Файл: Франчайзинг в системе российского гражданского права (Правовой статус субъекта франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вторым объектом рассмотрения для нас станет законодательство о франчайзинге, действующее в рамках Европейского союза (ЕС). На сегодняшний день в ЕС сложилась модель "совместного "наднационального" правового регулирования" [20]. Принятая модель характеризуется взаимодействием норм внутригосударственного права и "наднационального" права. 30 ноября 1988 г. Европейская комиссия ЕЭС издала Регламент N 4087/88, регулирующий отношения, вытекающие из договора франчайзинга. До этого времени никакого отдельного законодательства по вопросам франчайзинга не существовало. Решение суда ЕЭС по делу, затронувшему франчайзинговые отношения 1986 г., в котором было решено, что франчайзинг не ограничивает рыночную конкуренцию, послужило концептуальной основой будущего Регламента [21]. Данный Регламент действовал до 1999 г. На сегодняшний день действует новый Регламент N 2790/1999, который не внес существенных изменений в Регламент N 4087/88.

В Европе практически отсутствует внутреннее законодательство о договоре франчайзинга, лишь некоторые положения закреплены в различных нормативных правовых актах. Например, в Великобритании понятие "франчайзинг" определено в Законе "О финансовых услугах" 1986 г. [22] Под ним понимается такое соглашение сторон, при котором пользователь получает право на ведение бизнеса, от которого он получает доход, пользуясь предоставленными правами на интеллектуальную собственность (дизайн, торговая марка).

Единственным исключением из данного правила является Франция. В этой стране существует так называемый Закон Дубена, Закон от 31 декабря 1989 г. N 89-1008 "О развитии коммерческих и кустарных предприятий и улучшении экономических, правовых и социальных условий их функционирования". В нем закреплена обязанность предпродажного раскрытия информации, поскольку этот Закон копирует рассмотренное нами выше Постановление ФТК США.

Также в нем содержится определение франчайзинга. Франчайзинг по Закону Франции - это предоставление одной стороной договора франчайзинга в распоряжение другой торговой марки или имени, с требованием от последней соблюдения в своей предпринимательской деятельности "отношений эксклюзивного или почти эксклюзивного характера" [23].

В настоящее время единообразному использованию франчайзинга в Европе способствует принятый в 1972 г. Европейский кодекс этики франчайзинга [24].

Правовая модель, принятая в РФ, называется моделью "исключительного правового регулирования" [25], так как регулирование всех вопросов, касающихся договора коммерческой концессии, отнесено исключительно к ведению РФ, поскольку франчайзинговое законодательство включено в состав законодательства об интеллектуальной собственности и на основании п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации относится исключительно к ведению Российской Федерации.


Правовая модель, регулирующая отношения, возникающие из договора коммерческой концессии (франчайзинга), отличается рядом характерных признаков. На основании проведенного анализа можно отметить, что законодательная база по вопросам, касающимся договора франчайзинга, одна из самых проработанных в мире, несмотря на все недочеты. При ее разработке были допущены такие ошибки, которые не позволили франчайзингу развиваться в России в полной мере. Ученые и практики отмечают целый ряд таких проблем: от несоответствия названия главы 54 ГК РФ ее содержанию до предусмотренной ст. 1034 субсидиарной ответственности правообладателя по обязательствам пользователя. Явно прослеживается главное отличие российской модели от моделей мировых - закрытость франчайзинговых предложений; если в Европе и США существует множество норм (несмотря на всю непроработанность правовой системы), регулирующих именно преддоговорной обмен информацией, т.е. обязанность франчайзера (правообладателя) сообщить франчайзи (пользователю) всю достоверную информацию о своем бизнесе, о франчайзинговом опыте и так далее, тем самым создаются некие дополнительные гарантии для пользователя, то в РФ их просто нет.

Можно сделать вывод о том, что мировая законодательная база, касающаяся договора франчайзинга, неоднородна. Правовое регулирование договора франчайзинга (коммерческой концессии) создает определенные "правила игры" для контрагентов, однако проследить прямую тенденции к развитию или торможению франчайзинговых отношений от предусмотренных норм права, касающихся договора коммерческой концессии, в той или иной стране на сегодняшний день представляется невозможным.

