Файл: Анализ стратегии ценовой дискриминации в банковской отрасли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • установление разных цен на некоторые партии товаров,
  • индивидуальный подход по назначению цены только для некоторых групп покупателей и прочее.

Так было принято различать следующие типы дискриминации по цене:

  • Совершенная дискриминация по цене будет иметь место тогда, когда компании удается назначить цены таким образом, чтобы весь излишек потребителя данного рынка перешел к компании. Это можно достичь, тогда, когда покупатель может заплатить максимальную цену за товар, которую он согласен заплатить.
  • «Компания-продавец хотела бы, назначать разные цены для всех своих потребителей. Это будет вытекать из самой функции спроса, которая описывает разную покупательскую платежеспособность и, как следствие, их различную готовность по цене».

Если мы будет рассматривать разную готовность каждого потребителя платить за товар и у него не будет желания и возможности перепродавать данных товар другим потребителям, то мы будем говорить о дискриминации по цене первого рода, или совершенной, то есть абсолютной ценовой дискриминации. Стоит отметить, что данная модель ценовой дискриминации не возможна и является моделью, так как невозможно найти товар, за который каждый потребитель будет назначать разную цену.

Рассмотрим выгоды компании от этого. Нет сомнений, что если разделение на потребителя не потребует существенного количества дополнительных затрат, то конечно выгодно, так как прибыль производителя или продавца будет существенно увеличиваться. Дополнительные прибыли от единицы продукции будут равняться разности между предельным доходом и предельными издержками.

Если рассматривать предельный доход, который будет получен от единицы продукции, которая продана первая, то он самый высокий, а предельные издержки, соответственно, будут самыми низкими. После каждой дополнительной проданной единицы продукции предельный доход будет снижаться, а предельные издержки, наоборот будут возрастать. При этом установленная цена P*, показывает, что совокупный объем производства компании будет равняться Q*, при этом предельный доход MR равняется MC (предельные издержки). Совокупная прибыль компании в таком случае равняется сумме прибыли от каждой проданной единицы товара дополнительно. Такую ситуацию мы можем наблюдать на графике (рис. 2). Это будет показано с помощью площадей между кривыми предельных издержек и предельного дохода.[7]


Рис. 2. Ценовая дискриминация первого рода [8]

На рисунке 2 наглядно изображена ситуация, совершенной ценовой дискриминации, когда каждому из покупателей назначается именно та цену, которую потребитель готов заплатить. Соответственно, график кривой предельного дохода перестал играть роль в выборе компанией объема производства продукции. Теперь прирост доходов от каждой проданной дополнительной продукции просто будет равняться цене, которая оплачена за единицу данного товара. Следовательно, он будет определяться при помощи графика кривой спроса.

Дискриминация по цене не будет оказывать влияние на структуру издержек компании. Стоит отметить, что издержки компании представлены, как и раньше, с помощью графика кривой предельных издержек.

Прибыль от реализации и производства каждой дополнительной единицы продукции равняется разнице между ценой, которая определяется спросом на товар, и предельными издержками.

До тех пор, цена выше предельных издержек, компания занимается расширением производства продукции, пока не достигнет объема Qc. Совокупная прибыль будет соответствовать площади, которая получается между кривыми предельных издержек и спроса. Если внимательно посмотреть на рис. 2, то можно отметить, что она существенно увеличилась, а весь получившийся излишек потребителя будет присвоен компанией-продавцом. Дополнительные прибыли, которые будут получены от применения абсолютной дискриминации по цене, будут отображены в виде площади A, B, P max.

Как уже было описано ранее, что практического примера совершенной ценовой дискриминация нет. Разберем причины невозможно назначать для покупателя собственную цену. Данное возможно при условии, что рынок ограничен одним или небольшим количеством покупателей.

Компания, как правило, не знает и не может с точностью определить субъективную цену (субъективная цена – это справедливая цена по мнению покупателя) для каждого покупателя. Данные опросов могут дать только приблизительный и, очень части, заниженный ориентир.[9]

Схема 2 – Ценовая дискриминация 1-ого уровня[10]

Благодаря схеме 2 можно определить количество товара, которые способны продать производители благ по той или иной цене и рассчитать максимальное производство благ при заданном уровне прибыли.

Стоит отметить, что компании могут проводить на практике ценовую дискриминацию несовершенного плана, назначая различные цены на свою производимую продукцию, только в нескольких вариантах. Пример нам дают различные торги между продавцом и покупателем, когда от стартовой цены продавец может опустить планку по-разному, в зависимости от умения торга и конкретных условий покупки в данный момент. Примером дискриминации по цене может быть применение индивидуальных скидок при продаже дорогих товаров, а также индивидуальные льготы для студентов при оплате обучения. Так, возникает не огромное множество вариантов цены, а некий строго ограниченный ряд цены для продажи. Однако принципы получения прибыли для компании производители и продавца остаются без изменений.


2.2 Дискриминация 2 уровня

В данном разделе будем рассматривать второй вариант ценовой дискриминации – это ценовую дискриминацию, которая зависит от произведённых объемов продукции. Данный тип очень часто применим на практике. Так, например, разница цены при оптовых и розничных продажах. В случае, когда клиент приобретают определенный набор товаров. Если, упаковка пакетированного чая с количеством в 10 пакетиков выгоднее финансово, чем приобретение тех же 10 пакетов, но по одному.[11]

Данная дискриминация по цене предусматривает назначение различных цен товара при закупке разного количества данного товара. Как правило, чем большие объем закупки, тем дешевле она обходится потребителю за единицу произведенного товара. Классически пример дискриминации по цене второго уровня служит блочный тариф – это когда потребитель платит за первые единицы при потреблении товара. То есть первый блок будет обходиться немного дороже, чем приобретение последующих блоков. Является очевидным, что при такой схеме платежей цена за единицу товара будет ниже, чем объем покупок выше. На схеме 2 изображены возможности ценой дискриминации

Схема 3 - ценовая дискриминации с разбивкой на блоки[12]

На схеме 3 мы прекрасно видим блоки ценовой дискриминации, на сколько она возможна на разных сегментах потребителей.

