Файл: Понятие предпринимательского договора (особенности предпринимательских договоров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это обусловлено такими факторами, как возложение риска негативных последствий от предпринимательской деятельности на самого предпринимателя, его экономически более сильное положение по сравнению с гражданином - потребителем, доминирующее (монопольное) положение предпринимателя на рынке и т. п.

В настоящее время вопрос о самостоятельности существования предпринимательских договоров остается открытым, так как единого мнения по нему у исследователей нет. В соответствии с нашим видением предпринимательские договоры – это группа гражданско-правовых договоров, которая имеет ряд особенностей, определяемых сферой их использования. При этом невозможно определить точное количество предпринимательских до- говоров, поскольку это обусловлено принципом свободы договора (ст. 421 ГК РФ [1]), в силу которого стороны вправе заключить любой договор, независимо от того назван он в законодательстве или нет, но при условии, что данный договор ему не противоречит.

В качестве примера укажем некоторые договоры, которые обозначены во второй части Гражданского кодекса РФ и являются предпринимательскими:

договор коммерческой концессии (ст.ст. 1027-1040 ГК РФ);

договор простого товарищества (ст.ст. 1041-1054 ГК РФ);

договор контрактации (ст.ст. 535-538 ГК РФ);

договор поставки товаров (ст.ст. 506-524 ГК РФ);

договор поставки товаров для государственных нужд (ст.ст. 525-534 ГК РФ);

договор энергоснабжения (ст.ст. 539-548 ГК РФ);

договор продажи предприятия (ст.ст. 559- 566 ГК РФ);

договор строительного подряда (ст.ст. 740-757 ГК РФ);

договор подряда на выполнение проект-ных и изыскательских работ (ст.ст. 758-762 ГК РФ);

государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст.ст. 763-768 ГК РФ) и др..

Основные особенности предпринимательских договоров следующие:

особый субъектный состав – наличие в качестве предпринимателя хотя бы одной из сторон договора, так как предпринимательский договор заключаются в целях осуществления его сторонами (стороной) предпринимательской деятельности; максимальная свобода заключения договора – все исключения из этого принципа строго определены законодательством (например, поставка для государственных нужд, публичный договор и т. п.);

использование договора исключительно в предпринимательской деятельности – т. е. деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг предпринимателями;


возмездность договора – обусловлена характеристикой самой предпринимательской деятельности, а именно направленностью на получение прибыли. Как мы видим, предпринимательские договоры призваны «обслуживать» предпринимательскую деятельность, и в этом их главное отличие от гражданско-правовых договоров, сфера использования которых несколько иная (распространяется и на отношения с субъектами, не являющимися предпринимателями).

Предпринимательские договоры «делятся на три группы (первая – договоры между предпринимателями; вторая – между предпринимателями и потребителями, не являющимися предпринимателями; третья – между предпринимателями и публичными образованиями)», при этом язык предпринимательских договоров всегда один и всегда относительно стабилен, поскольку он является системой «объективно существующих и социально закрепленных фонетических, лексических, грамматических единиц, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также системой правил их употребления и сочетаемости…».

2.2. Зарубежный опыт регулирования предпринимательских договоров

В Российской Федерации, как и в Италии, Англии, Швейцарии, Нидерландах и других странах, относящихся к категории государств с монистической системой частного права нет отдельного нормативно-правового акта, который бы регулировал торговые отношения. И как следствие в нашем законодательстве отсутствует понятие предпринимательского договора. Во многих из них, как правило, содержится понятие торговой сделки, но является ли данное понятие равнозначным понятию предпринимательского договора в российских реалиях? О.А. Макарова, В.А. Брызгалин, Г.Ф. Шершеневич говоря о договорах в сфере предпринимательства, приравнивают их к торговым сделкам. Той же позиции придерживается и В.Ф. Попондопуло, утверждающий, что под торговыми сделками в целом следует понимать сделки, заключаемые между предпринимателями и имеющие отношения к их коммерческой деятельности. По мнению А.Г. Быкова торговое право всецело частное право, а поэтому и торговые сделки имеют место быть только в частноправовой сфере, что не сходится с одним из важнейших признаков предпринимательских договоров – государственное регулирование.


Важно отметить, что отнесение сделки к категории торговых имеет определенные последствия. К таким сделкам применяются особые материальные и процессуальные нормы, регулирующие порядок их заключения, содержание, а также порядок рассмотрения споров, возникающих при исполнении подобных сделок. Отличительной особенностью торговых сделок является отсутствие излишнего формализма в процессе их заключения и доказывания существования в случае возникновения спора. Сделка может быть заключена устно или по телефону, при условии упоминания о данном в торговой книге.

Однако для некоторых категорий сделок, таких как, например, купли-продажа, залог действуют общегражданские правила о форме. Кроме того, в ряде случаев для торговых сделок предусматривается специальный срок исковой давности, например, во Франции – 10 лет, в Японии – 5 лет. В то время как общие сроки исковой давности по гражданским сделкам составляют соответственно – 20 и 10 лет. Еще одной особенностью торговых сделок является то, что споры, возникающие из них, рассматриваются так называемыми органами специальной юрисдикции (судов). Компетенция данных судов факультативная, что значит, что стороны могут обратиться аналогичным иском и в суд общей юрисдикции.