Сравнительный анализ правовых моделей регулирования договора коммерческой концессии стран, где франчайзинговые отношения развиты лучше, чем в РФ, сформулировал несколько проблемных моментов для нашей правовой системы. Решение этих проблем даст возможность для развития договора коммерческой концессии как одного из главных инструментов для развития рыночных, торговых, предпринимательских отношений в Российской Федерации.

2. Правовой статус субъекта франчайзинга

В связи с широким применением франчайзинговых схем в условиях современной российской экономики правовое положение участников франчайзинга бизнес-формата представляет особый интерес. Сам франчайзинг, как нам представляется, следует рассматривать в качестве бизнес-модели (проекта), которая осуществляется его участниками с помощью комплекса взаимосвязанных правовых средств для достижения конкретного экономического результата. Правовое положение каждого участника определенного проекта франчайзинга раскрывается в содержании его субъективных прав и законных интересов, а достижение экономической цели участниками отношений франчайзинга осуществляется путем реализации ими своих субъективных прав и законных интересов.


По мнению Ю.С. Гамбарова, правовая наука рассматривает субъективное право как признанный и обеспеченный нормой права и возникающий в правоотношении круг возможностей вести себя определенным образом [6].

Как справедливо отмечает Е.В. Вавилин, субъективное право с момента своего возникновения (изначально) находится в состоянии исключительно своей реализации, т.е. в постоянном изменении (динамике) по объему правомочий, сроку реализации и т.д. не только в измерении, установлении "внутреннего" своего состояния, но и по отношению к внешним условиям фактической и правовой действительности [5].

По мнению Д.И. Горшунова, правовая доктрина закрепляет за субъективным правом свойство его принадлежности конкретному лицу, поскольку "юридические отношения называются правом в субъективном смысле, потому что право и обязанность составляют принадлежность субъекта. Без субъекта они существовать не могут" [7].

Между тем в отношении определения понятия "возможность осуществления субъективного права" среди правоведов существуют определенные разночтения. В частности, например, А.В. Власов для раскрытия понятия использует такие выражения, как "разрешенное поведение", "допустимое поведение" [4]. Н.И. Матузов применяет выражение "дозволенное поведение" [5]. М.А. Викут использует выражения "юридическая возможность действовать", "гарантированная законодательством возможность действовать" [6]. В правовой литературе для раскрытия понятия "возможность осуществления субъективного права" встречаются также такие выражения, как "правомерное поведение" [7] и "готовая к немедленному осуществлению возможность действовать" [8].

На наш взгляд, для правильного понимания правового положения участников отношений франчайзинга необходимо учитывать, что указанные отношения развиваются как в публично-правовой, так и в гражданско-правовой сферах. С учетом этого необходимо отметить, что и субъективные права участников указанных отношений также будут реализовываться как в публично-правовой, так и в гражданско-правовой плоскостях.

Субъективное право в гражданских правоотношениях - это вид и мера возможного поведения управомоченного лица. Данная направленность объясняется юридическим равенством участников регулируемых отношений, преобладанием в их деятельности правовой инициативы и самостоятельности, правонаделением и доминированием диспозитивных правовых предписаний. В этом случае дозволено все то, что не запрещено законом. Участники гражданских правоотношений в законодательно очерченных рамках возможного поведения самостоятельно устанавливают варианты различных общественных отношений, изменяя известные типы правоотношений и создавая новые [9].


Таким образом, субъективные права участников отношений франчайзинга целесообразно раскрывать применительно как к публично-правовой, так и гражданско-правовой принадлежности. Понятие и содержание конкретного субъективного права участника отношений франчайзинга должно быть адекватно отраслевому характеру регулируемых общественных отношений.

