Файл: Социальное страхование и его функции (О государственном регулировании социального страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки.

Социальное страхование выступает и как продукт гражданского общества (определяющая роль социальных субъектов в финансировании и самоуправлении), и как эффективный инструмент его построения (демократический характер организации, массовый масштаб вовлеченности в него практически всего трудозанятого населения, прозрачность финансовых потоков).

На сегодняшний день система обязательного социального страхования в России еще не отвечает тем задачам, которые она призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В этой связи требуется принять не просто отдельные меры по совершенствованию отдельных механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные изменения, а значит, необходимо прибегнуть к концептуальным разработкам и системным законодательным решениям.

К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:


  • пенсионным;
  • обязательного медицинского страхования;
  • социального страхования.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально-экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а также концептуальных подходов к законодательной базе.

Объектом исследования является механизм формирования системы государственного социального страхования, а также система социальной защиты населения.

Целью данной работы автор работы обозначил определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

  • описать основные понятия и проблемы социального страхования;
  • проследить динамику развития социального страхования в России.

Научная и практическая значимость работы состоит в том, что сделанные выводы и предложения позволяют расширить степень исследований.

1. О сущности социального страхования: механизмы организации и источники финансирования

Страхование является неотъемлемым компонентом экономической и социальной сферы, важным элементом рыночной инфраструктуры. Оно непосредственно затрагивает интересы общества и хозяйствующих субъектов, обеспечивая защиту их интересов. Основной предпосылкой, обусловившей появление социального страхования, была и остается рисковая природа существования человека. Процесс человеческого воспроизводства подвержен рискам прерывания на физиологическом, экономическом и социальном уровнях. В основе социального риска для большинства населения лежит возможность потери трудового дохода. На макроэкономическом уровне социальный риск проявляется в несоответствии индивидуальных параметров уровня жизни человека общественным нормам и стандартам.


Социальное страхование является основой системы социальной защиты населения, наличие которой характерно практически для всех стран. Уровень этой системы зависит от экономических условий, культурно-исторических особенностей, политической культуры, состояния общественного движения. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения становится наиболее значимой и актуальной.

Сущность социального страхования заключается в том, что финансирование социальных выплат осуществляется за счет аккумулированных в специальном фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих.

Социальное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер для компенсации или минимизации последствий изменений материального и (или) социального положения работающих граждан, а также в случаях профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Существует ряд признаков, отличающих социальное страхование от социального обеспечения:

•    выполнение социальным страхованием функции не только компенсации социального риска, но и предупреждения неблагоприятных последствий рисковой ситуации;

•       способ финансирования дохода застрахованного лица даже в том случае, когда за наемного работника взносы уплачивает работодатель;

•   высокий уровень обеспечения.

В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для возмещения ущерба, оказания помощи или для социального содержания в связи с наступлением определенных событий. Оно выступает в двух обособленных формах: социального страхования и страхования определенных объектов в связи с непредвиденными и чрезвычайными событиями.

Социальному страхованию присущи следующие признаки:

• страховые взносы являются централизованными доходами государства (внебюджетные фонды относятся к государственной форме собственности, порядок установления и уплаты взносов регламентирован государством) или доходами негосударственных специализированных фондов;


• страховые взносы представляют собой обязательный платеж: а) из фонда оплаты труда работодателей; б) из заработной платы работников; в) из суммы сокрытых, заниженных или не внесенных в установленный срок платежей (взыскиваются в принудительном порядке);

• страховые взносы, аккумулируемые в специальных фондах, используются целенаправленно;

• страховым взносам присущ возвратный характер, при этом возвратность может быть адекватна или не адекватна уплаченным суммам – в зависимости от существующей в государстве модели социальной защиты;

• привлекаемые страховые взносы могут быть обезличены либо персонифицированы.

Организация социального страхования базируется на принципах всеобщности; универсальности; комплексности; самоуправления; гарантированное пособий, пенсий и других выплат в соответствии с законодательством; равенства граждан в праве на социальное страхование; дифференциации условий и размеров пенсий, пособий и др. В странах с рыночной экономикой к ним добавляется принцип самоокупаемости.

Социальное страхование является не просто обязательным страхованием социальных рисков граждан, а социально ориентированным обязательным страхованием основного контингента населения от социальных рисков, определяемых государственной социальной политикой.

Страховые фонды создаются по определенным правилам и преследуют цель максимальной компенсации рисков при минимально необходимых затратах участников страховой схемы. Социальное страхование использует два метода покрытия рисков:

1) распределение вероятного ущерба между всеми участниками фонда за счет предварительной уплаты взносов;

2) капитализацию, предусматривающую индивидуальное накопление взносов каждого из участников к моменту страховой выплаты.

Капитализация в страховании не используется в качестве самостоятельного механизма, а только в сочетании с распределением. Это означает, что часть взносов поступает в так называемый рисковый фонд, средства которого направляются на страховые выплаты тем застрахованным, кто в силу раннего наступления риска не смог накопить свой индивидуальный страховой фонд. Механизм капитализации применяется в основном к долгосрочным видам страхования, например пенсионному.

Метод формирования страховых фондов, основанный на распределении ущерба, в социальном страховании получил название «pay-as-you-go», т.е. текущие расходы – за счет текущих доходов.

Метод формирования страховых фондов, основанный на накоплении, имеет несколько названий: «фондированная система», «капитализация», «система индивидуальных накопительных счетов». Страховые выплаты будут равны уплаченным страховым взносам, увеличенным на определенную норму доходности или, наоборот, страховые взносы будут зависеть от размера планируемых выплат с учетом дисконтирования.


Взносы на социальное страхование представляют собой периодические платежи, производимые в обязательном порядке законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости – государством, - аккумулируемые в специальных фондах на цели социальной защиты.

В настоящее время общая система финансирования социального страхования включает платежи только в виде страховых взносов:

- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в ФСС;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые в ПФР;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые через ПФР для федерального и территориальных ФОМС;

- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемые в ФСС;

- страховые взносы уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, уплачиваемые на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды ОМС (с 2012 г. - в Федеральный ФОМС).

Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью начисления и уплаты взносов осуществляется непосредственно внебюджетными фондами: ФСС – в двух отраслях страхования (социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и ПФР – так же в двух (пенсионное и медицинское страхование). ПФР продолжает контролировать порядок ведения страхователями индивидуального персонифицированного учета в пенсионном страховании. ФСС сохраняет обязанности в части проверки произведенных страхователями расходов по средствам социального страхования (ЕСН) и полный контроль за уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев. За платежами органов власти на ОМС контроль теперь осуществляют фонды ОМС.

Плательщиками, обязанными уплачивать страховые взносы в ФСС, ПФР и ФОМС в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах на обязательное пенсионное, медицинское страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» признаются страхователи, указанные в соответствующих федеральных законах о конкретных видах социального страхования. Все плательщики разделены на две группы. К первой относят лиц, производящих выплаты физическим лицам: организации; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями.