Файл: Корпорация. Холдинг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обычно при выборе модели управления перед предпринимателями не стоит задачи строить холдинг с нуля. Наши группы компаний обычно находятся в промежуточном положении, например, между стратегом и оператором, и управленцы должны решить, в какую сторону лучше развиваться. Речь не идет о мгновенном создании классической холдинговой архитектуры того или иного типа — речь об определении вектора движения.

Безусловно, при работе с таким огромным образованием как холдинг возникает масса проблем. Ряд из них уже стали типовыми, и возможными для рассмотрения. Во-первых, это смешение принципиально разных моделей. Очень часто на практике встречается совмещение оперативного управления и параллельно с этим реинвестирование денежных средств в новые бизнес-проекты. Цель очевидна – желание вложить прибыль от основного бизнеса в новые проекты, но часто складывается ситуация недоинвестирования основного бизнеса и распыление управленческих и прочих немаловажных ресурсов между проектами. Это приводит к торможению ключевого бизнеса, который приносил основной доход. Во-вторых, часто наблюдается нечеткое распределение полномочий между контрольным центром и бизнес единицами. Часто при разграничении зон ответственности бизнес-единица оказывается отчасти центром затрат и отчасти центром прибыли. Корпоративный центр часто не готов взять на себя ответственность за полноценное управление бизнес единицами как центрами затрат, но и ограничить себя самостоятельно набором стратегических функций очень трудно, всегда есть определенное желание вмешаться в оперативное управление. Опять же вполне логично рассматривать данную проблему как неудачное смешение моделей «Оператор» и «Стратег». В-третьих, встречается применение единых бизнес-стандартов без рассмотрения специфики бизнес единиц. Данная проблема явно видна, когда предпринимаются попытки внедрения единых корпоративных стандартов. Собственники для повышения прозрачности бизнеса, хотят видеть определенный набор показателей каждой бизнес единицы, корпоративный центр в свою очередь разрабатывает корпоративные стандарты, а вот далее возникают проблемы, поскольку в основном речь идет о многопрофильных холдингах, где очень сложно подчинить каждое из направлений единым методикам.

2.3 Преимущества и недостатки холдинговых структур


Хочется начать с положительной стороны холдингов и перечислить их преимущества:

  1. Масштаб ресурсов, здесь речь идет о производственных фондах, инвестиционных средствах, трудовых ресурсах и о возможности привлечения помимо этого перечня еще и научного, управленческого и производственного персонала наивысшей компетенции;
  2. Минимальное негативное влияние конкуренции, поскольку чаще всего конкуренция между участниками объединений на одном и том же рынке не допускается;
  3. Централизация капитала;
  4. Снижение предпринимательских рисков и обеспечение специализации отдельных видов деятельности как условия конкурентоспособности путем диверсификации производства;
  5. Возможность интегрировать научно-исследовательские разработки и технический опыт;
  6. Возможность повышения устойчивости бизнеса, управления рисками, обеспечения безопасности основных имущественных активов предпринимательского объединения;
  7. Экономия управленческих затрат путем централизации ряда функций;
  8. Обеспечение единого планирования внутри холдинга;
  9. Обеспечение конфиденциальности контроля.

Помимо всего вышесказанного холдинговые компании имеют одну очень важную особенность, они могут объединять все звенья технологической цепочки, то есть включать в себя процессы от добычи сырья до выпуска готовых изделий. Данная особенность так же дает ряд преимуществ. А именно: оптимизация производственных мощностей, минимизация издержек, облегчения процесса привлечения и оперативного перераспределения ресурсов, создание условий для стратегического планирования, укрепление устойчивости по отношению к неблагоприятным изменениям конъюнктуры, повышение эффективности инвестиционных проектов.

Часто приходится констатировать тот факт, что задачи, для решения которых формируются холдинговые компании, не всегда являются прозрачными.

  1. Отстранение миноритарных акционеров от управления предприятием;
  2. Перехват финансовых потоков других предприятий;
  3. Захват контроля над конкурентом с его последующим экономическим уничтожением и захватом его рынков сбыта и клиентов;
  4. Сбрасывание своих долгов на других участников объединения;
  5. Захват ликвидных активов и выкачивание ресурсов из других участников объединения.

Жизнь внутри холдинговой структуры так же не лишена отрицательных моментов:[10]

  1. Возможно искусственное поддерживание нерентабельных производств. Это обусловлено отсутствием конкуренции внутри самой холдинговой структуры;
  2. Наличие внутреннего бюрократического аппарата. Он обусловлен наличием достаточно сложной иерархической системы в холдинге;
  3. Недостаточно оптимальный режим налогообложения.

