Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях (Международные стандарты бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 2249

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В условиях постоянного изменения окружающей действительности, условий деятельности, правового поля, самой организации может возникнуть необходимость внесения изменений в учетную политику.

Законодательно это может производиться при следующих условиях:

1) изменении законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральных и отраслевых стандартов;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения».

Следует обратить внимание на то, что законодательными и нормативными документами формулируются лишь общие положения определенных разделов учетной политики, конкретные положения должны быть разработаны на каждом конкретном предприятии, в организации. [Колесник Н. Ф. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности для IPO (Первичное публичное размещение) / Н. Ф. Колесник, Е. А. Колесникова // Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (5). — С. 308].

Принятая организацией учетная политика должна быть оформлена соответствующей организационно-распорядительной документацией. Причем элементы, требующие детальной разработки, рационально разместить как приложения к конкретному приказу (распоряжению).

При формировании учетной политики выбираются способы ведения учета, соответствующие вышестоящим уровням законодательных и нормативных документов и наиболее подходящие данной организации. Важным разделом учетной политики является организация документооборота. [Гетьман В.Г. Резервы совершенствования бухгалтерского учета и отчетности коммерческих организаций в России // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 41. С. 22].

Для улучшения качества выполнения данного вида работ можно рекомендовать применение электронных документов и цифровых подписей. Организации, использующие электронный документооборот, ускоряют процесс оформления, печати, обработки, пересылки документов.

Электронный документооборот позволяет сократить издержки затрат на документацию, исключает риски, связанные с потерей документов, медленной доставкой, некорректным заполнением бумаг. Перспективно применение компьютерных технологий в бухгалтерском и налоговом учете. [Колесник Н. Ф. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности для IPO (Первичное публичное размещение) / Н. Ф. Колесник, Е. А. Колесникова // Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (5). — С. 308].


Совершенствованием учетной политики в организациях потребительской кооперации является выбор наиболее прогрессивной формы бухгалтерского учета – автоматизированной, с использованием специальных бухгалтерских программ, особенно адаптированных для её многоотраслевого характера деятельности. Это могут быть «1:С Предприятие 8.3», «АСТОР», «РАРУС» и т. д.

Следствием внедрения систем автоматического учета информации в организациях, на предприятиях становятся:

•значительное повышение производительности труда и снижение трудозатрат;

•снижение количества ошибок в документации, отчетах и т. д.;

•повышение эффективности и достоверности учета;

•удобство в обработке большого объема информации. [Гетьман В.Г. Резервы совершенствования бухгалтерского учета и отчетности коммерческих организаций в России // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 41. С. 22].

Данный способ обработки хозяйственных операций при ведении бухгалтерского учета окажет существенное влияние на организационную структуру субъекта хозяйствования, а также на процедуры и методы внутреннего контроля. Компьютерная технология характеризуется рядом особенностей, которые следует учитывать при оценке условий и процедур контроля. Все эти факторы нужно учесть при составлении учетной политики организаций.

Вывод

Система контроля за качеством представляемой финансовой информации и отчетности должна базироваться на внутренних, внешних и рыночных механизмах. В основе данных механизмов заложена качественная система корпоративного управления компаниями, подразумевающая: высокую самодисциплину при подготовке отчетности; рыночные силы, наказывающие компании за некачественную отчетность; институциональный надзор со стороны судебной системы и независимых аудиторских компаний.

Глава 2. Международные стандарты  бухгалтерского учета.


2.1. Тенденции развития российских стандартов бухгалтерского учета в контексте международных стандартов финансовой отчетности

Основная цель реформирования системы бухгалтерского учета в России сформулирована как приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. [Гетьман В.Г. Резервы совершенствования бухгалтерского учета и отчетности коммерческих организаций в России // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 41. С. 22].

Особое внимание уделено становлению нормативного регулирования бухгалтерского учета. Большая часть специалистов в области бухгалтерского учета, поддерживает четырехуровневую систему нормативных документов.

В области нормативного регулирования центральной задачей является разработка национальных стандартов (положений по бухгалтерскому учету – ПБУ). Для реализации этой задачи необходимо определение круга стандартов, необходимых к внедрению; обоснование последовательности их внедрения; определение этапов разработки положения (стандарта) и его структура.

Возможно применение системы критериев, определяющую последовательность разработки стандартов. В результате анализа каждого из объективных критериев, возможна следующая, последовательность внедрения стандартов. [Колесник Н. Ф. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности для IPO (Первичное публичное размещение) / Н. Ф. Колесник, Е. А. Колесникова // Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (5). — С. 308].

Заключительным этапом рассмотренного алгоритма, является разработка национальных стандартов – положений по бухгалтерскому учету.

