Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (изучение особенностей МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Длительное время Соединенные Штаты были государством, во многом характеризующей политику МВФ, сообща с Западной Европой. Но в в последнее время стал возрастать авторитет Китая, азиатских и африканских государств (по количеству квот).

Относительно отношений Рф с МВФ, то они разноплановы. Еще бы, вступление Росси в МВФ содействовало ускорению ее интеграции в крупную экономику и крупную денежную систему. Очередным актуальным полезным моментом роли РФ в МВФ возможно считать облегчение трудности реструктуризации внешней задолженности (сначала перед Парижским и Английским клубами кредиторов) [6].

Политика двойных стандартов

Как бы странно это не выглядело, но Россия также является членом МВФ с 1992 года. Многие ругают эту организацию, за руку Америки. Ведь именно она имеет право накладывать вето при выдаче какой-либо стране помощи.

Страны-участницы, имеющие свое веское слово, относительно малы, в отличие от Америки. Она имеет преимущественное право в 17%, когда страны Европейского союза имеют 30%, а вот Россия имеет одну из самых маленьких всего около 3%. Что, маловато для принятия решения в свою пользу, но есть шанс влиять на мировую экономическую ситуацию в целом.

Совет управляющих имеет веское и ключевое слово в валютном фонде. Как правило, это высокопоставленные люди в государстве представляют свою страну в этой организации. Раз в год проводится выборы по управляющему фондом, собрания и советы по различным вопросам, и собираются конференции [6].

Исполнительный совет состоит из 24 стран участниц, таких как Россия, Америка, Япония, Франция, Германия, Китай, Саудовская Аравия.

Каждая страна, находящаяся в этой организации, вносит процент для формирования общего валютного резерва фонда. Это примерно от 25–75% от квоты. Довольно-таки неплохой «вариант» для кого-то.

Решение основных вопросов, принимается голосованием и «большинством» голосов.

Во время Югославских военных действий МВФ выделивший стране денежную помощь просто ушли в руки сепаратистов и ополченцев, приведя страну к еще большей разрухе. Выделенные денежные средства не помогли урегулировать внутренние проблемы, что привело к окончательной разрухе страны.

Еще одной такой рухнувшей страной стала Мексика. В связи с, упавшими ценами на нефть в 80-е годы страну просто «купила» Америка, когда безработица достигла небывалых масштабов в 40%. Взятые деньги у валютного фонда не смогли урегулировать страну, а все доходы уходили на выплату процентов по внешним долгам.


Международная валютная организация не выдает деньги на простых условиях ни когда и ни кому. Обязательно есть подводные камни. В одних странах она требует уменьшения сельского хозяйства, в других же приватизации земель или важных инфраструктур, тем самым подводя страну к разрухе и «скупая ее».

Ярким примером на данный момент служит Украина, ей выделяют колоссальные денежные «займы» для урегулирования проблем, но здесь не все так просто как кажется. Страна тесно связана с другой страной, которая имеет весь в валютном фонде, а, следовательно, она не сможет самостоятельно выплатить долги внешние. Брать или нет деньги у такого игрока, дело каждой страны, но ведь большинство надеется на урегулирование своих внутренних проблем. Давно известно, что фонд тесно играет с политикой в принципе, а за каждым его действием, связанным с деньгами, есть политические выгоды и решения. Как любой сосед, что обладает крупными деньгами, не упустит шанс нажиться на вашей проблеме, связанной с деньгами, так и фонд не поведет руками ради кого-то просто так. Многие путают МВФ и Всемирный банк, хотя по сути это одно и то же, но отличие в том, что Банк просто выполняет роль денежного мешка, а вот фонд старается всячески сунуть свою руку поглубже в дела страны.

Есть и положительный момент, ведь выделенные деньги можно с умом регулировать так, чтобы выправить внутренние разногласия, тем самым помочь себе. Но, помнить «что за вами есть незримая рука» других стран.

2. Характер взаимоотношений России с МВФ

2.1. Международный Валютный Фонд

Международный валютный фонд выступает в качестве международной валютно-финансовой Организации в качестве специализированного органа Организации Объединенных Наций.

МВФ – это организация 184 стран, которая работает на то, чтобы ускорить мировое монетарное взаимодействие и обеспечить монетарную стабильность, продвинуть международную торговлю и оказать содействие высокой степени занятости и стабильному экономическому росту и снизить нищету.

Оценить роль Фонда в системе международных отношений можно неоднозначно. Многие ученые и политики постоянно спорят по данному вопросу [3].


Деятельность Фонда часто сопровождается крупными финансовыми и политическими скандалами, а значит, учитывая прошлый опыт, цели и задачи Фонда постоянно менялись. На сегодняшний день они находятся на стадии переосмысления и реформирования [4].

Действия МВФ часто критикуют различные политики и ученые. Причин множество, однако, чаще всего напоминают о проамериканском характере действий МВФ, а также о неэффективности его рекомендаций для того, чтобы выйти из кризисных ситуаций.

За счет членства в МВФ на Россию наложены были определенные обязательства, связанные с выполнением требований, которые были зафиксированы в Статьях соглашения МВФ. При этом интеграция национальной экономики в мировое хозяйство потребовала четкого соблюдения правил, осуществляющих регулирование международных валютно-финансовых отношений.

В качестве основной обязанности государства, являющегося членом МВФ, выступает устранение существующих валютных ограничений, поддержки конвертируемости национальной валюты в сфере международных валютных операций. Однако, введение конвертации валют не выступает в качестве предварительного условия для того, чтобы государство стало членом Фонда.

