Файл: Правовые основы организации нотариата (Правовые основы деятельности нотариата в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приняв на себя конституционное обязательство защищать права и свободы граждан, государство также берет на себя другое обязательство: создание адекватных механизмов. В полном объеме функцию этой защиты выполняли и выполняют нотариусы, удостоверяющие гражданские дела и контракты, удостоверяющие определенные факты и документы.[13]

Таким образом, Конституция Российской Федерации устанавливает основы и закономерности развития федеративного устройства законодательства о нотариате и нотариальном процессе. Характеризуя Конституцию как источник нотариального права, особое внимание следует уделить специальным правилам, касающимся нотариуса.

Одним из важнейших является принцип права на квалифицированную юридическую помощь. В настоящее время предоставление такой помощи вместе с адвокатами и лицами, уполномоченными определенным образом осуществлять этот вид деятельности, также поручено нотариусам, представляющим в этом случае нотариат как публично-правовой институт.

Выполнение нотариусом данной функции не ограничивается сообщением заинтересованным лицам информации о действующем законодательстве по конкретному вопросу, а включает в себя обязательное проведение правовой экспертизы всех условий сделки, выяснение обстоятельств дела, разъяснение участникам смысла, значения и правовых последствий сделки, проверку соответствия содержания сделки действительным намерениям сторон и требованиям законодательства, принадлежности прав на недвижимость, правоспособности юридического лица, полномочий сторон и их представителей, установление личности обратившихся за совершением нотариального действия, проверку дееспособности физических лиц.[14]

При подготовке проектов нотариальных документов нотариус должен убедиться, что в нем нет ошибок и не нарушены интересы участников процесса. В этом случае юридическая помощь, оказываемая нотариусом, не оформляется, так как в случае сомнений относительно соответствия сделки закону или истинным намерениям сторон, нотариус обязан отказаться от совершения нотариального действия или отложить (приостановить) его завершение.

Поэтому нотариальная реформа должна соответствовать развитию конституционного процесса. В свою очередь институт нотариата дает государству возможность реализовать во всей полноте свою конституционную обязанность по обеспечению и защите прав граждан.


ГЛАВА 2 НОТАРИАТ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РФ

2.1 Значение нотариата в государственных органах РФ

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность нотариусов, являются «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», которые были приняты 11 февраля 1993 г. и вступили в силу 11 марта 1993 г.

Их принятие было закономерным явлением в связи с зарождением имущественного оборота, объективной необходимостью защиты частной собственности, вовлечением в гражданский оборот недвижимости, земли и иного дорогостоящего имущества.

Основы пошли по пути учреждения свободного нотариата, т.е. ввели институт свободных нотариусов – независимых представителей государства.

Уникальность данного института, его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечить правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства.

Данные преимущества проявляются сейчас, когда государство испытывает трудности с финансированием правоохранительной и судебной системы. Введение института нотариусов, занимающихся частной практикой, является наиболее яркой и положительной чертой Основ законодательства о нотариате. Однако роль государственного нотариата не принижается. Тем не менее, полагается, что государственный постепенно отомрет.[15]

Структурно Основы о нотариате состоят из двух разделов:

1) Организационные основы деятельности нотариата;

2) Нотариальные действия и правила их совершения.

В первый раздел входят главы о правовом статусе нотариусов, об их правах и обязанностях, порядке учреждения, замещения и ликвидации должностей нотариусов, а также должностей стажера и помощника нотариуса; о финансовом обеспечении и контроле над деятельностью нотариусов и о нотариальных палатах как особых профессиональных объединениях нотариусов, занимающихся частной практикой.

Главы второго раздела посвящены определению круга нотариальных действий и правил их исполнения, а также применению нотариусами иностранных законов и международных договоров.

Тот факт, что нотариальный процесс как процедура, определенная законом для практики нотариальных действий, существует, очевиден как для практики нотариусов, так и для ученых.


Долгое время своеобразным «процессуальным кодексом» для нотариусов была Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, утвержденная приказом Министра юстиции РСФСР от 06 января 1987 года №01/16–01.

Данная инструкция достаточно подробно описывала общий порядок совершения нотариальных действий и правила совершения отдельных видов, но применительно к уже давно утратившему силу законодательству, и 26 апреля 1999 года приказом Министра юстиции №73 была признана утратившей силу.[16]

Таким образом, возникла ситуация, в результате которой, кроме Фондов, не было ни одного акта, регулирующего порядок нотариальных действий; однако его положения не являются исчерпывающими и требуют более подробных правил.

Поэтому Федеральная нотариальная палата Российской Федерации рекомендовала руководствоваться некоторыми положениями отмененной инструкции, поскольку это были единственные положения, регламентирующие порядок совершения нотариальными действиями нотариусов, а их отмена привела к увеличению количества лазеек в законе, касающихся порядка совершения нотариальных действий.

