Файл: Особенности управления инновационными проектами в коммерческих организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Процесс управления инновационным проектом предприятия

Организация инновационного процесса – деятельность по объединению усилий научно-технического персонала на основе соответствующих регламентов и процедур, направленная на ускорение и повышение эффективности инновационного развития. Цель организации – упорядочение инновационного процесса, улучшение его характеристик, ликвидация потерь, связанных с повторным проведением (дублированием) исследований и разработок, неполным использованием имеющихся открытий, медленным осуществлением процесса «исследование – производство».

Особенности организации инновационного процесса связаны с внутренне присущей ему неопределенностью. Неопределенность достижения цели, т. е. вероятность получения положительного результата, составляет на стадии фундаментальных исследований всего 5—10 %, увеличиваясь на этапе прикладных исследований до 85–90 %, а в процессе разработок – до 95–97 %. Однако и на поздних стадиях инновационного цикла остается существенной неопределенность времени и затрат, необходимых для достижения эффекта. Жесткое нормирование сроков и затрат уменьшает вероятность получения заданного результата, а регламентация результата и сроков связана с допущением возможности значительного перерасхода средств. Короче говоря, организация инновационного процесса основывается на учете его вероятностного характера, статистической природы действующих здесь закономерностей[6]1.

Р.Федерманн под инновационным процессом понимает последовательность работ (функций) по подготовке и внедрению инноваций. Он выделяет 12 этапов, охватывающих процесс управления инновационной деятельностью на предприятии. Эти этапы касаются таких аспектов управленческой деятельности, как выбор инновационной стратегии, стимулирование «критического» сознания, продвижение через коммуникации, преодоление сопротивления инновациям и так далее[7]1.

В учебниках и монографиях по маркетингу инновации рассматриваются с позиции планирования новой продукции. Так, американские профессора Дж.Эванс и Б.Берман рассматривают инновационный процесс с позиций стадий готовности нового продукта. Они выделяют семь стадий инновационного процесса[8]2:


  1. генерация инновации;
  2. оценка продукции;
  3. проверка концепции;
  4. экономический анализ;
  5. разработка продукции;
  6. пробный маркетинг;
  7. коммерческая реализация.

Американцы Р.Хизрич и М.Петерс считают, что инновационный процесс - это путь от выработки идеи до коммерческой реализации инновации на рынке (этот путь иногда называют процессом планирования новой продукции). Они выделяют пять этапов:

  1. выбор идеи;
  2. концептуальная проработка;
  3. опытно-конструкторская разработка;
  4. пробный выход на рынок;
  5. коммерческая реализация продукта.

П.Н.Завлин под инновационным процессом предлагает понимать последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и рассматривается в хозяйственной практике[9]1. В отличие от научно-технического прогресса инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением - первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прекращается и после внедрения, поскольку по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения, новые рынки и новых потребителей.

Профессор Ильенкова предлагает такую схему инновационного процесса[10]2:

ФИ - ПИ - Р - ПР - С - ОС - ПП - М - СБ,

Где:

ФИ - фундаментальные исследования;

ПИ - прикладные исследования;

Р - разработка;

ПР - проектирование;

С - строительство;

ОС - освоение;

ПП - промышленное производство;

М - маркетинг;

СБ - сбыт.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники, который начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей.

Второй стадией являются прикладные исследования (ПИ). Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в опытно-конструкторских работах.

В результате разработок (Р) создаются конструкции новых машин и оборудования и процесс плавно переходит в фазы: проектирование (ПР), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы маркетинг (М) и сбыт (СБ) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.


Главными особенностями инновационного процесса являются его цикличность, поэтапная реализация нововведений и исключительно высокая степень риска, связанная с низкой вероятностью успешного воплощения новой идеи в новом виде продукции. Как правило, эта вероятность составляет около 9-10%. Это означает, что из каждых двенадцати оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и продажи. Отдача от вложений капитала в инновационный процесс в корне отличается от гарантированных выплат ссудного процента по капиталу в банке или дивидендов по акциям.

Выводы по главе.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация. Инновационные предприятия могут быть классифицированы по содержанию работ (деятельности), по масштабам работ, по степени охвата процесса «наука – производство», по степени специализации, по степени юридической и оперативно-хозяйственной самостоятельности, по характеру конечного продукта.

Организационные формы инновационной деятельности могут быть представлены: НИПКИ, НПО; ОКБ, СКБ, ПКБ, СКТБ; КБ, НИПТИ, НИИ, ГПИ и другими.

Инновационный процесс - уникальное явление, в котором достижения науки и техники тесно переплетаются с развитием экономики, предпринимательства и управления. Р.Федерманн под инновационным процессом понимает последовательность работ (функций) по подготовке и внедрению инноваций.