За счет членства в МВФ на Россию наложены были определенные обязательства, связанные с выполнением требований, которые были зафиксированы в Статьях соглашения МВФ. При этом интеграция национальной экономики в мировое хозяйство потребовала четкого соблюдения правил, осуществляющих регулирование международных валютно-финансовых отношений [4].

В качестве основной обязанности государства, являющегося членом МВФ, выступает устранение существующих валютных ограничений, поддержки конвертируемости национальной валюты в сфере международных валютных операций. Однако, введение конвертации валют не выступает в качестве предварительного условия для того, чтобы государство стало членом Фонда [4].

Статьей XIV вновь принятым государствам дозволено на протяжении «переходного периода» сохранить и установить определенные валютные ограничения.

Кроме того, страны-участницы не имели права на использование множественности валютных курсов. На основании данного требования, Россией был остановлен четкий курс рубля относительно доллара и иных иностранных валют (с июля 1992 года).

Важным условием выступало то, что рублевый курс не был привязан конкретной западной валюте. Кроме того, к плавающему, его тоже нельзя отнести, ведь складывается такой курс под влиянием соотношения предложения и спроса на биржах валют. Преимущественно, на ММВБ и на внебиржевом межбанковском рынке.


Официальный курс рубля к доллару на тот момент определял ЦБ РФ на основании итогов межбанковского фиксинга на торгах ММВБ. Данный курс был применен для того, чтобы определять размер таможенных пошлин и платежей, определять особенности бухгалтерского учета валютных средств в банковских балансах, а также с целью составления статистической отчетности [4].

В качестве еще одного важного условия членства нашей страны в МВФ выступает установка их информационной открытости. Государство –участник должно регулярно предоставлять для Фонда данные статистике по таким отраслям, как экономика, платежный баланс, золотовалютные резервы и пр. Кроме того, на Россию возложена обязанность по приему представителей МВФ для того, чтобы на месте изучать состояние хозяйственного механизма и характере политики макроэкономики.

Относительно получения кредитов Россией, следует отметить их обусловленность исполнением определенных политико-экономических условий, содержащихся в программах для макроэкономической стабилизации и структурных преобразований, разрабатываемых совместно с Фондом [4].

Причем, МВФ удается каждый раз добиться последовательного и неукоснительного соблюдения этих условий. В силу того, что кредиты, выданные МВФ часто выступают в качестве составной части международных пакетов финансовой помощи, то МВФ за счет формулирования собственных требований относительно этих стран, почти не выступает в виде проводника западной политики.

На 31 января 2014 года состояние российской квоты в МВФ - 5,945 миллиона СДР (специальные права заимствования).

С того момента, как РФ стала сотрудничать с МВФ, сотрудничество реализовывалось согласно регулярным программам, которыми были определены программы по оказанию финансовой помощи, наряду с определением обязательств РФ относительно проведения определенной макроэкономической политики.

Начиная с 1992 года, России пришлось воспользоваться кредитами ВМФ на сумму, равную примерно 22 миллиардам долларов.

Тем не менее, начиная с 2000 года, страна ни разу больше не обращалась за помощью к ВМФ, сократив к 2004 году общую задолженность до 5,1 миллиарда долларов. В 2005 году Россией в полном объеме были выплачены все задолженности. Таким образом, стране удалось полностью погасить имеющиеся перед данной организацией обязательства [4].


2.2.Валютный курс и валютные операции в России и в мире

Сам по себе термин «валюта» используется в трояком понимании:

  1. Валюта выступает в качестве денежной единицы определенного государства,
  2. Валюта выступает в качестве иностранных денежных средств и расчетными единицами,
  3. Валюта выступает международными расчетными единицами по типу «доллар», «евро» и пр.

В силу того, что основная задача мировой валютной системы заключается в том, чтобы оказывать содействие развитию международной торговли, то любая национальная валюта будет обладать внутренней и внешней обратимостью. Иными словами, речь идет о существовании возможности конвертировать в валюты других стран.

Конвертируемость помогает определить, насколько ликвидной является валюта на международных финансовых рынках. Так, конвертируемость валюты будет характеризовать показатель качества валюты. В зависимости от того, как конвертируется валюта, выделяют три класса валют:

  1. Свободно-конвертируемая валюта (СКВ),
  2. Частично конвертируемая валюта (ЧКВ),
  3. Неконвертируемая (замкнутая) валюта (НКВ).

На рисунке 2 отражены существующие виды конвертируемости валют:

Рисунок 2 - Виды конвертируемости валют [3]

За счет того, что активно развиваются внешнеэкономические отношения, необходим инструмент, за счет которого субъекты, действующие на международном рынке, могут поддерживать тесные финансовые взаимосвязи. Таким инструментом будут выступать банковские операции, направленные на обмен иностранной валюты [3].

Валютная система - это форма организации отношений валютного рынка на национальном или международном уровне. На рисунке 3 отражены основные виды валютных систем.

Рисунок 3 - Виды валютных систем [3]

Рисунок 4 демонстрирует иерархию валютных систем:

Рисунок 4 - Иерархия валютных систем [3]

В качестве основного элемента в системе банковских операций с иностранной валютой будет выступать обменный валютный курс.

Валютный курс выступает в качестве цены денежной единицы одного государства, выраженной в денежной единице другого государства.

Валютный курс нужен для того, чтобы:

  1. Покупать и продавать валюту в связи с импортом и экспортом товаров или услуг,
  2. Сравнивать цены на мировых и национальных рынках, и сравнивать стоимостные показатели разных государств, которые выражаются в национальных и иностранных валютах,
  3. Предоставить кредиты и осуществить иные внешние операции.