Файл: Теория человеческих потребностей Маслоу (Иерархия потребностей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Маслоу, Абрахам Харольд (1908-1970), основоположник и лидер гуманистического направления в послевоенной западной психологии, по праву считается одной из самых значительных и одной из самых интересных фигур в психологии двадцатого столетия.

А. Маслоу - один из основоположников гуманистической психологии. Он внёс значимый теоретический и практический вклад в основание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся объяснить любовь, творчество, альтруизм и прочие великие социальные, культурные и индивидуальные достижения человечества. Всю свою работу Маслоу объединял с проблематикой личного роста и развития, анализируя психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию. Он настаивает, что адекватная и жизнеспособная теория личности должна затрагивать как глубины так и высоты, которых каждый индивид способен достигнуть.

Понятия мотива и потребности, личностного роста и самоактуализации являются одними из культовых современной психологии.

Целью работы является изучение теории человеческих потребностей А. Маслоу.

1.Теория А. Маслоу

Согласно теории А. Маслоу, человеческие потребности имеют уровни от низших к высшим, и стремление к высшим потребностям возможно и возникает, только после удовлетворения потребностей низшего уровня, например: в еде и воде, безопасности и защищенности.

А. Маслоу определяет пять целей, которые он называет базовыми потребностями. Природа этих целей и потребностей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и создает различные способности организма, необходимые для ее достижения. Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются» [1; 394-395]

  • Физиологические потребности (вода, еда, сон, половое влечение и т.п.)
  • Потребность в безопасности (защита, свобода от страха, хаоса и тревоги, порядок и стабильность, зависимость)
  • Потребность в любви и принадлежности (свой круг, семья, дружба)
  • Потребность в признании и уважении (достижение успеха, одобрение, престиж и репутация, слава, статус)
  • Потребность в самоактуализации (развитие способностей, реализация своих целей, личностное развитие) [2; стр. 152] (рис. 1)
  • Позже, в других работах, А. Маслоу добавлял еще два уровня:
  • Уровень познавательных способностей
  • Уровень эстетических потребностей

По мнению А. Маслоу потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем появится потребность более высокого уровня и станет действующей. Еще одна закономерность отмеченная А. Маслоу, объясняется тем, что когда низшие потребности удовлетворяются, человек начинает стремиться к освоению потребности более высокого уровня.

Низшие потребности – начиная с физиологических являются и более насущными. Если они не удовлетворены, то всякая активность нацеливается на их удовлетворение, остальные потребности перестают существовать для человека в данный момент. Когда потребности низшего уровня удовлетворены, они перестают определять поведение и наступает черед потребностей в безопасности, защищенности и т.д. Потребности более высокого уровня могут мотивировать поведение лишь при условии удовлетворения потребностей более низких уровней.

Базовыми называют потребности от физиологических до уважения и самоуважения включительно. Высшую потребность вместе с новыми когнитивными познаниями и эстетическими потребностями в системе А. Маслоу называют метапотребностями (психологическими, когнитивными и эстетическими потребностями самореализации).

Согласно А. Маслоу, некоторая характеристика может считаться базовой потребностью, если удовлетворяет следующим условия:

  • « Ее отсутствие ведет к заболеванию.
  • Ее наличие предотвращает заболевание.
  • Ее восстановление излечивает заболевание.
  • В определенных, весьма сложных, ситуациях свободного выбора субъект отдает предпочтение удовлетворению именно данной потребности.
  • У здорового человека она может быть инертна, функционировать на низком уровне или функционально отсутствовать». [3; стр. 397]

Люди могут знать или не знать о своих базовых потребностях. «У среднего человека, - пишет А. Маслоу, - они чаще не осознаются, чем осознаются…хотя подходящие методики и опытные люди могут помочь осознать их.» Поведение есть результат действия многих сил. Оно может быть результатом не только нескольких базовых потребностей, сочетающихся определенным образом, но также личных привычек, прошлого опыта, индивидуальных способностей и талантов, а также внешнего окружения. [4; стр.52]

2.Иерархия потребностей

  • Физиологические потребности


За исходную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами. В настоящее время мы стоим перед необходимостью пересмотреть устоявшееся представление об этих потребностях, и эта необходимость продиктована результатами последних исследований, проводившихся по двум направлениям.

Во-первых, об исследованиях в рамках концепции гомеостаза, и, во-вторых, об исследованиях, посвященных проблеме аппетита (предпочтения одной пищи другой), показавших нам, что аппетит можно рассматривать в качестве индикатора актуальной потребности, как свидетельство того или иного недостатка в организме.

Концепция гомеостаза предполагает, что организм автоматически совершает предназначенные усилия, направленные на поддержание постоянства внутренней среды, нормального состава крови. Кэннон описал этот процесс с точки зрения:

  • водного содержания крови
  • солевого баланса
  • содержания сахара
  • белкового баланса
  • содержания жиров
  • содержания кальция
  • содержания кислорода
  • водородного показателя (кислотно-щелочной баланс)
  • постоянства температуры крови

Очевидно, что этот перечень можно расширить, включив в него другие витамины, гормоны, минералы и т.д.

