Файл: Индивидуальное предпринимательство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Речь идет об увеличении пороговых значений ущерба в статьях о налоговых преступлениях (ст. 199-199.1 УК РФ). Иными словами, чтобы попасть под уголовную ответственность нужно будет не заплатить налогов на большую сумму, чем сейчас.

В настоящий момент крупным размером по этим статьям признается сумма неуплаты более 2 млн руб. (в пределах трех финансовых лет подряд).

При этом она должна либо превышать 10% от суммы подлежащих уплате налогов, либо составлять более 6 млн руб. Особо крупный размер – неуплата свыше 10 млн руб. (в пределах трех финансовых лет подряд) и более 20% от суммы подлежащих уплате налогов или свыше 30 млн. руб.

Какими будут новые пороговые значения пока неизвестно. Насколько увеличатся пороговые значения, сейчас совместно решают Минфин России, Минэкономразвития России, Минюст России и правоохранительные ведомства.

Кроме того, рассматривается и вопрос о введении кратных штрафов в качестве наказания за совершение отдельных тяжких и особо тяжких преступлений (нарушение авторских и смежных прав, мошенничество, присвоение или растрата) и за преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ). Это даст возможность судам не приговаривать предпринимателей к лишению свободы, но при этом последним придется уплатить штраф в несколько раз превышающий сумму причиненного ущерба.

В 2011 году подобный подход уже был внедрен в статьях о коррупционных преступлениях (ст. 290, ст. 291 УК РФ). Конкретные решения по данным вопросам должны быть приняты Правительством РФ в первой половине 2015 года.[6]

В 2015 году малые и средние предприятия также получат полноценный доступ к закупкам субъектов естественных монополий, госкомпаний, госкорпораций и организаций с государственным участием, которые проводятся в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В отличие от заказов, размещаемых государственными и муниципальными органами, ранее соответствующие процедуры детально отрегулированы не были.

Теперь же этому посвящено отдельное постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"). Правда оно вступит в силу только с 1 июля 2015 года.

Годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства должен составлять не менее чем 18% годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, и не менее 10% по результатам закупок, участниками которых были только субъекты малого и среднего предпринимательства.


Если Правительство РФ будет придерживаться своей же собственной "дорожной карты" по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, то к 2018 году доля таких закупок будет увеличена с 18% до 25%.

Ранее планировалось, что с 1 января 2015 года будет упрощена процедура организации нового бизнеса – для этого предлагалось ввести патенты для самозанятых граждан. Одновременно с приобретением такого патента физическое лицо получает статус индивидуального предпринимателя, а после истечения срока действия патента – автоматически снимается с учета. Выдается патент на срок от одного до 12 месяцев.

Данная инициативы была выдвинута Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым совместно с общественными организациями малого и среднего предпринимательства и поддержана Правительством РФ. Она должна была компенсировать снижение количества индивидуальных предпринимателей, произошедшее в 2013 году из-за повышения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и вывести из тени лиц, занимающихся бизнесом нелегально.[7]

Положения о патентах для самозанятых были включены в подготовленный Минэкономразвития России правительственный законопроект о налоговых каникулах. Однако в ходе второго чтения 12 декабря в Госдуме они неожиданно для общественности были исключены из его текста.

Тем не менее, бизнес-сообщество полно решимости добиться введения патентов для самозанятых, а заодно устранить недостатки, которые присутствовали в первоначальном варианте законопроекта (в частности, добиться единого платежа за патент, который будет включать в себя также страховые взносы во внебюджетные фонды). Предложения по патентам планируется вынести на обсуждение Госсвета в марте текущего года.

Увеличение штрафов за несоблюдение санитарных правил и нарушение прав потребителей. В новый год малый и средний бизнес также войдет в условиях увеличенных штрафов за нарушение санитарных норм при оказании услуг общественного питания.

Согласно данным Росстата, микро- и малые предприятия составляют 75% от общего числа хозяйствующих субъектов, работающих в данной сфере деятельности. Штрафы теперь составят для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 5 тыс. до 10 тыс. руб, а для юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ранее было от 2 до 3 тыс. и от 20 до 30 тыс. соответственно). По-прежнему может применяться административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 436-ФЗ).[8]


При этом увеличение ответственности не сопровождается сокращением перечня обязательных требований. Применяться новые санкции, по крайней мере ближайший год, будут в рамках старой проблемной системы государственного контроля (надзора). Таким образом данный фактор в совокупности с другими негативными изменениями также усложнит жизнь малым предприятиям.

Кроме того, на данный момент на рассмотрение Госдумы внесен законопроект, предполагающий "драконовские" штрафы за различные нарушения законодательства о защите прав потребителей (ст. 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15 КоАП РФ).

Документ коснется подавляющего большинства малых и средних предприятий, так как по данным Минэкономразвития России, почти 40% из них заняты в торговле и еще 35% – в предоставлении услуг.

Размеры штрафов по большинству составов увеличиваются в 5-10 раз и достигают для индивидуальных предпринимателей 150 тыс. руб., а для юридических лиц – 300 тыс. руб. (за некоторые повторные нарушения – и вовсе 500 тыс. и 1 млн руб. соответственно).

В ближайшее время будет ужесточена уголовная ответственность за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности (ст. 159.4 УК РФ). КС РФ признал данную норму частично несоответствующей Конституции РФ, так как она предусматривает для бизнесменов существенно более мягкое наказание по сравнению с общим составом моменничества, предусмотренным ст. 159 УК РФ (Постановление КС РФ от 11 декабря 2014 г. № 32-П).

