Файл: Социальное страхование и его функции (О государственном регулировании социального страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организации и индивидуальные предприниматели, нанимающие граждан по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, уплачивают страховые взносы за этих работников во все фонды в разрезе трех видов социального страхования: пенсионного, медицинского и страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Данная категория страхователей не обязана платить взносы с вознаграждений по договорам ГПХ в ФСС.

Вторую группу плательщиков представляют группы самозанятого населения, обязанные уплачивать взносы с фиксированной суммы дохода: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Они не обязаны осуществлять платежи в ФСС и получают право на социальные пособия из этого фонда только в том случае, если добровольно вступают в правоотношения с данным фондом, для чего подают заявление о своем намерении быть застрахованными, уплачивают годовую сумму взносов и со следующего года приобретают права на получение социальных выплат. Расчет сумм взносов производится исходя из стоимости страхового года, равной произведению МРОТ и тарифа, установленного для первой группы страхователей в части ФСС и увеличенного в 12 раз.

Физические лица также имеют право участвовать в обязательном пенсионном страховании на добровольных началах и платить дополнительные взносы, если: на них не распространяется пенсионное страхование в обязательном порядке (например, не занятое население); если они готовы платить взносы за другое лицо, на которое не распространяется обязательное пенсионное страхование; если они платят взносы, исходя из стоимости страхового года, и готовы платить дополнительные взносы в целях увеличения размера будущей пенсии; решили участвовать в программе государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, обеспечивающей увеличение накопительной части государственной пенсии.

В том случае, когда страхователь одновременно относится к нескольким категориям плательщиков, он платит страховые взносы по каждому основанию. Например, индивидуальный предприниматель, нанимающий работников или заключающий договоры гражданско-правового, должен уплачивать взносы с собственного дохода, полученного от предпринимательской деятельности (в размере, ограниченном стоимостью страхового года), и с выплат, начисленных в пользу работников.

Состав объекта обложения страховыми взносами и база начисления представлены в ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Начисление взносов должно осуществляться по следующей методике: необходимо начислять взносы на все выплаты, осуществляемые в пользу работников или третьих лиц, за исключением специально оговоренных случаев.


Для работодателей (кроме физических лиц) в объект обложения включены: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по группе авторских (лицензионных) договоров. Объект обложения у работодателей - физических лиц аналогичен, за исключением того, что взносы начисляются на выплачиваемые вознаграждения.

Не подлежат обложению взносами следующие виды выплат и вознаграждений:

- законодательно установленные государственные пособия;

- все виды законодательно установленных компенсационных выплат в пределах установленных норм;

- единовременная материальная помощь, оказываемая работникам в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными событиями, а также в связи со смертью работника или его близких родственников (в любом размере) или любая материальная помощь, но в размере не более 4000 руб. в год;

- суммы страховых взносов по наиболее социально значимым видам личного страхования;

- суммы денежного довольствия и иных выплат, получаемых военнослужащими и иными лицами, получающими вознаграждения за службу военного характера,

и некоторые другие (еще более 10 видов узкоспециализированных выплат).

Организация социального страхования базируется на применении двух основных принципов, которые закладывают различные подходы к формированию и управлению страховых фондов, - это: степень государственного участия в формировании фондов социального страхования и автономность финансовых средств.

По этому принципу различают государственные и коллективные схемы социального страхования. В схемах государственного социального страхования государство полностью владеет и управляет страховыми фондами, отчуждая финансовые средства от страхователей и застрахованных. При коллективном социальном страховании государство только контролирует соблюдение законодательно установленных правил, оставляя страховые фонды и оперативное управление системой на ответственности страхователей и страховщиков.

В социальном страховании используют два типа страховых фондов: ассоциированные с государственным бюджетом и внебюджетные. В первом случае финансовые средства не автономны и могут быть заимствованы для других государственных потребностей (Рисунок 1). Во втором – формирование и использование фондов имеет строго целевое назначение. Автономные фонды могут быть государственными и негосударственными, управляться на принципах траста или взаимного страхования. Доверительное управление на практике осуществляют страховые организации, управляющие инвестиционные компании, пенсионные или провидентные фонды.


Организационные принципы формирования социального страхования определяются больше национальными, историческими и политическими традициями, чем финансовой целесообразностью.

Рисунок 1 – Классификация организационных схем социального страхования

Функциональная (отраслевая) организация социального страхования – это структура видов компенсации социального ущерба, выражающая целевое распределение страховых средств в соответствии с общественно признанной необходимостью и мерой покрытия отдельных групп социальных рисков.

В соответствии с природой социальных рисков, характером их действия и последствиями для человека исторически формировались отдельные отрасли социального страхования, которые затем объединялись государством в единую систему.

