Файл: Сущность рыночной власти фирмы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В каждой отрасли суммарная отраслевая прибыль равна П (p), где p – отраслевая равновесная цена, которая выше в отраслях, для которых характерны сговоры, и ниже в конкурентных. Поскольку во все отрасли существует свободный доступ, a фирмы склонны принимать решение входить на рынок до тех пор, пока на нем ожидается положительная прибыль. Прибыль каждой фирмы за вычетом издержек, связанных со входом на рынок, сокращается до нуля при таком количестве фирм, когда П (p)/n – F = 0, или .

В этом случае мы приходим к очевидно парадоксальному результату: при возрастании p увеличивается также П(p). В связи с этим возрастает количество фирм, а, следовательно, уменьшается концентрация рынка. При этом из индекса Лернера известно, что вместе с p растет степень рыночной власти. Совместив эти два факта, мы приходим к выводу, что при возросшей цене и приведенном в соответствие с ней количестве фирм по мере увеличения рыночной власти снижается концентрация рынка.

Результат этой альтернативной модели позволяет убедиться, что между концентрацией рынка и рыночной властью существует как прямая, так и обратная связь. Существенное отличие между двумя моделями заключается в том, что при прямой связи между данными переменными рыночная структура принимается как данность (т.е. как экзогенная переменная), в свою очередь степень конкуренции принимается в качестве эндогенной переменной. В модели же, имеющей обратную связь, степень конкурентности является экзогенной переменной (максимально достижимая степень сговора), а рыночная структура (количество фирм) при этом рассматривается как эндогенная. Другими словами, если раньше концентрация рынка приводила к рыночной власти, то теперь рыночная власть порождает концентрацию [7, c. 89].

Таким образом, рыночная власть – способность устанавливать такую цену, которая превышает издержки, в частности дополнительные, или предельные, издержки, т.е. издержки производства одной дополнительной единицы продукции.

Степень рыночной власти зависит от трех факторов: эластичности спроса; концентрации рынка; режима сговора.

2 АНАЛИЗ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «СУЗОРЬЕ»


2.1 Характеристика организации

25 марта 2010 года создано Общество с ограниченной ответственностью «СУЗОРЬЕ» в результате реорганизации в форме преобразования Частного производственно-коммерческого унитарного предприятия «Сузорье» (зарегистрированного решением Витебского областного комитета № 80 от 06 февраля 1997 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей № 300115741).

Основной вид деятельности предприятия на текущем этапе – производство рыбной продукции, мясная продукция собственного производства, оптовая торговля продуктами питания, строительными материалами.

Анализ основных финансовых показателей предприятия представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Основные финансовые показатели ООО «Сузорье», млн. руб.

Наименование

Годы

Абсолютное отклонение

Темп роста

2014

2015

2016

2015/2014

2016/2015

2015/2014

2016/2015

Выручка от реализации продукции, работ, услуг

171

239

343

68

104

139,8

143,5

Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг

80

96

109

16

13

120,0

113,5

Валовая прибыль

91

143

234

52

91

157,1

163,6

Управленческие расходы

0

77

92

77

15

0,0

119,5

Расходы на реализацию

88

57

99

-31

42

64,8

173,7

Прибыль от реализации

3

9

43

6

34

300,0

477,8

Прибыль от текущей деятельности

3

9

33

6

24

300,0

366,7

Прибыль от инвестиционной, финансовой деятельности

5

0

0

-5

0

0,0

0,0

Прибыль до налогообложения

15

9

33

-6

24

60,0

366,7

Прочие налоги и сборы из прибыли

0

8

15

8

7

0,0

187,5

Чистая прибыль

15

1

18

-14

17

6,7

1800,0


Из таблицы видно, что по всем показателям деятельности предприятия в 2016 г. произошло увеличение. Так прибыль от реализации увеличилась на 34 млн. руб. по сравнению с 2015 г. или на 377,8%. Это произошло вследствие роста выручки от реализации на 43,5%, хотя себестоимость реализации имеет также тенденцию роста (13,5%). Управленческие расходы и расходы на реализации также выросли на 19,5% и 73,5% соответственно. Так после уплаты налогов чистая прибыль предприятия составила 18 млн. руб. и увеличилась на 17 млн. руб. по сравнению с 2015 г.

2.2 Оценка конкурентной позиции предприятия ООО «Сузорье» на целевом рынке

В связи с тем, что на ООО «Сузорье» производится довольно широкий ассортимент продукции, у предприятия много конкурентов.

Рассмотрим 4 основных конкурента ООО «Сузорье»: АкваФиш, ООО; БелВиллесден, ИП; Виталюр, ОДО; Белрыба, ГП (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Конкурентная карта рынка

Рыночная доля, Дi

Темпы прироста рыночной доли, Тпi

Классификационные группы

1

2

3

4

Лидеры рынка

(Дi> 15

Фирмы с сильной конкурентной позицией

(10 <Дi<15

Фирмы со слабой конкурентной позицией

(5 <Дi<10)

Аутсайдеры рынка

(Дi <5)

1

2

3

4

Фирмы с быстро улучшающейся конкурентной позицией

(более +4)

1

Фирмы с улучшающейся конкурентной позицией

(более +2)

2

Белрыба, ГП

БелВиллесден, ИП

Фирмы с ухудшающейся конкурентной позицией

(от 0 до – 2)

3

АкваФиш, ООО

ООО «Сузорье»

Виталюр, ОДО

Фирмы с быстроухудшающейся конкурентной позицией

(более –2)

4

Таким образом, наиболее опасным конкурентом ООО «Сузорье» в плане борьбы за рыночную долю являются:

  • Белрыба, ГП;
  • БелВиллесден, ИП;
  • АкваФиш, ООО.