С одной стороны, по мнению КС РФ, конкретизация уголовной ответственности за мошенничество с учетом интересов предпринимателей сама по себе не противоречит Конституции РФ. Однако ст. 159.4 УК РФ, нарушая принцип равенства, позволяет назначать разное наказание за сходные акты мошенничества в особо крупном размере.

Так, мошенничество в особо крупном размере (ст. 159 УК РФ) считается тяжким преступлением, а аналогичное деяние в сфере предпринимательства (ст. 159.4 УК РФ) – преступлением средней тяжести. Осужденный предприниматель сможет раньше просить об условно-досрочном освобождении, добиваться снятия судимости и получает ряд других преференций с точки зрения УК РФ.[9]

2 Система индивидуального предпринимательства


2.1 Налогообложение индивидуальных предпринимателей

В 2015 году произошли разные изменения в начислении и уплате страховых взносов. Кроме того, были изменены сроки отчетности.

Рассмотрим подробнее, что именно изменилось.

Пенсионный фонд. Изменились сроки сдачи отчетности в Пенсионный фонд и ФСС России. С 1 января 2015 года, включая отчетность за предыдущий год, в Пенсионный фонд отчетность подается в следующие сроки:

Отчетность на бумажном носителе, как и раньше, подается до 15-го числа второго месяца, следующего за кварталом. То есть форма РСВ-1 ПФР подается до 16 февраля 2015 года включительно (15-е число выпадает на воскресенье), до 15 мая 2015 года, до 17 августа 2015 года (15 августа выпадает на субботу) и до 16 ноября 2015 года (15 ноября выпадает на воскресенье).

При этом изменены сроки сдачи отчетности в электронном виде. Их сдвинули на 5 дней, то есть отчетность в электронном виде необходимо подать до 20-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

Информация по взносам в ФФОМС подается в составе формы РСВ-1 ПФР, как и сведения о персонифицированном учете.

Кроме того, с 2015 года обязательно отчитываться в электронном виде должны работодатели, чья среднесписочная численность работников за предыдущий год составила 25 человек (ранее – 50 человек). То есть больше компаний будут отчитываться в электронном виде.

Фонд социального страхования. Отчетность в ФСС теперь также представляют в иные сроки, нежели ранее. Форма 4-ФСС РФ на бумажном носителе теперь подает до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, то есть 20 января 2015 года, 20 апреля 2015 года, 20 июля 2015 года и 20 октября 2015 года. Отчетность в электронном виде принимается до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.[10]

Так же, как и с формой РСВ-1 ПФР, отчет по форме 4-ФСС РФ в электронном виде должны подавать работодатели со среднесписочной численностью от 25 человек.

Изменения внесены Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 406-ФЗ и Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ

С 1 января 2015 года при уплате страховых взносов они больше не округляются до целых рублей. Взносы надо платить в рублях и копейках.

Изменились правила уплаты страховые взносы за иностранных работников, временно пребывающих на территории РФ.

В Пенсионный фонд взносы начисляются с выплат иностранным работникам по тарифу 22% независимо от срока трудового договора (ранее платить надо было лишь по договорам, со сроком, превышающим 6 месяцев). Как и раньше, освобождены от взносов выплаты высококвалифицированным иностранным работникам.


В ФСС России взносы на иностранных работников начисляются по тарифу 1,8%. Ранее они не начислялись вообще.

Выходные пособия при увольнении сотрудника, если пособие предусмотрено трудовым договором или расторжение трудового договора происходит по соглашению сторон, теперь не облагаются любыми взносами в пределах трехкратного среднего заработка сотрудника. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним – в пределах шестикратной среднемесячной оплаты труда. Изменения внесены Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ.

При переплате одних взносов в пределах одного внебюджетного фонда с 1 января 2015 года можно произвести зачет других взносов. Например, при переплате взносов на обязательное социальное страхование в ФСС России, их можно будет зачесть в счет взносов на травматизм.

Изменилась предельная база для начисления страховых взносов. С 1 января 2015 года она составляет:

- на обязательное пенсионное страхование в ПФР – 711 тыс. руб.;

- на обязательное социальное страхование в ФСС России – 670 тыс. руб.;

- на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – лимит отменен.

Заработная плата в пределах этой суммы в ПФР облагается по тарифу 22%, при достижении размера предельной базы для начисления – 10%.

В ФСС России в пределах 670 тыс. руб. зарплата облагается по тарифу 2,9%, при достижении лимита – не облагается.

В ФФОМС доходы облагаются по тарифу 51,1% независимо от заработной платы сотрудника.

Сами тарифы в 2015 года не изменились. Они, как и прежде, составляют 22% в ПФР, 2,9% в ФСС и 5,1% – в ФФОМС. Однако с 1 января 2015 года ряд льготных категорий плательщиков взносов утрачивают право на льготу. В частности, это СМИ, сельхозпроизводители, организации, применяющие труд инвалидов и ряд других.

Кроме основных, существуют еще дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными производствами.

Дополнительные тарифы применяются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 1 и 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с Федеральным законом №426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс). Оценку условий труда и аттестацию рабочих мест проводит комиссия из представителей организации работодателя не реже одного раза в 5 лет.[11]