Файл: «Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В современном мире практически любая деятельность многих людей протекает в условиях, в которых возникают стрессовые факторы. Проблема стресса и коррекции стрессовых нарушений - одна из актуальнейших в современной психологии. Напряженная социально-политическая обстановка, национальные конфликты и военные действия, аварии, землетрясения, катастрофы, насилие, болезни, безработица - далеко не полный список объективных стрессогенных факторов, которые, действуя вкупе с субъективными причинами стрессов, травмируют психику человека и ведут к развитию хронического стресса.

На современном этапе развития науки актуальны исследования в ракурсе возникновения психологической защиты и копинг-поведения в профессиональной среде. Степень разработанности темы очень широка, однако сама проблема до сих пор не решена, более того она несколько усугублена тем, что не всегда учитываются индивидуальные особенности реагирования на стресс и проявление различных стратегий его преодоления, а так же возникновения эффективности копинг-поведения и ее оценки. Зарубежные исследователи определяют данную проблему в аспекте изучения «копинг-стресса» или «копинг-поведения». Первое понятие означает усилие, направленное на предотвращение, устранение, или ослабление воздействия стрессора, второе используется для характеристики способов выхода человека из стрессовой ситуации.

По мнению отечественных ученых, эффективный выбор стратегии и модели копинг-поведения в профессиональной среде во много обусловлен способностями к когнитивному оцениванию условий ситуации, и определением возможности контроля данной ситуации или изменения ее условий. В первом случае личность использует конструктивные, преобразующие ситуацию стратегии, нацеленные на решение проблемы. Однако, во втором случае, в силу объективных обстоятельств, когда изменение стрессовой ситуации и решение связанных с ней проблем представляется невозможным, копинг-поведение ориентируется на изменение психического состояния путем использования психологических защит. Защитные процессы направлены на сохранение целостности и независимости личности, ее самоутверждение и самоуважение. Основная задача психологической защиты личности – это контроль и подавление отрицательных психических состояний, которые возникают в стрессовой ситуации, когда стрессор еще продолжает действовать.


Цель работы состоит в оценке эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде.

Объект исследования – стратегии и модели копинг-поведения личности.

Предмет исследования – особенности выбора стратегий и копинг-поведения в профессиональной среде.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть и изучить понятие и механизмы возникновения стратегий психологических защит и копинг-поведения.
  2. Проанализировать факторы формирования копинг-поведения в условиях профессионального стресса.
  3. Дать оценку особенностям формирования психологической защиты и копинг-поведения в профессиональной среде.

Методы исследования:

- теоретические: анализ и обобщение научной литературы по теме исследования;

- эмпирические: диагностика, математические методы обработки данных.

Методики исследования:

1. Диагностика состояния стресса (А.О. Прохоров).

2. Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.).

3. Методика определения индивидуальных копинг-стратегий (Э. Хайм).

Эмпирическая база исследования: ООО «Квант-К», выборка – 40 специалистов.

Гипотеза исследования: предположение о том, что стресс оказывает влияние на выбор психологических защит личности специалиста, т.е. специалисты, находящиеся в ситуации стресса (непосредственно) более склонны к выбору психологической защиты личности, тогда как специалисты, не находящиеся в ситуации стресса более склонны к выбору эффективных копинг-стратегий совладающего поведения.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы, приложений.

1. Теоретические аспекты проблемы формирования психологической защиты и копинг-стратегий поведения в профессиональной среде


1.1 Понятие и механизмы возникновение стратегий психологических защит и копинг-поведения

Психологическая защита представляет собой систему механизмов, направленных на снижение негативных переживаний, связанных с конфликтами, угрожающими целостности личности. Причинами подобных конфликтов могут быть как противоречивые установки в самой личности, так и рассогласование внешней информации и сформированного у личности образа мира, и образа Я. Первым проблему психологических конфликтов стал рассматривать З. Фрейд, который определял их в качестве формы разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями или запретами [37, с. 56]. Реализация психологических механизмов обычно позволяет достичь лишь относительного личностного благополучия. Вместе с тем нерешенные проблемы переходят в разряд хронических, так как индивид лишает себя возможности оказывать активное воздействие на ситуацию с целью устранения источника негативных переживаний. Наиболее позитивная роль принадлежит психологической защите в тех случаях, когда возникающие проблемы являются малозначимыми и не стоящими того, чтобы ими вообще заниматься [37, с. 58].

Психологическую защиту составляет, согласно представлениям психоаналитической школы, ряд специфических приемов переработки представлений, нейтрализующих патогенное воздействие, которое эти представления могут оказывать на сознание:

Вытеснение – данный защитный механизм представляет собой процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, чувств и побуждений. Если действия данного механизма оказывается недостаточно, подключаются иные защитные механизмы, способствующие осознанию вытесненного материаля в искаженном виде. Наиболее широко известными являются две комбинации защитных моделей копинг-поведения:

- вытеснение + смещение. Данная комбинация обусловливает возникновение фобических реакций. К примеру, навязчивый страх матери, что ребенок заболеет тяжелой болезнью, является защитой против враждебности к ребенку, сочетающей механизмы вытеснения и смещения;

- вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Данная комбинация является основой истерических реакций [20, с. 33].

