Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития психологической науки наблюдается повышенный интерес к различным сторонам невербального общения, но больше всего внимание людей обращено к невербальному, экспрессивному «языку» как показателю индивидно-личностных характеристик человека, его отношений и взаимоотношений, его эмоционального состояния как средству влияния на другого человека. Все больше открываются центры физиогномической диагностики, работают различные тренинговые группы, цель которых обучить «читать человека как книгу». Поток услуг, направленных на быстрое обучение учителей, врачей, менеджеров, специалистов таможенных, рекламных служб и многих других профессионалов овладению невербальным общением, продолжает нарастать.
Но, к сожалению, в большинстве предлагаемых программ обучения упрощаются представления о связи невербального поведения и речи, о роли невербальных средств в формировании образа, в достижении определенного воздействия или формировании эмоционального отклика определенной модальности, преувеличиваются и преуменьшаются диагностические, коммуникативные, регулятивные возможности невербального общения, не выделяются особенности процесса восприятия невербального общения.
Вышеуказанные противоречия обусловили актуальность и новизну нашего исследования, целью которого является – изучение невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.
Объект исследования: невербальное общение.
Предмет исследования: особенности восприятия невербальных проявлений эмоциональных состояний человека у мужчин и женщин.
Гипотеза нашего исследования: существуют различия при восприятии невербального общения, обусловленные гендерными особенностями:
- уровень развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения у женщин и мужчин различается (у женщин выше, чем у мужчин);
- выделяются различные особенности представлений о субъекте затрудненного общения у женщин и мужчин.
Категориальный аппарат исследования обусловил выполнение следующих задач:
- Выделить сущность, содержание и функции невербальных проявлений в общении в современных психологических исследованиях.
- Охарактеризовать особенности восприятия невербальных эмоциональных сигналов в общении .
- Провести эмпирическое исследование особенностей восприятия невербальных сигналов эмоционального состояния человека в общении.
Методы исследования:
- теоретические – анализ, синтез и обобщение научной литературы по теме изучения невербального общения и особенностей его восприятия;
- практические – наблюдение, диагностика (тестирование), методы обработки данных (качественный, количественный анализ, методы математической статистики).
В качестве диагностического инструментария нами был использован комплекс методик, разработанных Лабуновской В.А. и направленных на изучение особенностей восприятия невербального общения, в том числе и параметров затрудненного общения.
Теоретико-методологической основой исследования явились труды таких ученых как: Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Н.В. Казаринова, В.Н. Князев, В.Г. Крысько, В.Н. Куницына, Л.Г. Лаптев, Д. Майерс, В.Н. Панферов, Б.Д. Парыгин, А.В. Филиппов, Н.И. Шевандрин и др.
Общие проблемы невербального общения раскрыты в работах М.С. Андрианова, И.Н. Горелова, Н.В. Казариновой, Г.В. Колшанского, Г.Е Крейдлина, Ю.С. Крижанской, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, A.A. Леонтьева, О.В. Москаленко, А.Ю. Панасюка, Б.Д. Парыгина, Е. А. Петровой, В.М. Погольши, Е.В. Руденского, В.П. Третьякова, Н.И. Шевандрина и др.
Интерпретацию и понимание невербального поведения рассматривали в своих исследованиях Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, В.А. Барабанщиков, Г.В. Гриненко, Е.А. Ермолаева, В.А. Лабунская, В.П. Морозов, Г.В. Парам ей, О.О. Пугачевский, Е.И. Фейгенберг и др. Проблема обучения интерпретации невербальной информации раскрыта в трудах Н.Р. Битяновой, Ю.Н. Емельянова, В.А. Лабунской, Т.А. Шкурко, Э. А. Эм и др.
Однако анализ литературы по проблеме особенностей восприятия невербального общения позволяет сделать вывод, что тема развития социально-перцептивной компетентности не изучена в должной мере. Можно назвать лишь отдельные работы, авторы которых (Г.А. Алтухова, И.А. Мейжис, С.А. Езова, Н.М. Спирина и др.) рассматривают особенности невербального поведения и его восприятия в качестве отдельного аспекта других более широких вопросов.
Экспериментальная база исследования и выборка: ООО «Гефест», испытуемые в количестве 20 человек, гендерные особенности – 10 мужчин, 10 женщин. Возраст испытуемых – 24-32 года.
Структура работы включает в себя введение, 2 главы основной части, заключение, список использованных источников.