Далее проведем оценку конкурентоспособности ООО «Сузорье» (таблица 2.3).


Таблица 2.3 - Оценка конкурентоспособности ООО «Сузорье»

Конкурентные преимущества

ООО «Сузорье»

Белрыба, ГП

БелВиллесден, ИП

АкваФиш, ООО

1. Цена

4,65

4,55

4,6

4,65

2. Качество

4,85

4,8

4,75

4,85

3. Ассортимент

4,85

4,85

4,8

4,75

4. Известность

4,65

4,6

4,65

4,7

5 Дистрибуция

4,85

4,75

7,75

4,8

6. НИОКР

4,8

4,9

4,85

4,9

7. Качество управления на высшем уровне

4,75

4,8

4,75

4,8

8. Квалификация персонала среднего и низшего звена

4,65

4,75

4,8

4,9

9. Эффективный маркетинг

4,75

4,6

4,65

4,75

В целом все конкурентные показатели можно оценить выше средних.

Наибольшее конкурентное преимущество достигается за счет:

  • Высокого качества товара;
  • Широкого ассортимента.

Следует улучшить работу компании в таких сферах как:

  • Ценообразование;
  • Подбор персонала среднего и низшего звена;
  • Эффективность маркетинга.

В повседневной деятельности ООО «Сузорье» возникают различные проблемы, связанные с освоением новых правил принятия заказов, появлениям брака. Возможен рост трудоемкости, наличие на складах нереализованной продукции, поступление рекламаций, количество которых не уменьшается, несмотря на старания повысить качество.

Главным конкурентам ООО «Сузорье» является такое крупное предприятие как АкваФиш, ООО. Второй конкурент супермаркет БелВиллесден, ИП.

Расчетные показатели конкурентоспособности представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Сравнительная оценка конкурентоспособности ООО «Сузорье», млн. руб.

Ключевые факторы успеха

Вес

ООО «Сузорье»

АкваФиш, ООО

БелВиллесден, ИП

балл

Взвеш. Оценка

балл

Взвеш. Оценка

балл

Взвеш. Оценка

Ассортимент товаров

0,2

8

1,6

7

1,4

7

1,4

Качество товара

0,2

9

1,8

9

1,8

9

1,8

Репутация фирмы

0,3

9

0,9

9

0,9

9

0,9

Издержки производства

0,4

6

0,6

8

0,8

7

0,7

Низкие цены

0,15

5

0,75

7

1,05

4

0,6

Стимулирование сбыта

0,15

6

0,9

7

1,05

6

0,9

Реклама

0,2

4

0,4

7

0,7

5

0,5

Итого

1,0

5,6

6,95

5

7,7

4

6,8


Наибольший балл конкурентоспособности – 7,7 получило АкваФиш, ООО за счет того, что при одинаковом качестве товаров и одинаковой репутации предприятий конкурентов – у него наиболее низкие цены и издержки обращения.

Также на данном торговом предприятии большая роль отводится маркетингу. Но по позиции «Ассортимент товаров» лидирующее предприятие уступает ООО «Сузорье» поскольку в нем наиболее шире представлен ассортимент продовольственных товаров.

ООО «Сузорье» существует на рынке как БелВиллесден, ИП 10 лет, и уже занял твердое положение на рынке, причина тому: ООО «Сузорье» предлагает высококачественные продукты, торгует в чистом и просторном помещении, цены сравнимы с ценами конкурентами можно найти чрезвычайно широкий набор продуктов.

Необходимо учитывать степень влияния этих факторов, изучить их, уметь использовать для получения наилучшего экономического результата.

Проанализируем показатели ритмичности реализации товаров ООО «Сузорье» по данным таблицы 2.5.

Таблица 2.5 - Расчет ритмичности реализации товаров по ООО «Сузорье» за 2016 г.

Кварталы

План

Фактически

Удельный вес, %

Принимается к выполнению плана, %

План

Фактически

1

357,5

422,6

24,4

23,6

118,2

2

361,5

437,8

24,7

24,4

121,1

3

366,7

449,6

25,0

25,1

122,6

4

375,3

479,0

25,9

26,9

127,6

Итого:

1461

1789

100,0

100,0

122,4

Коэффициент ритмичности =

Первый квартал:

Коэффициент ритмичности =118,2/24,4*100=484,4

Второй квартал:

Коэффициент ритмичности =121,1/24,7*100=490,2

Третий квартал:

Коэффициент ритмичности =122,6/25,0*100=490,4

Четвертый квартал:

Коэффициент ритмичности =127,6/25,9*100=492,6

Общий коэффициент ритмичности:

Коэффициент ритмичности =122,4/100*100=122,4

Таким образом, расчетный коэффициент ритмичности свидетельствует о стабильной деятельности, о хорошо организованном технологическом процессе в организации ООО «Сузорье». Тем самым мы можем отметить об эффективности коммерческой деятельности ООО «Сузорье».