Функциональная классификация социального страхования представлена в настоящее время пятью отраслями:

- медицинское (больничное) страхование, покрывающее риск временной нетрудоспособности при болезни, травме, беременности и родах, уходе за детьми;

- пенсионное страхование, покрывающее риск постоянной нетрудоспособности, потери кормильца семьи при старости, инвалидности, смерти главы семьи;

- страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, покрывающее риск и временной, и постоянной нетрудоспособности и потери кормильца семьи, но наступивших в результате действия профессиональных рисков;

- страхование по долгосрочному уходу, покрывающее риск потери способности к самостоятельной жизнедеятельности при серьезных критических нарушениях здоровья, требующих посторонней помощи и дополнительных расходов в жизнеобеспечении;

- страхование от безработицы, покрывающее риск невозможности трудоустройства.

Система социального страхования может быть как государственной, так и негосударственной, но в обоих случаях она предназначена для обеспечения, восстановления и сохранения трудоспособности работников, а также обеспечения нетрудоспособных лиц.

Материальной основой при этом выступают специализированные фонды денежных средств. Образование фондов государственного социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования данных фондов опосредуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах. Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население. Вместе с тем, указанные распределительные отношения обусловлены спецификой социального страхования: наличием первичного и вторичного распределения. Первичное распределение осуществляется в процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов предприятий и организаций; вторичное – при поступлении в специализированные фонды социальной защиты и в последующем использовании средств из государственного бюджета и из заработной платы работников. По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:


  • пенсиями по возрасту, инвалидности, потере кормильца, за выслугу лет;
  • пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
  • пособиями: по болезни и временной нетрудоспособности; беременности и родам; безработице;
  • в связи с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста;
  • на погребение;
  • выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением.

Негосударственное социальное страхование осуществляется в добровольной форме негосударственными страховыми организациями. Граждане и наниматели могут за счет собственных средств заключать договоры дополнительного социального страхования, в которых определяются условия, размеры и порядок страховых взносов (премий) и получения выплат. Государство в этом случае не несет ответственности по обязательствам негосударственных страховых организаций.

Исходя из этого, система социального обеспечения подразделяется на направления: а) страхование больничное (медицинское), т.е. от риска заболеваний; б) страхование по старости, или пенсионное; в) страхование от безработицы; г) страхование от несчастных случаев; д) страхование по уходу за престарелыми и инвалидами.

Особого внимания заслуживает порядок финансирования услуг системы социального страхования. Здесь могут быть два варианта: во-первых, за счет выделения средств из бюджета, во-вторых, за счет специальных взносов (из зарплаты граждан или за счет отчислений предприятий-нанимателей).

В пользу финансирования из бюджета говорит тот факт, что формирование доходов бюджета происходит за счет физических и юридических лиц, а значит, все общество принимает участие в финансировании системы соцобеспечения. Против этой системы выступает тот факт, что в период кризисов налоговые поступления сокращаются, а потребность в финансировании социальной защиты возрастает.

Специфика любого страхового механизма заключается в создании целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов участников этих фондов.

Первоначально финансовое участие государства в социальном страховании не предполагалось. Однако в силу социальных и политических факторов государство было вынуждено подключиться к финансированию страховой системы, что определялось следующими обстоятельствами:

- необходимостью вносить страховые взносы за те категории населения, которые не имели трудового дохода, но нуждались в социальной помощи (дети, пенсионеры, безработные);


- предоставлением дополнительных средств для социальных выплат в повышенных размерах тем гражданам, которые в силу специфики своего труда и социального положения требовали более высоких социальных гарантий (профессии повышенного риска, граждане, проживающие в особых территориальных зонах, и др.);

- обязательствами государственного регулирования социального страхования, что предполагало прямое дотирование бюджета системы при обоснованной нехватке собственных средств.

2 О государственном регулировании социального страхования в РФ

Одним из основных направлений в РФ является страховое законодательство – это одно из ключевых факторов, определяющих эффективность развития страхового рынка и страховой отрасли. Именно оно регламентирует поведение (действия) субъектов на страховом рынке. От того, насколько оно адаптивно ожиданиям рынка, гармонизировано с международным законодательством и с законодательством, регулирующим иные ключевые для страхования отрасли (отрасли, в которых сконцентрировано значительное число страхователей и осознанных рисков), во многом зависит развитие рынка и защищенность участников этого рынка. Знание основ страхового законодательства - ключ к пониманию правил игры на страховом рынке, к осознанию прав и обязанностей субъектов, к более дееспособному поведению в условиях работы со сложным финансовым продуктом, которым является страхование.

Страховое законодательство регламентирует:

- условия функционирования рынка страхования, включая допуск игроков на этот рынок и контроль за их деятельностью и финансовой устойчивостью;

- правила осуществления страхования, включая регламентацию договора страхования, порядка выплаты страхового возмещения и иные ключевые нормы взаимодействия страховщика и страхователя (особенно по обязательным видам страхования);

- обязанность осуществлять страхование определенных объектов, в зависимости от осуществляемого субъектом (страхователем) вида деятельности (прежде всего экономической деятельности);

- формирование и функционирование системы социальной защиты граждан, реализуемой через систему социального страхования.

В страховом законодательстве выделяют следующие ступени, содержащие различные нормы регулирования страховых правоотношений.