Файл: Социальное страхование и его функции (О государственном регулировании социального страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На уровне международного законодательства отсутствуют специальные (отдельные) кодексы и соглашения, посвященные страхованию, однако имеется целый ряд документов, регламентирующих те или иные отдельные нормы страхового права, знание которых крайне важно при страховании операций, связанных с международными торговыми и экономическими отношениями.

Конституция РФ не регламентирует страхование как таковое и не дает конкретных ссылок на регламентацию данного вида экономической деятельности, но содержит две важнейшие предпосылки: социальная защита и медицинское обеспечение и экономическая свобода субъектов.

Так, в п. 2 ст. 7 Конституции РФ сказано, что «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

В п. 3 ст. 39 Конституции РФ есть прямая предпосылка к формированию системы социального страхования: «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

В п. 1 ст. 41 Конституции РФ отражено право граждан на медицинское обеспечение, реализуемое с применением системы медицинского страхования: «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

В п. 1 ст. 8 Конституции РФ сказано, что «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

Таким образом, в Конституции РФ зафиксировано два главных положения, которые касаются страхования:

1) гарантия социального и медицинского обеспечения, которая в дальнейшем реализуется через систему социального и медицинского страхования;

2) свобода экономической деятельности, в том числе свобода формирования страховых фондов (децентрализованных фондов защиты от рисков), а также свобода осуществления страховой деятельности.

Следующий уровень законодательства представлен федеральными кодексами, которые условно можно подразделить на кодексы, в которых есть прямая норма, регламентирующая страховую деятельность, и кодексы, которые опосредованно связаны со страхованием. К числу первых относятся: Гражданский Кодекс РФ (часть вторая, глава 48 «Страхование»), Налоговый Кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания, Воздушный Кодекс РФ, Градостроительный Кодекс РФ.


Глава 48 Гражданского Кодекса РФ содержит основные нормы страхового права и прежде всего систему договорных отношений в области страхования. Она определяет: основные понятия, применяемые в страховании (страховая сумма, страховая стоимость, неполное страхование, страхователь, страховщик, страховая премия, страхование, перестрахование, сострахование, взаимное страхование, страховой риск, и т.д.); интересы, которые могут быть застрахованы; деление на отрасли страхования; принципы деления на обязательные и добровольные формы; форму договора страхования и его существенные условия; порядок заключения и прекращения договора страхования.

Налоговый кодекс РФ имеет крайне важное значение для развития всего страхования, так как именно он регламентирует:

- для страховщика: порядок формирования и налогообложения дохода, получаемого страховщиком, в разрезе осуществляемых им различных видов деятельности (страховая, инвестиционная, агентская), что, как следствие, во многом влияет на порядок признания события страховым случаем и возможность осуществления страховой выплаты;

- для страхователя: возможность отнесения затрат страхователя по уплате страховых премий на себестоимость товаров (работ, услуг), а также, что не менее важно, порядок учета и налогообложения дохода, полученного в результате выплаты страхового возмещения.

Иные кодексы опосредованно связаны со страхованием, но имеют большое значение в вопросе формализации страхового интереса и обстоятельств наступления страхового случая, регулирования отношений субъектов страхового рынка:

- Гражданский кодекс РФ (кроме главы 48);

- Уголовный кодекс РФ;

- Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

- Кодекс РФ об административных правонарушениях;

- Арбитражно-процессуальный кодекс РФ;

- иные кодексы.

На уровне Федеральной службы страхового надзора осуществляется допуск субъектов страхового дела на рынок страхования посредством выдачи лицензии на осуществление страхования, страховой брокерской деятельности или определенного вида страхования. Также ФССН осуществляет контроль за исполнением страхового законодательства и применяет санкции к субъектам страхового дела, не соблюдающим требования страхового законодательства.

В этих целях издаются приказы ФССН, касающиеся организации лицензирования страховой деятельности:

- приказ о выдаче лицензии на осуществление страхования;

- приказ о выдаче лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности;


- приказ о выдаче лицензии на осуществление дополнительного вида страхования;

- приказ о выдаче временной лицензии на осуществление дополнительного вида страхования;

- приказ о приостановлении действия лицензии на осуществление страхования;

- приказ об отзыве лицензии на осуществление страхования;

- приказ о приостановлении лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности;

- приказ об ограничении действия лицензии на осуществление страхования;

- приказ о прекращении действия лицензии на осуществление страхования.

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой систему общественных отношений, складывающихся в процессе формирования и реализации соответствующих норм, правил хозяйственной деятельности.

Государственное регулирование – это определенный механизм, представленный системой методов, форм и экономических инструментов регулирования, применяемых в целях обеспечения эффективного функционирования субъектов страхового дела. Механизм государственного регулирования не может быть универсальными для всех национальных страховых систем, поскольку все страны различаются своими объективными и субъективными условиями, определяющими содержание и приоритеты государственной политики. Однако существуют некоторые общие подходы страхового регулирования, лежащие в основе многих международных интеграционных структур.