В зарубежных странах для признания сделки предпринимательской, как правило, используют объективный и субъективный критерии. Объективный критерий используется в таких странах как Испания, Бельгия, Франция и согласно нему, сделка считается торговой, если имеет соответствующее коммерческое содержание. Согласно же субъективному критерию, который имеет место быть в законодательствах Германии, Японии, сделка считается торговой, если она заключается коммерсантом. Во Французском Торговом Кодексе закреплен такой термин, как коммерческий акт, который по своему смыслу близок к понятию коммерческая сделка, однако, все же не тождественен ему. Коммерческий акт включает в себя любые юридические действия и факты, которые подпадают под регулирование коммерческих законов и совершаются коммерсантов в своей деятельности. Торговая сделка – сделка, совершаемую любым лицом в процессе своей профессиональной деятельности[17].

Итак, руководствуясь опытом зарубежных стран, можно сделать вывод, что выделение предпринимательского (торгового) права в отдельную отрасль права и принятие соответствующего нормативного правового акта позволит учесть все особенности природы данных отношений и поспособствует наиболее эффективному их регулированию. Ведь предпринимательские (торговые) договоры в отличие от гражданских могут совершаться в упрощенной форме, что значительно улучшает положение сторон и облегчает процесс доказывания факта заключения договора, в случае возникновения спора[18].


2.3.Односторонний отказ от предпринимательских договоров

Гражданский кодекс Российской Федерации позволяет расторгнуть договор по ряду оснований. Данные основания закреплены в ст. 450 ГК РФ. К ним законодатель относит возможность расторжения договора по соглашению сторон, по требованию одной из сторон по решению суда только при существенном нарушении условий договора другой стороной и односторонний отказ от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон. Прежде чем мы перейдем к анализу правовой конструкции «односторонний отказ от договора» необходимо разобраться с такими терминами как «расторжение в одностороннем порядке» и «односторонний отказ от исполнения договора».

Все эти термины связаны с расторжением договоров и часто отождествляются и используются как синонимы, однако они заключают в себе различный смысл, механизмы и основания расторжения договора. Одностороннее расторжение договора имеет место быть только по основаниям, предусмотренных ч. 2 ст. 450 ГК РФ и происходит в судебном порядке. А односторонний отказ от исполнения договора возможен, если в договоре или законе предусмотрено такое основание для расторжения договора и происходит данная процедура во внесудебном порядке. Возможность подвергать изменению или договариваться о расторжении заключенного договора является иллюстрацией принципа свободы договора.

По мнению М.И. Брагинского «наделение сторон столь широкой возможностью определять судьбу договора составляет одно из прямых выражений договорной свободы: те, кто обладает правом по собственной воле заключать договор, должны быть в принципе столь же свободны в вопросах о его расторжении или изменении отдельных договорных условий». Однако следует помнить, что свобода действий сторон договора по его расторжению может быть ограничена законом или самим договором.

Согласно ч. 2 ст. 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из раннее заключенных договоров. Ч. 3 ст. 450 ГК РФ позволяет одной из сторон договора без достижения согласия с другой стороной договора и во внесудебном порядке отказаться от исполнения договора полностью или частично. Если одна из сторон договора не согласна с предъявленным отказом от исполнения договора она имеет право обратиться в суд за защитой нарушенных таким отказом прав.


Односторонний отказ от исполнения обязательства представляет собой одностороннюю сделку, направленную на прекращение гражданских право- отношений. Процессуальный аспект одностороннего отказа состоит в том, что такой отказ не требует судебного порядка. Для другой стороны такие действия являются обязательными. Основания для отказа от исполнения обязательства, порядок сообщения об этом другой стороне, последствия должны предусматриваться в законе или договоре[19].

Также в статье 310 ГК РФ установлено, что односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности допускается в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства. Процедура досрочного расторжения договора состоит из двух стадий. Досудебная стадия связана с исполнением арендодателем обязанности письменно уведомить арендодателя о необходимости исполнить свое обязательство в разумный срок, а в случае непринятия арендатором соответствующих мер – с направлением письменного предложения о расторжении договора. После окончания данного срока наступает вторая стадия – судебное расторжение договора.

Указанная процедура возможна только после завершения предыдущей, так как требует наличия оснований для расторжения и подтвержденного факта письменного предупреждения ответчика о необходимости исполнить свое обязательство в разумный срок или письменного предложения расторгнуть договор. Если от арендатора на предложение о расторжении договора не получен в установленный законом или договором (а при его отсутствии – 30-дневный срок) ответ или получен отрицательный ответ, суд принимает решение об удовлетворении требования истца.

Расторжение договора происходит на основании решения суда. Однако, на практике в случаях получения уведомления о расторжении договора от арендодателя, арендаторы считают право арендодателя на односторонний отказ от исполнения договора неправомерным и подают исковые заявления в арбитражный суд о признании данного пункта договора недействительным. Такие ситуации возникают из-за того, что зачастую хозяйствующие субъекты пренебрежительно относятся к процессу заключения договоров, не правильно трактуют отдельные положения договора, надеются, что в их случае все будет хорошо и эти пункты в договоре простая формальность. Однако такое отношение может привести к большим проблемам.

Для лучшего понимания проблемы обратимся к судебной практике. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 35 от 06 июня 2014 года «О последствиях расторжения дого- вора» сформулированы правовые позиции, касающиеся одностороннего отказа от договора. В данном Постановлении Пленума ВАС РФ разъяснено, что односторонний отказ от исполнения договора влечет те же правовые последствия, что и расторжение договора по соглашению сторон или по решению суда[20].