В международной практике ведущая роль в этом процессе принадлежит Комитету по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). [Колесник Н. Ф. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности для IPO (Первичное публичное размещение) / Н. Ф. Колесник, Е. А. Колесникова // Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (5). — С. 308].

По аналогии с КМСФО в России была создана Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и отчетности.

Одним из недостатков действующей процедуры разработки ПБУ является вовлечение в этот процесс ограниченного круга специалистов, в области бухгалтерского учета, причем основная масса будущих пользователей (практикующих бухгалтеров и аудиторов) не только не имеет возможности вносить свои предложения и замечания на стадии разработки проекта стандарта, но зачастую и не знает о нем. [Василевич И.П., Уткин Ф.А. Вопросы трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО // Бухгалтерский учет. – 2003. C. 56].


В настоящее время согласно Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой от четности, утвержденной Постановлением № 283 от 6 марта 1998 г., разработка российских стандартов в соответствии с МСФО осуществляется в рамках действующего законодательства (т.е. сохраняется континентальная модель бухгалтерского учета), тогда как МСФО, формировавшиеся на основе англо-американской модели, предполагают использование принципа «приоритет экономического содержания над юридической формой».

Существующая система обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области финансового учета приводит к быстрому устареванию знаний выпускников вузов и курсов послевузовской подготовки в связи с постоянными изменениями российского законодательства по финансовому учету и отсутствием целостной системы российских стандартов. [Василевич И.П., Уткин Ф.А. Вопросы трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО // Бухгалтерский учет. – 2003. C. 56].

Поэтапное внедрение российских стандартов вынуждает организации вести постоянные затраты на обновление программных продуктов по мере того, как вводятся в действие новые стандарты.

В этой связи можно сделать вывод о целесообразности использования системного подхода в процессе реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности. Системность предполагает исследование объекта (в данном случае системы показателей хозяйственной деятельности) в тесной взаимосвязи с внешней средой, когда сначала устанавливаются общие принципы функционирования системы и лишь затем, на их основании создаются подсистемы. [Колесник Н. Ф. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности для IPO (Первичное публичное размещение) / Н. Ф. Колесник, Е. А. Колесникова // Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (5). — С. 308].

В качестве исходного допущения можно сказать о том, что систему финансового учета компаний, перешедших на МСФО или собирающихся применять данные стандарты, необходимо вывести за рамки национального законодательства. [Василевич И.П., Уткин Ф.А. Вопросы трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО // Бухгалтерский учет. – 2003. C. 56].

Цель реформы бухгалтерского учета и отчетности: повышение эффективности интеграции России в мировую экономику через переход общественно значимых организаций, компаний с котируемыми ценными бумагами и других заинтересованных хозяйствующих субъектов на Международные стандарты финансовой отчетности.


Особого внимания заслуживает положение, которое сложилось с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности в Российской Федерации. В последнем плане счетов, разработанном и утвержденном в централизованном порядке Министерством финансов, отдельных разделов счетов доходов и расходов не предусмотрено, для этого предназначены – счет 90 «Продажи» и счет 91 «Прочие доходы и расходы». [Колесник Н. Ф. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности для IPO (Первичное публичное размещение) / Н. Ф. Колесник, Е. А. Колесникова // Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (5). — С. 308].

Таким образом, российский План счетов носит консервативный характер и жестко регламентирован, так как, согласно Инструкции к плану счетов, без разрешения Минфина РФ на местах запрещается вводить новые Бухгалтерский, управленческий учет и аудит 11 синтетические счета.

Такое ограничение не способствует развитию демократизации и либерализации бухгалтерского учета. Помимо этого, введение нового плана счетов является чрезвычайно дорогим мероприятием для нашей страны, стоимость которого исчисляется примерно в три миллиарда рублей. [Богатая И.Н., Евстафьева Е.М. Исследование современных тенденций развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 25. С. 2].

В условиях, когда система финансового учета выводится за рамки национального законодательства и возрастает роль субъективного профессионального суждения при формировании финансовых показателей деятельности организаций, на первый план выходит проблема контроля за соблюдением стандартов финансовой отчетности.

Обеспечение контроля за соблюдением стандартов на микроуровне неразрывно связано с уровнем квалификации и добросовестностью бухгалтерской / аудиторской профессии.

Уровень квалификации влияет на вероятность появления непреднамеренной ошибки в отчетности, а добросовестность – на вероятность манипулирования данными финансового учета в интересах определенного круга лиц. В этой связи предлагается усилить контрольную функцию саморегулируемых объединений бухгалтеров и аудиторов. [Колесник Н. Ф. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности для IPO (Первичное публичное размещение) / Н. Ф. Колесник, Е. А. Колесникова // Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (5). — С. 308].