Важно также определить соотношение категорий "субъективное право" и "законный интерес" (или "охраняемый законом интерес"). А.В. Малько отмечает, что данные правовые термины очень близки по содержанию, функциям, целевой направленности. Однако субъективное право и законный интерес не тождественны друг другу, поскольку это "различные правовые дозволенности" [10]. Законный интерес есть простая правовая дозволенность, имеющая характер стремления, в которой отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц и которая не обеспечена конкретной юридической обязанностью, что и отграничивает законные интересы от субъективных прав.

Соотношение между возможным поведением, составляющим содержание субъективного права, и поведением, составляющим выражение осуществления права, представляется в первую очередь как соотношение между потенциальной возможностью и действительностью [11]. В свое время В.А. Тархов указывал, что "осуществление субъективных прав и исполнение обязанностей - это проведение их в жизнь путем превращения в действительность возможности и необходимости определенного поведения сторон правоотношения" [12].

Традиционно в правовой науке понятие "осуществление гражданских прав" определяется как реализация предусмотренных законом или договором возможностей использовать свое право по своему усмотрению [13]. В соответствии с п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, т.е. своей волей и в своем интересе (или в интересах третьих лиц).

Для правоотношений, возникающих в рамках реализации франчайзинга как бизнес-модели (проекта), характерен специальный состав лиц, участвующих в указанных отношениях и реализующих свои субъективные права и законные интересы. При этом можно выделить группу лиц, непосредственно участвующих в таких отношениях (основные участники), и лиц, так или иначе влияющих на возникновение, осуществление и прекращение отношений франчайзинга (факультативные участники).


Предлагается к основным участникам относить лиц, обладающих соответствующим правовым статусом и без которых возникновение, изменение и прекращение отношений франчайзинга невозможно.

Среди основных участников прежде всего необходимо выделить франчайзера как лицо, создавшее определенную модель бизнеса под своей торговой маркой и преследующее цель расширения своего присутствия на рынке путем вовлечения в эту модель других участников-франчайзи.

Именно франчайзер определяет правила и стандарты ведения бизнеса, определяет регионы (территории), на которых его бизнес будет присутствовать, определяет критерии отбора франчайзи, а также осуществляет контроль за выполнением франчайзи стандартов ведения бизнеса, принятых у франчайзера.

Кроме того, именно франчайзер несет основную инвестиционную нагрузку на первом этапе развития своей бизнес-модели на новой территории. Таким образом, по смыслу данной модели ведения бизнеса франчайзер должен быть крупной компанией с узнаваемым брендом, своей отработанной технологией и стандартами ведения бизнеса, многократно опробованными в деле, обладающей определенными инвестиционными ресурсами для "раскрутки" нового бизнеса на новой территории под своей маркой.

При этом "крупность" компании-франчайзера, "раскрученность" и "узнаваемость" ее бренда (коммерческого обозначения) и создают фактические предпосылки для привлечения потенциальных франчайзи для работы под такой торговой маркой.

Вместе с тем именно "крупность" франчайзера обусловливает возможность дискриминации франчайзи и необоснованный отказ в допуске его к ведению бизнеса под маркой франчайзера. Для устранения возможности дискриминации франчайзи и выработки стандартов поведения франчайзеров применяется законодательно установленная в развитых странах обязанность франчайзера заключать договоры с любым франчайзи, который к нему обратился и который отвечает определенным, заранее известным критериям, установленным франчайзером. Кроме того, вырабатываются и принимаются определенные кодексы этического поведения франчайзеров, входящих в саморегулируемые организации.

Таким образом, франчайзер должен, по общему правилу, иметь статус крупной коммерческой организации с узнаваемым брендом, однако российское законодательство допускает в качестве франчайзеров и индивидуальных предпринимателей.

Поскольку в рамках реализации франчайзинга, как определенного бизнес-проекта, франчайзер передает не только комплекс исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, но и определенное оборудование для реализации технологии и стандартов бизнеса, то, следовательно, он может выступать в качестве правообладателя, поставщика, лицензиара и лизингодателя. При этом в целях упрощения ведения бухгалтерского учета целесообразно передавать материальные и нематериальные активы по разным договорам.