Файл: Управление дебиторской задолженностью организаций индустрии гостеприимства.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью на предприятии
1.1. Понятие и виды дебиторской задолженности предприятия
1.2. Цели, задачи и методы управления дебиторской задолженностью предприятия
Глава 2. Оценка управления дебиторской задолженностью на предприятии ресторанного бизнеса ООО «Вега»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ дебиторской задолженности ООО «Вега»
2.3. Оценка вероятности безнадежных долгов и определение резерва по сомнительным долгам
2.4. Баланс дебиторской и кредиторской задолженности
Глава 3. Рекомендации по сокращению периода дебиторской задолженности в ООО «Вега»
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что дебиторская задолженность – неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой время платежа и момент перехода права собственности на товар не совпадают. Очевидно, что продажа товара и платеж за него – это две отдельные операции, которые не могут быть произведены одновременно, поэтому в любом случае имеет место дебиторская или кредиторская задолженность, в зависимости от конкретной ситуации.
В условиях рыночных отношений повышается ответственность и самостоятельность предприятий, в том числе в сфере гостеприимства, в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности расчетов с дебиторами. При этом необходима четкая организация всех расчетов с партнерами, а также постоянный контроль и анализ текущей задолженности. Динамика изменения дебиторской задолженности, ее состав, структура и качество оказывают непосредственное влияние на финансовое состояние предприятия.
Отмеченные обстоятельства определили выбор темы работы исследования и ее содержание.
Цель работы – дать оценку управления дебиторской задолженности и разработать рекомендации по повышению эффективности этого процесса на предприятии сферы гостеприимства - ООО «Вега».
Достижение этой цели потребовало решения следующих задач:
- исследовать значение управления дебиторской задолженностью для предприятия; рассмотреть элементы и методические вопросы управления дебиторской задолженностью;
- провести анализ дебиторской задолженности ООО «Вега»;
- дать оценку вероятности безнадежных долгов и определить резерв предприятия по сомнительным долгам; оценить баланс дебиторской и кредиторской задолженности;
- рассчитать и провести анализ коэффициентов инкассации на основе реестра старения дебиторской задолженности;
- составить прогноз поступления денежных средств;
- разработать рекомендации по сокращению периода оборота дебиторской задолженности в ООО «Вега» и оценить их экономическую эффективность.
Объект исследования – предприятие сферы гостеприимства ООО «Вега». ООО «Вега» работает в сфере ресторанного бизнеса.
Предмет исследования – дебиторская задолженность предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных, а также зарубежных экономистов по вопросам финансового менеджмента, финансового анализа. Наиболее существенное влияние на содержание выполненного исследования, выработку новых приемов и методов управления дебиторской задолженностью оказали работы современных экономистов-теоретиков и практиков в области управления и финансового анализа в условиях рыночной экономики (И. А. Бланка, В. Ю. Глебова, М. Н. Крейниной и др.). При написании работы использовалось также законодательство РФ.
При экономическом анализе применялись методы сравнения абсолютных и относительных величин, коэффициентный метод, графический метод.
Информационной базой работы явились данные финансовой отчетности ООО «Вега».
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью на предприятии
1.1. Понятие и виды дебиторской задолженности предприятия
Дебиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Она возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним.
Анализ трактовки понятия «дебиторская задолженность» в экономической литературе позволил выделить три основные группы исследователей данной категории, и, соответственно, сформировать три различных подхода к его пониманию.
Представители первой группы определяют дебиторскую задолженность как финансовое обязательство контрагентов по отношению к предприятию. Так, по мнению И. А. Бланка, под дебиторской задолженностью следует понимать сумму задолженности в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги, выданные авансы[1].
В. Ю. Глебов выражает мнение, что дебиторская задолженность – это сумма долгов, принадлежащих предприятию и свидетельствующих об изъятии средств из его оборота дебиторами – юридическими или физическими лицами, имеющими соответствующую финансовую задолженность по отношению к предприятию[2].
Т. К. Джалаев дает своё определение дебиторской задолженности следующим образом: текущая дебиторская задолженность за товары (работы, услуги) представляет собой сумму денежной и имущественной задолженности в пользу предприятия на определенную дату за предоставленный коммерческий и потребительский кредиты покупателям, а также авансирование поставщиков (предоплата), по которым у предприятия появляется имущественное право требования оплаты долга[3].
Таким образом, данная группа авторов ключевым фактором существования дебиторской задолженности видит наличие у предприятия задолженности контрагентов, возникшей в ходе осуществления с ними хозяйственных операций.
Вторая группа авторов при определении сущности дебиторской задолженности делает акцент на её принадлежности к оборотным активам. Так, по мнению Е. В. Дубровской и В. В. Смачила, под дебиторской задолженностью следует понимать оборотный актив предприятия, который возникает в его сбытовой деятельности и характеризуется взаимоотношениями с контрагентами по оплате стоимости полученного товара (работ, услуг)[4].
Подобным является мнение М. Н. Крейниной, которая даёт следующее определение дебиторской задолженности: это составная часть оборотного капитала, которая предусматривает определенные требования к физическим или юридическим лицам по оплате товаров, продукции, услуг[5].
