Файл: Сущность рыночной власти фирмы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЕДЕНИЕ

Власть - это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность.

Рыночная власть это способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену

Главный источник рыночной власти, как правило, заключен в высокой концентрации продавцов или захвате обширной доли рынка.

Фирма обладает рыночной властью тогда, когда она может воздействовать на цену продукта. Результатом проявление рыночной власти фирмы служит получаемая ею прибыль.

Цель курсовой работы – изучение факторов, влияющих на рыночную власть фирмы.

Исходя из цели, определим задачи, которые необходимо выполнить в ходе исследования:

изучить сущность рыночной власти фирмы;

рассмотреть показатели для оценки поведения фирм на рынке и вида рыночной структуры;

проанализировать рыночную власть организации ООО «Сузорье» ;

разработать мероприятия по укреплению и повышению конкурентной позиции предприятия ООО «Сузорье» на рынке.

Объектом дипломной работы является – рыночная власть фирмы, предметом – факторы, влияющие на рыночную власть фирмы.

В работе использованы материалы финансовых отчетных документов ООО «Сузорье».

В процессе исследования были использованные следующие современные методы исследования: статистического анализа, графоаналитический метод.

Теоретическо-методологическая основа курсовой работы: исследования российских и зарубежных авторов, относящиеся к изучаемой теме. При подготовке курсовой работы также учитывались основные нормативно-правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие хозяйственную деятельность предприятий.

1 ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ ФИРМЫ

1.1 Сущность рыночной власти фирмы

Рыночная власть фирмы - свойство, характеризующее степень ее влияния на цену товара, устанавливаемую выше конкурентного уровня. Власть определяется влиянием на цену [12, c. 78].

Рыночная власть – способность устанавливать такую цену, которая превышает издержки, в частности дополнительные, или предельные, издержки, т.е. издержки производства одной дополнительной единицы продукции.


Рыночная власть трансформируется в более высокую прибыль. Обретение и сохранение рыночной власти является важным элементом стратегии фирмы, направленной на максимизацию его стоимости.

Как фирмы добиваются рыночной власти? Один из способов – воспользоваться правовой защитой от конкуренции, в результате чего установление высоких цен не сопровождается появлением на рынке новых конкурентов. Например, в 1960-х годах компания Xerox разработала технологию фотокопирования на обычной бумаге и оформила патент. Благодаря правовой защите, которую обеспечивали компании патенты, она смогла существенно увеличить цены, не опасаясь конкуренции.

Стратегия фирмы также может играть важную роль в установлении рыночной власти. Например, компания British Sky Broadcasting Group, вещающая через спутник – активный участник британского рынка цифрового телевидения, с которой соперничают компании наземного телевизионного вещания и консорциум операторов кабельного телевидения в 1999 году предприняла агрессивный ход: вышла на рынок с пакетом, включавшим бесплатную приставку-декодер, бесплатный доступ в Интернет и 40-процентные скидки по телефонным расходам. Суть маркетингового замысла заключалась в том, чтобы опередить конкурентов, заблаговременного закрепившись на ведущих позициях по установленному у подписчиков парку оборудования, на позициях, которые бы, в конечном счете, позволяли BSkyB иметь постоянные преимущества перед конкурентами. После заявления по продвижении нового пакета цена акции компании BSkyB выросла на 12%, тогда как цена акций компании, занимающиеся наземным вещанием снизилась на 1,8%. У фирм с большой рыночной властью меньше стимулов быть экономически эффективными. Это приводит к возникновению неэффективности производства (рост издержек, вызванный рыночной властью). Продажи по ценам ниже существующих, но выше издержек, указывают на неэффективность распределения ресурсов как следствие рыночной власти [1, c. 67].

В целом ряде эмпирических исследований в течение многих лет предпринимались попытки определить величину рыночной власти. Подход к вычислению показателей рыночной власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Насколько рынок приближается к идеалу свободной конкуренции, можно судить по поведению фирм в отношении цены и издержек: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных издержек, тем большей рыночной властью обладает фирма, и тем в большей степени рынок становится несовершенным.


Из микроэкономики известно следующее соотношение между ценой и предельными издержками для разных типов рынков (таблица 1.1)

Таблица 1.1 - Соотношение между ценой и предельными издержками для разных типов рынков

Вид рынка

P-MC

Прибыль

Конкуренция

0

0

Монополия

+

+

Олигополия

+

+

Монополистическая конкуренция

+

0

Результатом осуществления рыночной власти служит полученная ею прибыль. Ее величина служит основным свидетельством рыночного влияния.

Большинство показателей рыночной власти, так или иначе, связаны с показателем прибыльности деятельности фирм, а точнее доходности капитала, используемого фирмой [11, c. 56].

При определении доходности на капитал фирмы важное значение занимает разграничение бухгалтерской и экономической прибыли.

Бухгалтерская прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и явными (денежными издержками).

Нормальная прибыль – альтернативная ценность собственных ресурсов фирмы (акционерный капитал).

В данном случае нормальная прибыль – это максимальный доход, который могли бы получить акционеры фирмы, инвестировав свои деньги иным образом. Т.е. речь идет о норме доходности (стоимости капитала), способы расчета которой известны из курса «Экономическая оценка инвестиций» [3, c. 78].