Кроме уменьшения средней цены на товар с ростом объема закупки, особенностью дискриминации по цене второго уровня является самостоятельный выбор (self-selection) объема покупки у потребителей. На рисунке 3 рассмотрим особенности ценой дискриминации графически.

Рис. 3. Ценовая дискриминация второго типа[13]

Как показано на графике, цены на произведенную продукцию отличаются в зависимости от объема потребления, то есть блоков покупки на товар. При покупке потребителем каждого из блока товаров, на него назначается собственная цена. Так как увеличение объема сбыта сопровождается для производителя экономией на масштабах, то растет прибыль, а средние и предельные издержки уменьшаются.

Так, неоспоримым плюсом дискриминации по цене второго типа для производителей является самостоятельный выбор объемов покупки для потребителя. Это является важным по следующим:


  • компания не может знать в точно индивидуальную функцию спроса каждого потребителя, именно по этой причине она в общем случае не будет в состоянии присваивать всю прибыль,
  • компания не нуждается в механизме разделения двух групп потребители[14]

2.3 Ценовая дискриминация 3 типа

Следующий тип у дискриминации по цене – это третья степень дискриминации, которая предполагает, что разному лицу благо будет продано по разной цене, но единица блага, которая приобретается конкретным потребителем, будет оплачиваться им по одной цене. Если при дискриминации по цене первых двух степеней можно было предположить разделение благ на группы, то основа дискриминации по цене третьего уровня предполагает разделение покупателей на рынки или группы, где будут устанавливаться определенные цены при продаже продукции. Дискриминация по цене третьей степени предполагает, что, хотя монополисту известны предпочтения для группы потребителей, информации о том, какие предпочтения у конкретных покупателей, и как данные предпочтения распределены внутри группы, у производителя нет. Это будет обозначать, что производитель не сможет осуществлять дополнительно по покупателям на любом из рыночных сегментах ценовую дискриминацию ни второй, и, конечно же, ни первой степени. Поэтому на отдельно рассматриваемом сегменте производитель установит единую для потребителей из группы цену потребления. Отметим, что на рынках, которые обладают большей эластичностью спроса можно будет установить более низкую цену, а на рынках показателями эластичности меньшими цену можно установить выше[15]. Подробно данную особенность можно рассмотреть на рис 4. Обратим внимание, что на графике :

  • оба трафика имеют общую вертикальную ось.
  • МС постоянны.
  • На рынке компания-монополист, прибыль максимальна при равенстве MR = МС,
  • устанавлена более высокую цену (P1), по которой спрос на ее блага менее эластичен.

Рис. 4. Ценовая дискриминация третьей степени[16]

Дискриминация по цене очень часто применяется зарубежными компаниями. Часто она применяется ими достаточно регулярно, компании-монополисты систематизируют своих потребителей по их предпочтениям, возрасту, доходам, характеру работы, месту жительства и на основании полученных исследований продают блага на основании полученной градации.[17]


Рассмотрим, как проходит расчет оптимального объема выпуска продукции и цены в случае дискриминации по цене.

Предположим, что компания монополист работает на двух рынках, графики спроса для них будут описаны следующими выражениями

D1(p1) = 100—p1 (1)

D2(p2)=100—2p 2 .

Предельные издержки примем для компании монополиста равными 20 долл., они будут постоянными на единицу продукции. Если компания монополист сможет проводить дискриминацию по цене, то какую цену она запрашивает на каждом из рынков, чтобы максимизировать свои прибыли? Что будет, если компания не сможет применить дискриминацию по цене? Какую цену компании необходимо установить в этом случае?

Чтобы разрешить задачу на применение ценовой дискриминации, сначала необходимо вычислить обратные функции спроса:

P1(Y1) =100— Y1

P2 (Y2) =50—Y2 /2. (2)

Равенства предельного дохода и предельных издержек на каждом из указанных рынков даст два разных уравнения где:

100— 2Y= 20 (3)

50— Y2=20.

При решении этих уравнений, получим 

 =40 и  = 30 Подстановка полученных значений в обратные функции спроса дает цены  = 60 и  = 35.

Если компания монополист должна назначить одинаковую цену каждом из указанных рынках, то для этого необходимо рассчитать общий спрос:

D (P) =D1(P1)+D2(P2)= 200—3P (4)

Далее рассмотрим обратную кривую спроса, где есть

p (y ) = (5)

Далее из условия равенства предельных издержек предельному доходу получаем уравнение

Y=20 (6).

При решении данного уравнения получим y * = 70и p * = 43. (7)[18]

3. Ценовая дискриминация на примере банковского сектора

3.1. Современное состояние банковского сектора

Банковская система – это часть экономической системы страны. Это обозначает, что развитие и деятельность банков надо рассматривать во взаимосвязи с производством, потреблением и обращением нематериальных и материальных благ. Банки в своей деятельности встроены в механизм регулирования хозяйственной жизни, а также тесно взаимодействуют с налоговой, бюджетной системами, а также ценообразованием, с политикой доходов и цен, в условиях ВЭД.