Н. Н. Новикова определяет дебиторскую задолженность как элемент оборотного капитала, сумму долгов, принадлежащих предприятию от юридических или физических лиц[6]. Такой подход, на наш взгляд, является вполне обоснованным с экономической точки зрения.
Главная идея представителей третьей группы заключается в видении дебиторской задолженности как права требования от контрагентов поступления финансовых и нефинансовых активов. Так, Н. Ю. Зудина определяет понятие «дебиторская задолженность» как право требования организации на поступление финансовых и нефинансовых активов, которое возникает из обязательств юридических и физических лиц в ходе хозяйственной деятельности[7].
Е. В. Савченкова даёт следующее определение: дебиторская задолженность является особым видом активов, который определяет права предприятия на получение от контрагентов денежных средств[8], а, по мнению Л. Р. Пруса, дебиторская задолженность – это включенные в состав имущества предприятия его имущественные требования к другим лицам, которые являются должниками в правоотношениях, возникающих при различных обстоятельствах[9].
А. Ю. Комаха идентифицирует дебиторскую задолженность с беспроцентным займом контрагентам[10]. На наш взгляд, данное определение сужает понятие дебиторской задолженности к задолженности покупателей продукции и услуг предприятия и не учитывает срока погашения этой задолженности.
Такие представители западной научной школы, как Дж. К. Ван Хорн и Дж. М. Вахович определяют дебиторскую задолженность как денежные суммы, клиентов фирмы, которые приобрели у нее какие-либо продукты или услуги. По их мнению, дебиторская задолженность представляет собой часть оборотных активов, которую они называют также расчетами дебиторов (или расчетами к получению)[11]. А Юджин Ф. Бригхем и Майкл С. Эрхардт определяют дебиторскую задолженность как суммы, которые компании-потребители должны компании[12].
Таким образом, зарубежные ученые характеризуют дебиторскую задолженность как денежные средства, которые должны клиенты фирмы за полученную продукцию и услуги, а также как составную часть оборотных активов предприятия. На наш взгляд, дебиторская задолженность рассматривается ими в узком смысле как задолженность потребителей продукции и услуг без учета даты и сроков обязательств.
Проведение сравнительного анализа различных трактовок при характеристике сущности дебиторской задолженности в экономической литературе позволило сформировать три основных подхода к определению этого понятия. Согласно первому подходу дебиторская задолженность является суммой задолженности в пользу предприятия от юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги. Второй подход определяет дебиторскую задолженность как составную часть оборотного капитала предприятия. В соответствии с третьим дебиторская задолженность является правом требования предприятия денежных средств (или других активов) от его контрагентов.
Обобщение существующих подходов позволяет сделать вывод, что под дебиторской задолженностью следует понимать составной элемент оборотных активов предприятия, определенный на конкретную дату, характеризующий его право на получение денежных средств от контрагентов за хозяйственные операции в результате прошедших событий. Такая конкретизация исследуемого термина позволяет дополнить теоретико-методическую базу дебиторской задолженности на предприятии с целью усовершенствования подходов к её управлению.
1.2. Цели, задачи и методы управления дебиторской задолженностью предприятия
Вопрос управления дебиторской и кредиторской задолженностью требует тщательной проработки, поскольку, прежде всего, это вопрос финансовой устойчивости и, следовательно, безопасности бизнеса. Выделим основные проблемы, связанные с дебиторской задолженностью предприятия:
1. Потеря денежных средств.
Она обусловлена проблемой компаний-однодневок, получивших без каких-либо разумных оснований отсрочку платежа и не вернувших долг. Даже наличие решения суда не гарантирует бизнесу кредитора возврат своих денежных средств.
2. Потеря финансовой устойчивости компании.
Если дебиторская задолженность не погашается, компании нечем будет оплачивать имеющиеся у нее обязательные платежи (налоги, заработная плата персонала).
3. Низкая эффективность использования ресурсов компании.
Возвратом долгов, как правило, занимаются в компании многие сотрудники: менеджеры, юристы, директор. На это тратится время, которое можно было бы использовать более эффективно. Кроме того, стоит помнить и про судебные издержки при взыскании долгов, которые могут также составлять значительные суммы.
4. Потеря конкурентных преимуществ.
Любая дебиторская задолженность — это замороженные денежные средства (заемные или собственные). Собственные деньги можно вложить в бизнес и получать с этого доходы. За заемные деньги нужно платить проценты. В любом случае возникают дополнительные расходы, которые в микроэкономике называются альтернативными[13].
Основными целями управления дебиторской задолженностью являются:
- ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
- выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
- определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
- ускорение востребования долга;
- уменьшение бюджетных долгов;
- оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.
С целью оптимизации системы управления дебиторской задолженностью целесообразно использование алгоритмов, позволяющих структурировать и интегрировать процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля за состоянием дебиторской задолженности (рис. 1).
Первый блок (кредитная политика) предусматривает обоснованный выбор величины дебиторской задолженности, который проходит в пять этапов: выбор типа кредитной политики предприятия относительно покупателей продукции, формирования системы кредитных условий, определения возможной суммы оборотного капитала, направленного в дебиторскую задолженность, формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредитов, мониторинг сроков возвращения суммы долга[14].