Государственное регулирование позволяет формировать адекватную институциональную базу страховой отрасли, определяющую ее организационную структуру.

В настоящее время в РФ сформирована национальная модель регулирования страховой деятельности, правовую основу которой составляет национальное страховое законодательство, регулирующее статус и деятельность субъектов страховых отношений.

Модель государственного регулирования страховой деятельности представляет собой схему взаимодействия и соотношения субъектов страховых отношений, функции которых и отношения между которыми структурируются определенными правилами и нормами.

Основными исполнительными органами, осуществляющими непосредственное регулирование страховой деятельности, являются Правительство РФ, в том числе министерства и ведомства, в полномочия которых входят контроль и надзор за деятельностью субъектов страховых отношений. К ним относятся Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральная налоговая служба РФ и органы надзора. Деятельность регулирующих государственных структур основана на соответствующих законодательных нормах, определяющих их полномочия и ответственность.


Государственное регулирование страховой деятельности реализуется посредством целенаправленного использования определенных форм и методов. Методы государственного регулирования могут быть прямыми и косвенными.

Форма государственного регулирования страховой деятельности представляет собой систематизированную совокупность инструментов, объединенных по известному признаку.

Анализ практики государственного регулирования страховой деятельности позволяет систематизировать формы регулирования. Обладая самостоятельностью, каждая форма основана на использовании определенных инструментов, посредством которых и достигается комплексность формы государственного регулирования.

Деятельность субъектов страхового дела подвержена регулированию со стороны государства. Государственный надзор – это старейший институт защиты прав потребителей страховой услуги. Государство, осуществляя регулирование страховой деятельности, создает условия для соблюдения субъектами страхового дела страхового законодательства, предупреждает и пресекает его нарушения. Государство осуществляет регулирование страховой деятельности для обеспечения соблюдения субъектами страхового дела страхового законодательства, предупреждает и пресекает его нарушения.

Страховой надзор представляет собой систему нормативных требований, предъявляемых к деятельности субъектов страхового дела, контроля за их соблюдением и применения санкций.

Для выполнения целей перед органами страхового надзора ставятся следующие задачи:

- обеспечение условий для осуществления государственного регулирования страховой деятельности;

- создание предпосылок для эффективного развития страхового рынка;

- создание оптимизации распределения ресурсов.

Для решения поставленных задач органы страхового надзора наделяются следующими функциями:

- лицензирование деятельности субъектов страхового дела;

- ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела;

- контроль за соблюдением требований страхового законодательства;

- контроль за финансовым состоянием страховщиков, обеспечением финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;

- контроль за соблюдением страховыми организациями требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;


- выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов;

- организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решения и направление заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок;

- обобщение практики страховой деятельности, разработка предложений по совершенствованию законодательства.

3. О функциях социального страхования

Функции социального страхования в России заключаются в обеспечении финансовой помощи всем нуждающимся слоям населения, которые являются застрахованными лицами. Фонд соцстраха постоянно проводит мероприятия, направленные: на поддержание социальной и экономической стабильности; на рост благосостояния российских граждан; на развитие социальной отрасли; на предотвращение стихийных бедствий; на улучшение демографической ситуации в стране (социальное страхование оказывает непосредственное влияние на рост рождаемости в государстве, стимулируя молодые семьи довольно существенной материальной помощью); на решение проблемы сиротства (фондом социального страхования оказывается материальная помощь приёмным родителям на каждого усыновлённого ребёнка); на обеспечение рабочими местами всех трудоспособных граждан, которые по тем, либо иным причинам не состоят в трудовых отношениях; на сохранение общественных ценностей и т. д. Соцстрах формирует специальный фонд денежных средств, который регулярно пополняется как за счёт добровольных взносов, так и обязательных страховых сборов. В его функции входит обязанность предупреждать возникновение страховых случаев, которые влекут за собой любой материальный ущерб для всех участников страховых отношений. Благодаря социальному страхованию жители Российской Федерации получили возможность реализовать своё конституционное право на финансовое обеспечение в следующих случаях: при болезни, которая стала причиной временной потери трудоспособности; при наступлении старости; при частичной или полной потери трудоспособности в связи с инвалидностью; при беременности; при потере кормильца; при потере работы, которая являлась основным источником дохода и т. д.

Защитная функция социального страхования позволяет застрахованным лицам получить необходимую материальную поддержку при потере рабочего места, которое является для них основным источником дохода. Фонд соцстраха окажет необходимую финансовую поддержку и в тех случаях, когда у трудящихся граждан возникнут непредвиденные расходы, которые не вписываются в рамки их привычного бюджета.