Из 195 положений инструкции ФНП рекомендовала придерживаться 88. Но позже, 15 марта 2000 года приказом Министра юстиции №91 были утверждены Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ.

Существует и ряд актов, утвержденных Министерством юстиции РФ и определяющих правовой статус лиц, желающих стать нотариусами:

1) Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса;

2) Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности.

Одним из важнейших законов, регулирующих порядок деятельности нотариусов, является Федеральный закон от 02.11.2004 №127-ФЗ (ред. от 29.11.2012) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

За совершение нотариальных действий нотариусы, занимающиеся частной практикой, взимают плату в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе.[17]


В других случаях тариф определяется соглашением между людьми, вступающими в контакт с нотариусом и нотариусом (статья 22 Основ нотариуса). Это правило защищает интересы нотариусов, занимающихся частной практикой, поскольку они самостоятельно принимают на себя ответственность, уплачивают налоги и другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды, не получая никакой поддержки от государства; следовательно, если вы будете взимать плату за все действия в соответствии с законом «О государственной службе», нотариус не сможет осуществлять свою деятельность чисто экономическим образом.

Необходимо сказать о законодательстве, касающемся нотариальной формы документов, например, определение обязательной нотариальной формы для некоторых видов документов.

Прежде всего, это Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый в 1994 году (с последующими изменениями). Авторы - разработчики гражданского кодекса сознательно пошли по пути сокращения количества сделок и документов, требующих обязательной нотариальной формы, что вряд ли можно считать положительным явлением Гражданского кодекса.

Гражданский кодекс содержит очень небольшой вид сделок, для которых требуется обязательная нотариальная форма:

- договор об ипотеке и залоговое соглашение (ст.339, 349);

- договоры ренты всех видов (гл.33);

- доверенности на совершение сделки, требующей нотариальной формы или выдаваемой в порядке передоверия (ст.185,187);

- завещание и свидетельство о праве на наследство (ст.1124, ст.1162), но любая сделка по желанию сторон может быть заключена в нотариальной форме.[18]

Что касается иных нормативных актов, содержащих операции, требующие нотариального удостоверения, - то это прежде всего, Семейный кодекс, в соответствии с которым для совершения сделки по распоряжению недвижимостью или сделки, требующей нотариального удостоверения, необходимо согласие супруга, удостоверенное нотариусом - ст.35; брачный договор - ст.41; соглашение об уплате алиментов - ст.100), закон «О простом и переводном векселе» (протест векселя), Кодекс торгового мореплавания РФ (морской протест), закон «Об ипотеке» (закладная, нотариальное удостоверение соглашения между должником, залогодателем и законным владельцем закладной, нотариально удостоверенная копия этого соглашения, нотариальное удостоверение уступки прав по договору об ипотеке, нотариально удостоверенное обязательство освободить заложенный дом или квартиру) и ряд других актов. Всего в законодательстве предусмотрено 27 сделок и документов, для которых требуется нотариальная форма.[19]


Следовало бы сказать и о законах, которые касаются нотариата лишь в части. Так, гл.37 (ст.310-312) Гражданско-Процессуального Кодекса РФ определяет порядок подачи жалобы на нотариальные действия или на отказ в их совершении.

Фактически данная глава Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет контроль судебной власти за законностью правоохранительной деятельности нотариусов, это связано с тем, что нотариус выполняет именно правоохранительную функцию. Этот контроль сопоставим с надзорными и контрольными функциями суда второй инстанции в гражданском судопроизводстве, что повышает ответственность нотариусов за предпринятые действия.

Наиболее строгой мерой ответственности для нотариусов, занимающихся частной практикой, являются санкции, предусмотренные ст. 202 УК РФ - «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами».

Термин «частный нотариус», используемый в Уголовном кодексе, является неправильным и фактически противоречит Основам нотариального законодательства. Этот термин более вероятен во внутренних перевозках, но не в законе. Кроме того, включение этого состава преступления в главу о преступлениях против интересов службы в коммерческих и других организациях (в части, касающейся нотариусов) также является незаконным, поскольку нотариальная деятельность не является предпринимательской (коммерческой), и нотариус не может выполнять какие-либо управленческие функции в коммерческой организации. - снова в соответствии с законом.

Злоупотребление властью понимается как использование полномочий кого-либо, противоречащих целям его деятельности, а также для получения выгод и преимуществ для себя или для других или для нанесения вреда другим лицам, если этот акт нанес существенный ущерб законным правам и интересам граждан или организации или интересы, защищенные законом, обществами и государствами; Наказание может быть применено в виде штрафа, лишения свободы или лишения свободы (до трех лет) с лишением права занимать определенные должности.

Что касается государственных нотариусов или должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих нотариальные действия, то они несут ответственность в соответствии с гл.30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» за злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, халатность и т.д.[20]