Подавление - представляет собой исключение из сознания смысла травмирующего события и связанных с ним эмоций. Развитие подавления связано со сдерживанием эмоции страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия, а также могут привести к попаданию в прямую зависимость от агрессора. Происходит своего рода сокрытие от себя факта такого негативного опыта. Блокировка страха происходит с помощью забывания реального стимула, приведшего к появлению страха, а также всех фактов, объектов и обстоятельств, которые ассоциативно связаны с ним [1, с. 17].


Регрессия – является возвращением в проблемной ситуации к ранним и более незрелым (детским) формам удовлетворения потребностей и поведения. Регрессия бывает частичная, полная или символическая. Большая часть эмоциональных проблем характеризуются регрессивностью. Регрессия позволяет сдерживать чувство неуверенности в себе и страха неудачи, которые связаны с проявлением инициативы, и тем самым позволяет сдерживать чувство вины за неудачу. К классу регрессии также относится механизм двигательной активности, заключающийся в уменьшении беспокойства, вызванного запретным побуждением, через разрешение его косвенного выражения и посредством непроизвольных движений без развития чувства вины. Регрессивное поведение, в основном, поощряется взрослыми, склонными к симбиотическим эмоциональным отношениям [20, с. 36].

Проекция – это перенос на другое лицо или объект чувств, мыслей, желаний и мотивов, отвергаемых человеком сознательном уровне у себя. Данный механизм способствует сдерживанию чувство неприятия самого себя и окружающих как последствия эмоционального отвержения с их стороны. Проекция позволяет преодолеть страх неприятия себя в ответ на отвергающее поведение других [1, с. 19].

Интроекция – представляет собой символическую интернализацию (включение в себя) индивида или объекта. Данный механизм имеет действие, противоположное действию проекции. Интроекции принадлежит очень важное значение в раннем развитии личности, так как на ее основе происходит усвоение родительских ценностей и идеалов. Актуализация данного механизма происходит во время траура, в случае потери близкого человека. Интроекция способствует устранению различий между собственной личностью и объектом любви. В некоторых случаях вместо агрессии, озлобленности в отношении других людей уничижительные побуждения сменяются самокритикой, самообесцениванием, в силу произошедшей интроекции обвиняемого. Подобное явление нередко отмечается при депрессии [20, с. 38].

Рационализация – данный защитный механизм заключается в нахождении правдоподобных причин, позволяющих оправдать чувства, мысли, побуждения и поведение, на самом деле неприемлемые. Рационализация является самым распространенным механизмом психологической защиты, поскольку поведение человека определяется множеством факторов, и объяснение своих поступков наиболее приемлемыми для себя мотивами позволяет их рационализировать. Бессознательный механизм рационализации необходимо различать от преднамеренных лжи, обмана или притворства. Любая рационализация содержит хотя бы минимальную долю правды, вместе с тем в ней больше самообмана, в чем и заключается ее опасность [1, с. 21].


Интеллектуализация – состоит в преувеличенном использовании интеллектуальных ресурсов с целью устранения чувств и эмоциональных переживаний. Интеллектуализация неразрывно связана с рационализацией и способствует подмене переживания чувств размышлениями о них [20, с. 41].

Компенсация – данный механизм защиты представляет собой бессознательную попытку преодолеть реальные или воображаемые недостатки. Это самый поздний защитный механизм, его развитие происходит при формировании основных структур психики. Компенсация, как правило, используется сознательно, ее предназначение заключается в сдерживании эмоций печали, горя в связи с утратой или страхом утраты. Реализация данного механизма происходит посредством настойчивой работы надо собой, самосовершенствования, стремления к достижению значимых результатов в выбранных для этого видах деятельности [1, с. 23].

Реактивные образования - данный механизм защиты подменяет неприемлемые для осознания чувства, желания и побуждения (особенно сексуальные и агрессивные) через развитие и акцентирование противоположного по смыслу поведения или отношения. Развитие данного защитного механизма защиты связывается с усвоением индивидом «высших социальных (моральных) ценностей». Реактивные образования развиваются для сдерживания эмоции радости владения тем или иным ценным объектом (к примеру, своим телом) и возможностей его использования (например, для секса или агрессии). Данный механизм заключается в реализации в поведении прямо противоположной установки (например, подчеркнутая строгость нравов, вплоть до ханжества, нарочитая скромность, подчеркнутая забота и милосердие и т.д.) [20, с. 45].

Отрицание реальности – представляет собой отвержение чувств, мыслей, потребностей, желаний или реальности, болезненных при их осознании. Развитие отрицания направлено на сдерживание эмоции приятия окружающих в случае демонстрации ими безразличия или отвержения. Поведение таково, будто проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания больше свойственен детям (если спрятаться под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослыми отрицание часто используется в кризисных ситуациях (в случае неизлечимой болезни, приближения смерти, потери близкого человека и т.п.) [1, с. 25].

Замещение - данный механизм предполагает направление эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. К примеру, смещение агрессии от работодателя на членов семьи и иные объекты. Проявление смещение наблюдается в случаях фобических реакций, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликте переносится на внешний объект [20, с. 49].