Проблеме аппетита посвящено исследование Янга, он попытался связать аппетит с соматическими потребностями. По его мнению, если организм ощущает нехватку каких-то химических веществ, то человек будет чувствовать своеобразный, парциальный голод по недостающему элементу, или, иначе говоря, специфический аппетит. [1; гл. 4]

Самыми базовыми, сильными и обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживание: потребности в еде, воде, укрытие, кислороде, половом удовлетворении и сне. Субъект, которому недостает пищи, любви и самооценки, в первую очередь потребует пищи и, пока эта потребность не будет удовлетворена он будет игнорировать все другие потребности. А. Маслоу пишет:

«Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, то есть человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она стремительно становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план.


Для человека, который сильно и опасно голоден, не существует других интересов, кроме пищи. Она ему снится, он ее вспоминает, о ней думает, ей посвящены его чувства: только ее он воспринимает и только ее хочет… О таком человеке действительно можно сказать, но он жив хлебом единым». [1; стр. 370]

Потребности безопасности и защиты

Здесь присутствуют следующие потребности:

  • Потребность в организации
  • Потребность в стабильности
  • Потребности в законе и порядке
  • Потребности в предсказуемости событий
  • Потребности в свободе от угрожающих сил, таких как болезнь, страх и хаос

Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильным заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки можно рассматривать как действия, в некоторой степени мотивированные поисками безопасности.

Также проявление потребности в безопасности и защите можно видеть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными ситуациями – такими, как война, наводнение, землетрясение, восстание, бунт, общественные беспорядки и т.д.

Таким образом, под потребностью в безопасности мы должны понимать потребность продления и сохранения устойчивого удовлетворения низших потребностей. Иначе говоря, если человек не испытывает голод и жажду, находится в тепле в текущий момент, но не имеет никого рядом и, ни рубля в кармане, ни знакомого в городе, или пребывает на необитаемом острове с куском хлеба и ведром воды, то он прежде всего, подумает, чем будет обеспечен завтра. Он начнет искать воду, пропитание, ночлег и т. п. и его тревога не исчезнет, пока все проблемы, включая защиту от диких зверей или опасных людей, не будут решены на обозримое будущее. [5]

Детские психологи и учителя обнаружили, что дети нуждаются в предсказуемом мире: ребенок предпочитает постоянство, правильность, определенную рутину. Когда эти элементы отсутствуют, он начинает испытывать беспокойство и неуверенность. Поэтому свобода в определенных рамках предпочтительнее полной вседозволенности: согласно А. Маслоу, именно такая свобода необходима для развития у детей хорошей приспособленности к окружающему миру. [6; стр. 162]

Неуверенные или невротичные взрослые ведут себя во многом подобно детям. «Такой человек,- говорит А. Маслоу, - ведет себя так, как будто ему почти всегда угрожает большая катастрофа. На обычные ситуации он реагирует так, как если бы происходили чрезвычайные события… Взрослый невротик как будто всё время боится, что его отшлепают.» Неуверенный субъект нуждается в порядке и стабильности и всячески стремится избежать странного и неожиданного. Психологически здоровый человек также ищет порядка и стабильности, но это для него, в отличие от невротика, не вопрос жизни и смерти. Зрелый индивид вместе с тем проявляет интерес к новому и таинственному. [3; стр. 401]


  • Потребности принадлежности и любви

Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности и зависимости. Как отмечает А. Маслоу, теперь субъект «…будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в обществе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели. Он будет желать этого больше всего на свете и может даже забыть, что, когда был голоден, смеялся над любовью как над чем-то нереальным, необязательным или неважным.» [7; стр. 257]

Любовь, как понимает ее А. Маслоу, не должна смешиваться с сексуальным влечением, которое может рассматриваться как чисто физиологическая потребность. Он говорит: «Обычно сексуальное поведение детерминируется многими факторами – не только сексуальной потребностью, но и другими, прежде всего потребностями в любви и привязанности». Ему нравится характеристика любви, данная Карлом Роджерсом, связывавшим ее с потребностью «быть глубоко понимаемым и глубоко принимаемым».

А. Маслоу считает серьезной ошибкой фрейдистскую тенденцию выводить любовь из сексуального влечения. «Конечно, - пишет он, - Фрейд не одинок в этой ошибке… Ее разделяет множество менее вдумчивых граждан. Но его можно считать наиболее влиятельным выразителем этого взгляда в Западной цивилизации… Из различных теоретических положений, выдвинутых Фрейдом, наиболее широкую поддержку получило то, согласно которому нежность – это сексуальность с заторможенной целью.» [7; стр. 257]

А. Маслоу обнаружил, что психология удивительно мало способна сказать о любви. «Можно было бы ожидать, отмечает он, - что авторы серьезных трудов по проблемам семьи, брака и секса рассмотрят любовь как один из существенных и даже основных предметов изучения. Но я должен доложить, что ни в одном из посвященных этим проблемам томов, имеющихся в библиотеке, где я работаю, этот предмет серьезно не затрагивается. Чаще всего термин «любовь» пока отсутствует в предметном указателе».[7; стр. 258]

А между тем, констатирует А. Маслоу, отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие потенциала индивида. Клиницисты неоднократно обнаруживали, что младенцы требуют любви. Многие исследователи в области психопатологии рассматривают неудовлетворенную жажду любви как главную причину плохой приспособленности. «Любовный голод, - утверждает А. Маслоу, - это дефицитарное расстройство, подобное соляному голоду или авитаминозу… Никто не ставит под сомнение, что мы нуждаемся в йоде или в витамине С. Данные, говорящие о том, что мы нуждаемся в любви, на мой взгляд, точно того же типа.» [7; стр. 259]