Американские ученые Р.Хизрич и М.Петерс выделяют пять этапов инновационного процесса: выбор идеи; концептуальная проработка; опытно-конструкторская разработка; пробный выход на рынок; коммерческая реализация продукта.

2. Анализ управления инновационной деятельностью ООО «Олимп»

2.1. Методика проведения анализа инновационной деятельности и оценка эффективности инноваций в компании «Олимп»


Рекламно-производственная фирма ООО «Олимп» - крупный производитель наружной рекламы г. Краснодар, многопрофильная, динамично развивающаяся молодая компания, с репутацией надежного и гибкого партнера, ориентированная на долгосрочное сотрудничество со своими клиентами. Ведет свою деятельность с 2013 года.

Фирма имеет производственный цех на территории Краснодарского подшипникового завода (расположен по адресу г. Краснодар, ул. Большая, 106). И офис, и цех арендуется фирмой. Местонахождение офиса - ул. Московская, 15, офис 305.

Созданная структура позволила не только поддержать и развить темпы роста объема продаж, но и активно участвовать в развитии перспективных направлений за счет конкурентных преимуществ.

ООО «Олимп» является коммерческой организацией, в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли, руководствуясь при этом действующим законодательством Российской Федерации и Уставом. А так же является юридическим лицом, может заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде[11]1.

Имущество ООО «Олимп» состоит из основных и оборотных средств, материальных и нематериальных активов. Источниками формирования имущества являются собственные и заемные средства. К собственным средствам общества относятся: уставной капитал, резервный фонд и другие фонды, формируемые из отчислений от прибыли, а также средства, получаемые за счет штрафов, дотаций, безвозмездных благотворительных пожертвований. К заемным средствам относятся кредиты банков и других организаций, а также частных лиц.

Резервный фонд, создаваемый обществом в размере 10% от уставного капитала, формируется за счет отчислений от прибыли до достижения фондом указанного размера.

Денежные потоки ООО «Олимп» за 1 кв.2014 года представлены в таблице Приложения 1.

Динамика прибыли от реализации за 2014 г. представлена на рис.2.1. Тренд показывает динамику повышения и делает прогноз на повышения показателя прибыли в будущих периодах

Рис.2.1. Динамика прибыли от продаж, 2014г[12]1.

По данному графику так же можно сделать вывод, что компания «Олимп» находится на стадии жизненного цикла – рост. Это этап коллегиальности — период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.


Собственная производственная база и партнерские отношения с организациями, работающие в сфере производства наружной рекламы, позволяют ООО «Олимп» изготавливать наружную рекламу любого масштаба, изготавливать таблички, создавать рекламные конструкции и производить ремонт наружной рекламы.

Кадровый состав ООО «Реклама сервис» составляют квалифицированные сотрудники: инженеры, менеджеры по рекламе, специалисты по монтажу, дизайнер. Среднесписочная численность сотрудников 15 человек. (6 человек в офисе и 9 на производственной базе).

Организационная структура управления ООО «Олимп» представлена на рис.2.1.

Ген.Директор

Менеджер по развитию (1)

Зам.Директора по производству (1)

Маркетолог (1)

Инженеры (2)

Менеджеры по рекламе (2)

Специалисты по монтажу (2)

Дизайнер (1)

Водитель (1)

Рабочие (2)

Бухгалтер (1)

Рис.2.1. Организационная структура ООО «Олимп»[13]1

На данный момент в постоянный ассортимент продукции ООО «Олимп» входят проверенные временем стандартные рекламные конструкции для коммерческих объектов. Но при этом ассортимент постоянно обновляется: конструкторы разрабатывают новые модели и совершенствуют старые.

Учитывая высокую конкуренцию на рынке, фирме приходится разрабатывать инновации, как в управлении, так и в деятельности. Инновационными сферами в основном являются обслуживание покупателей по индивидуальным заказам и маркетинговые коммуникации.

Значительную часть деятельности ООО «Олимп» занимает разработкой рекламных конструкций, вывесок, букв под индивидуальный заказ. Любые пожелания клиентов и предпочтения могут быть реализованы благодаря искусным мастерам. По эскизам или фотографиям, или даже просто по устному описанию специалисты ООО «Олимп» могут изготовить штендер, баннер или световые короба.

В сфере коммуникаций – самые инновационные решения для привлечения клиентов и мотивации их к покупке. Действует гибкая система скидок, бонусов, рассрочка, отсрочка платежа, бартер.

Мониторинг инновационных проектов означает регулярную независимую систему оценки и контроля над инновационными проектами с механизмом обратной связи. Мониторинг реализуется посредством маркетинговой функции через:

  • оперативные информационные должностные отчеты;
  • процедуры, подобные инвестиционному и научно-техническому экспресс-анализу.