Порядок предоставления лицензии для оказания аудиторских услуг

Для получения права соискатель лицензии представляет лицензирующему органу следующую документацию:

1) заявление на выдачу лицензии с указанием:

- фамилии, имени, отчества, адреса жительства, данных документа, который удостоверяет личность , - для ИП;

- наименования, организационной и правовой формы и места регистрации - для юрлица;

2) копия свидетельства по постановке соискателя лицензии в ИМНС на учет с указанием ИНН; .

3) документ, который подтверждает уплату лицензионного сбора по рассмотрению лицензирующей организацией заявления на выдачу лицензии;

4) копия свидетельства о госрегистрации гражданина как индивидуального предпринимателя;

5) копии учредительной документации и свидетельства о госрегистрации соискателя лицензии как юридического лица;

6) копии имеющихся у соискателя квалификационных аудиторских аттестатов;

7) сведения о персональных данных руководителей предприятия, их заместителей и имеющихся в штате организации аудиторов - если в штате организации имеются постоянно проживающих в Российской Федерации граждане России;


8) данные о личных сведениях, должности, гражданстве и государстве постоянного проживания руководителей предприятия, их заместителей, аттестованных проверяющих и иных штатных сотрудников организации - если в штате организации граждане других стран либо постоянно не проживающие на территории РФ граждане России.

Если копии не заверены нотариусом, то представляются они вместе с оригиналом документа.

Лицензирующий орган выносит решение по выдаче либо об отказе в выдаче прав в срок, который не превышает 60 дней с момента поступления заявления.

Для контроля над выполнением лицензиатами правовых требований проводит проверки деятельности аудиторов. Основанием для проведения контрольных мероприятий является:

1) распоряжение должностного лица лицензирующей организации;

2) план проверок, который утвержден лицензирующим органом;

3) правонарушения лицензиатом законодательства, регулирующего деятельность аудиторов в РФ;

4) обращения заказчиков услуг аудита в правоохранительные органы на сделанные лицензиатом при осуществлении аудиторской деятельности нарушения закона, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ.

При осуществлении проверки лицензиат обязан представлять документы, необходимые для выполнении проверки, в т.ч. аудиторские заключения и документацию, составление которой предусматривается федеральными правилами деятельности аудиторов, а также иные необходимые при проверке данных , объяснения и документы.

Контроль проводится соответственно программой проверки, утвержденной должностным лицом лицензирующей организации.

Срок проведения, состав проверяющих и руководитель группы определяются уполномоченным лицом лицензирующей организации. Срок осуществления проверки не может превышать 45 дней.

Лицензирующая организация имеет право проводить на протяжении одного календарного года больше одной проверки аудиторской фирмы или индивидуального аудитора по одному и тому вопросу, кроме случаев, когда проверка выполняется в связи с жалобами заказчиков услуг аудита либо правоохранительных организаций .

По результатам контроля составляется акт в двух экземплярах, один из каких передается лицензиату.

При выявления при проведении контрольных мероприятий нарушений лицензиатом лицензионных условий лицензирующая организация обязана в течении месяца по окончании проверки отправить лицензиату предупреждение с обозначением выявленных нарушений и периода их устранения.