Заключение

С начала XX века интеграция промышленного и финансового капиталов выступает как объективно обусловленный процесс, который в свою очередь определяет развитие мировой экономики и общества в целом. На протяжении последних ста лет объединение промышленного и финансового капиталов происходило в основном в формах синдикатов, трестов, корпораций, концернов, комплексов и объединений, холдингов, конгломератов, консорциумов, финансово-промышленных групп. Необходимо отметить, что общество развивается в направлении создания единого экономического пространства, где основными хозяйствующими субъектами становятся далеко не страны, а различные организационно-экономические объединения, в основном корпорации и холдинги. На данный момент достаточно много внимания уделяется вопросам развития форм организации современного производства, организационным началам интеграции экономики страны, воздействия организационных форм и структур корпоративного типа на качество и динамику макроэкономических результатов. Однако хочется отметить, что корпоративный и холдинговый механизмы хозяйствования не достаточно освещены с точки зрения правового регулирования. Они регулируются только с позиций Гражданского Кодекса РФ и Федерального закона. Если углубиться и говорить, например, о холдингах, то в ГК РФ устанавливаются лишь основы регулирования отношений между «материнскими» (основными) и дочерними и зависимыми обществами. [11] В специальных законах о хозяйственных обществах отношения между такими обществами определяются через конструкцию «преобладающее участие в уставном капитале, договор либо возможность иным образом определять принимаемые решения». В настоящее время порядок создания и функционирования головной компании и ее дочерних обществ, входящих в холдинг, принципиально ничем не отличается от создания любого другого юридического лица и детализирован в ГК РФ, в Законе об АО, в Законе об ООО. Попытка более жестко регламентировать основные положения по холдинговым компаниям предпринималась в проекте федерального закона «О холдингах», но указанный законопроект так и не был принят. Соответственно, очень важно провести унификацию законодательных категорий в рамках холдингов, корпораций и других финансовых объединений.

Данной работой автор достиг основной цели, а именно подробно осветил такие понятия, как «холдинг» и «корпорация». Данная цель достигнута путем последовательного выполнения задач курсовой работы. Во-первых, автор познакомился с непростой терминологией в рамках вышеуказанных тем. Во-вторых, автором изучена структура и виды данных объединений. В-третьих, сформулирована стратегия ведения бизнеса в рамках, как холдинга, так и корпорации. И в конечном итоге рассмотрена эффективность работы данных стратегий, выявлены основные преимущества и недостатки экономических моделей.


В заключении, хочется в очередной раз уделить внимание тому, что несмотря на то, что вопросы существования компаний в виде холдингов и корпораций являются очень распространенными, а потому часто изучаемыми, правовой аспект данного вопроса оставляет желать лучшего. Данная ситуация негативно сказывается на развитии корпоративного управления в России, что замедляет экономический рост предприятий и страны в целом.

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
    1. Конституция РФ
    2. Гражданский Кодекс РФ
    3. Налоговый Кодекс РФ
    4. ФЗ «Об акционерных обществах» от 19.12.1995 (ред. 29.07.2017)
    5. ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 (ред.29.07.2017), (с изм.и доп.вступ.в силу с 01.09.2017)
    6. ФЗ №7 «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 (ред.от 19.12.2016)
  2. Научная литература
    1. «Гражданское право» В.П. Камышанский, Н.М. Коршунов, В.И. Иванов
    2. «Теоретические проблемы корпоративного управления» В. Антонов
    3. «Корпоративное управление в России» Муллахметов Х.
    4. «Холдинги: правовой и управленческий аспекты. Законодательные и другие нормативные акты» И.С. Шиткина
    5. «Холдинги. Правовое регулирование экономической зависимости, управление в группах компаний» И.С. Шиткина
    6. «Предпринимательское право» И.С. Шиткина
    7. «Особенности холдинговой структуры организации бизнеса» С.Г. Мещеряков
    8. «Холдинг – образование и управление А.М. Голубева
    9. Монография «Правовая модель холдинга для России»
  1. «Корпоративное управление в России» Муллахметов Х.

  2. «Теоретические проблемы корпоративного управления» В. Антонов

  3. «Корпоративное управление в России» Муллахметов Х.

  4. п. 1 ст.105 ГК; п. 2 ст. 6 Закона об акционерных обществах; п.2 ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью

  5. «Холдинги: правовой и управленческий аспекты» И.С. Шиткина

  6. ФЗ «О Холдингах»

  7. ст. 105 ГК РФ

  8. «Особенности холдинговой структуры организации бизнеса» С.Г. Мещеряков

  9. «Холдинг – образование и управление» А.М. Голубева

  10. Монография «Правовая модель холдинга для России»

  11. Ст. 105-106 ГК РФ