1.2 Показатели для оценки поведения фирм на рынке и вида рыночной структуры

Для оценки поведения фирм на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели:

- коэффициент Бейна;

- коэффициент Лернера;

- коэффициент Тобина;

Коэффициент Бейна показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала. Определяется следующим образом:

В условиях конкуренции на товарном рынке норма экономической прибыли должна быть одинаковой (нулевой). Если норма прибыли на каком-либо рынке превосходит конкурентную норму, то рынок считается не свободно конкурентным. Это указывает на наличие у такой фирмы рыночной власти [10, c. 67].


Если цена у всех фирм одна и та же (как в случае с однородной продукцией), при этом наблюдаются разные предельные издержки, то это означает, что неодинаковую разницу между издержками и ценой у разных фирм. Встает вопрос о том, какова же рыночная власть?

В таком случае Лернер предложил измерять рыночную власть следующим способом:

Коэффициент Лернера принимает значения от нуля (на рынке совершенной конкуренции) до единицы (для чистой монополии с нулевыми предельными издержками). Чем выше значение индекса, тем выше рыночная власть и дальше рынок от идеала совершенной конкуренции.

Индекс Лернера показывает, что монополист имеет лишь ограниченный контроль над ценой. Если ценовая эластичность спроса велика (значительно превышает единицу по абсолютной величине), то цена, максимизирующая прибыль монополиста, будет лишь немного превышать предельные издержки MCm1 [4, c. 56].

Менее эластичная кривая рыночного спроса D2 обеспечивает большую монопольную надбавку к конкурентной среде (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Спрос, предельный доход и предельные издержки монополиста

Сама по себе монопольная власть не гарантирует высокую норму прибыли, поскольку прибыль зависит от соотношения цены и средних издержек. Фирма может обладать большей рыночной властью, но получать меньшую прибыль, если ее средние издержки существенно выше.

Коэффициент Тобина связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов:

Р – рыночная стоимость активов фирмы;

С – восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

Если оценка активов фондовым рынком превышает их восстановительную стоимость это может расцениваться как свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической прибыли. Использование индекса Тобина в качестве информации о положении фирмы базируется на гипотезе эффективного финансового рынка [9, c. 91].

Многочисленные исследования установили, что коэффициент Тобина в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары, то есть для этих фирм характерно наличие монопольной ренты (рыночной власти). Фирмы с небольшим значением этого коэффициента действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.


Рассмотрев такие вопросы как концентрация фирм в отрасли и рыночная власть становится вполне очевидным, что между ними существует прямая зависимость. Однако концентрация фирм на рынке сама по себе не определяет уровень рыночной власти – способности влиять на цену. С помощью, каких факторов достигается рыночная власть фирм на рынке? Этот вопрос будет рассмотрен далее [5, c. 30].

Итак, степень рыночной власти зависит от трех факторов:

  1. эластичности спроса;
  2. концентрации рынка;
  3. режима сговора.

Так, например, при заданной степени концентрации и величине эластичности спроса, чем больше предприятий вовлекается в сговор, тем выше степень рыночной власти. Однако даже если предприятия связаны абсолютным сговором, а спрос эластичен, степень рыночной власти низка.

Рассмотрим также альтернативную модель зависимости между переменными: концентрация рынка и рыночная власть.

Поскольку расчет ряда индексов рыночной власти основывается на расчете нормы прибыли в отрасли вполне естественно, что многие экономисты, собирающие информацию о концентрации и нормах прибыли в отраслях пытались определить эконометрическую связь между этими переменными.

Допустим, что у нас есть информация о средней норме прибыли в отрасли i, а также о концентрации отрасли. В таком случае в отраслях с высокой концентрацией можно ожидать более высокую среднюю норму прибыли, т.е. положительный коэффициент в регрессионном анализе зависимости рыночной власти от концентрации [8, c. 59].

К сожалению, результаты эконометрического анализа не очень обнадеживают. Поэтому в большинстве исследований выявляется статистически слабая связь между концентрацией и рыночной властью, а следовательно между структурой рынка и эффективностью (результативностью). Таким образом, можно сформировать гипотезу о зависимости структуры рынка и результативности (эффективности).

При проверке этой гипотезы необходимо учитывать возможность обратных причинно-следственных связей между структурой, поведением и эффективностью. Например, если компания British Airways проводит агрессивную политику в отношении цен по трассе Лондон-Нью-Йорк, ей, возможно, удастся уменьшить прибыль компании Virgin Atlantic в такой степени, что последняя будет вынуждена покинуть этот сегмент рынка либо рынок вообще. Это пример того, как поведение может отразиться на структуре, - связь обратная.

Для того чтобы прояснить данную проблему, допустим, что во всех отраслях в выборке наблюдаются одинаковые функции спроса и издержек, отличающиеся только одним аспектом: по каким-то экзогенным причинам уровень сговоров в одних отраслях выше, чем в других. Кроме того, допустим, что для того чтобы фирма могла проникнуть на рынок она должна понести соответствующие издержки F [6, c. 78].