Теоретический обзор проблемы невербальных появлений эмоций в зарубежной и отечественной психологии
1.1. Сущность, содержание и функции невербальных проявлений в общении в современных психологических исследованиях
Необходимость изучения невербального общения предопределена самой спецификой как практической психологии, так и феномена «экспрессия человека». По мнению В.А. Лабуновской, «каждый психолог — это не только профессионал, решающий те или иные задачи, но и человек, который, как и все люди, живущие на нашей планете, с момента рождения и до последних дней погружен в мир противоречивых, а порой драматических связей между экспрессивным поведением и психологическими характеристиками партнера по общению» [20]. Обыденный опыт интерпретации экспрессии положил начало формированию практической психологии экспрессивного невербального общения. На протяжении веков статус «психолога» приобретал именно тот, кто умел интерпретировать экспрессивное поведение и использовать его для воздействия на других людей. В этой связи психолог-практик оказывается в весьма непростой для него ситуации. Он должен в своей работе постоянно демонстрировать способности, которые присущи каждому человеку, и в то же время обладать таким уровнем развития этих способностей, который бы обеспечивал эффективность его деятельности, свидетельствовал бы о его профессиональном статусе, страхующем от ошибок обыденной интерпретации экспрессии, и вместе с этим, делающем его открытым в отношении спонтанно накопленного опыта. Проблема социальных способностей психолога актуализируется в связи с рассмотрением взаимосвязей между экспрессией и психологическими характеристиками личности [20].
Особенно актуальными становятся выводы психологии невербального общения в связи с развитием социальной психотерапии, социально-психологического тренинга. Работая в этих областях, отечественные психологи-практики столкнулись с фундаментальной ошибкой, сформировавшейся в результате полного игнорирования тех идей психологии невербального общения, которые имели отношения к «вечной» проблеме взаимосвязи «души и тела», экспрессии и психологических особенностей человека [8; 13].
На протяжении длительного этапа развития советской психологии многими исследователями недооценивалась возможность невербального общения, как в плане коммуникации, так и в плане психодиагностического средства, способа управления общением, влияния на его модальность, на появление затрудненного и незатрудненного общения. Преодоление этих заблуждений отечественной психологии предполагает обращение к психологии невербального общения с определенных теоретических и методологических позиций.
Но создать стройную концепцию психологии невербального общения на данном этапе ее развития, учитывая существенный разрыв между ее теоретическими и практическими ветвями, чрезвычайно сложно. Кроме этого, поскольку психология невербального общения является частью психологической науки, постольку ей присущи все те особенности, которые характерны для всей психологии, и в первую очередь столкновение подходов, сформировавшихся в рамках естественнонаучного и гуманитарного знания, конфликт идей прагматического и гуманистического направлений, дефицит адекватных исследовательских методов и практических технологий.
Поэтому одна из главных задач отечественной психологии невербального общения заключается в том, чтобы составить современное представление об этой области психологии, включая и те противоречия, которые названы выше, и попытки их преодолеть, опираясь на ряд теоретических схем.
В изучении сущности понятия невербального общения интересен подход зарубежных и отечественных ученых: личностно-динамический подход к феномену «экспрессия человека», структурно-функциональный подход к анализу невербального общения, подход к интерпретации как к творческому процессу. Невербальное общение и его особенности его восприятия рассматриваются в пространстве социокультурных, социально-психологических и индивидно-личностных координат. Особое место отводится рассмотрению таких явлений, как экспрессивное Я личности, кинесико-проксемические паттерны отношений и взаимоотношений личности, феномены общения и межличностного познания, порожденные экспрессией человека [17; 21].
Как известно, в психологии и не только в ней изучаются произвольные и непроизвольные движения; предметно-изобразительные; танцевальные движения; ритуалы; спортивные движения (например, аэробика), экспрессивные движения и т.д. Современные попытки установить круг движений, имеющих отношение к невербальному общению и, по сути, рассматривающихся или как средство, или как способ передачи определенной информации, базируются на идеях Ч. Дарвина, Ф. Дельсарта, В. Райха, Д. Эфрона, Р. Бердвистелла, А. Шефлена, Е. Холла, П. Экмана и многих других.
Исходя из этих работ, система движений, рассматриваемых в контексте психологии невербального общения, включает: телодвижения, позы; движения рук, жесты; движения и выражения лица; прикосновения; движения, выражения и контакт глаз; параязык, интонационно-вокальные движения; передвижения в пространстве. В зависимости от степени их формализованное они относятся то к невербальному поведению, то к невербальным коммуникациям [11].
В отечественной психологии понятие «общение» охватывает широкий круг явлений, включающих процессы взаимодействия, взаимовлияния, взаимопонимания, сопереживания (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, В.Н. Панферов и многие другие). В социальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представления, интерпретации, эталоны, стереотипы и т.д.), в эмоциональной сфере личности (чувства, состояния и т.д.), изменения в области ее отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способах обращения к другим людям [16].
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальные коммуникации». Невербальные коммуникации — это система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как лингвистическая знаковая система [27]. Проблеме невербальных коммуникаций (в узком смысле данного понятия) посвящено достаточно большое количество работ, которые убеждают в том, что конвенциальные, интенциональные, произвольные жесты, телодвижения, позы, выражения лица успешно кодируются и декодируются, выступают в роли знаков, имеющих ограниченный крут значений, и выполняют функции сообщения.
Иными словами, оценка «научности — практичности» психологии невербального общения во многом зависит от того, как решается в ней проблема жесткости — вариативности связей между невербальным поведением и психологическими, социально-психологическими характеристиками личности и группы, и выделением особенностей восприятия невербального общения.