Файл: Корпорация. Холдинг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Текущий этап экономического развития России характеризуется активной интеграцией бизнеса, образуются различные по своей конфигурации предпринимательские объединения от транснациональных гигантов до небольших "связок" - компаний и их «дочки». Самой распространенной формой предпринимательских объединений в современной российской экономике являются холдинги и корпорации. Отечественная экономика не в первый раз обращается к интегрированным структурам. Примером могут служить созданные в 20-е годы синдикаты и входившие в них тресты; в 60-е годы – объединения; в 80-е годы – производственные объединения, научно-производственные объединения, комплексы, научно-технические центры. 

Управление крупными предпринимательскими структурами, функционирующими в различных отраслях национальной экономики, уже давно является предметом научного интереса исследователей всего мира. Эта проблема особенно актуальна в России в настоящее время. Отечественные корпорации и холдинги стремятся объединить свои ресурсы для повышения конкурентоспособности и демонстрируют впечатляющие темпы развития. Данный процесс характеризуется не столько количественным выражением, сколько качественным, то есть впечатляет уровень сложности и ответственности решаемых ими задач.

Целью данной работы является отдельное изучение таких структур как «холдинг» и «корпорация». Для этого необходимо осуществить ряд задач:

  1. Ознакомиться с терминологий в рамках понятий холдинг и корпорация;
  2. Изучить структуру и виды данных объединений;
  3. Оценить стратегию в управлении каждого из понятий;
  4. Сформировать понимание о преимуществах и недостатках указанных структур

Для написания работы в основном использовалась научная литература.

Работа состоит из введения, двух глав, девяти параграфов и заключения.

1. Корпорация

1.1 Понятие и признаки корпорации

Корпорация — это организация, признанная юри­дическим лицом, в которой собственность отделена от управления, основанная на объединенных капита­лах (добровольных взносах) для осуществления ка­кой-либо социально полезной деятельности. Проанализируем корпорацию по признакам, ука­занным в данном определении. [1]


Во-первых, корпорация не является простой сум­мой индивидов. Она есть ассоциация, союз лиц, т. е. соответствующим образом организованный коллек­тив, воля которого определяется групповыми инте­ресами входящих в его состав индивидов и который организационно и имущественно действует вовне как единое целое от своего собственного имени.

Во-вторых, корпорация — это объединение капита­лов, а не только людей. Круг лиц, предоставивших свои капиталы для организации деятельности корпора­ции, а также размер их капитала (вклада, пая, акций и т. п.) может быть строго определен в любой момент существования корпорации. Перечисленные категории капиталов и составляют ее финансовую основу.

В-третьих, в корпорации собственность на вло­женный в нее капитал отделена от управления. Именно этот момент отличает корпорации от других коммерческих юридических лиц (товариществ, коо­перативов, унитарных предприятий). Управление в корпорациях осуществляют ее участники, которым специально поручается отвечать за организацию и ход деятельности предприятия. Возможность сосре­доточиться только на этом позволяет «управленцам» тщательно обдумывать ход дел, видеть возможные опасности и перспективы, заранее предпринимать действия, направленные на реализацию интересов людей, объединивших свои капиталы.

В-четвертых, корпорация — это объединение лю­дей для выполнения какой-либо социально полезной деятельности. Какая деятельность является тако­вой, в законе прямо не определено. Как правило, указываются лишь виды деятельности, признавае­мые вредными, опасными для общества и поэтому запрещаемые.

Наконец, пятый признак, получивший отражение в определении корпорации, состоит в том, что кол­лективное образование, организация становится кор­порацией, если она приобретает статус юридического лица. Об этом свидетельствует факт ее регистрации в государственном органе.

1.2 Подходы, методы и модели управления корпорациями

Система управления корпорацией в конкретной стране определяется несколькими факторами: законодательством и различными нормативными актами, регулирующими права и обязанности всех участников корпоративных отношений, фактически сложившейся структурой управления и обычаями делового оборота в стране, уставом корпорации и так далее. Несмотря на то, что принципы функционирования системы управления могут быть разными, многие факторы «де-факто» и «де-юре» оказывают на корпорации практически одинаковое влияние. Именно по этой причине можно сформулировать определение типовой модели управления корпорацией в различных странах.


На данный момент исследователи выделяют три основных модели управления корпорациями в странах с развитой рыночной экономикой: англо-американская, японская и немецкая модель. [2]Основными признаками каждой модели являются:

  1. Ключевые участники и учредители корпорации;
  2. Структура владения акциями конкретной модели;
  3. Состав совета директоров;
  4. Законодательные рамки;
  5. Требования к раскрытию информации для корпораций, включенных в листинг;
  6. Корпоративные действия, требующие одобрения акционеров;
  7. Механизм взаимодействия между ключевыми участниками

1.3 Характеристика англо-американской модели

Данная модель характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых, то есть тех акционеров, которые не связаны с корпорацией. Помимо этого, модель обладает четко разработанной законодательной основой, которая в свою очередь определяет права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров. Так же данной модели свойственен сравнительно простой механизм взаимодействия между корпорацией и акционерами (Рисунок №1).

Рисунок 1 «Треугольник корпоративного управления»

Управляющие Акционеры

Совет директоров

В связи с тем, что англо-американская модель развивалась в условиях свободного рынка, она предполагает разделение владения и контроля в наиболее крупных корпорациях. Вышеупомянутое разделение достаточно важно с деловой и социальной точек зрения, так как инвесторы вкладывают свои средства и владеют предприятием, но не несут юридической ответственности за действия корпорации. В основном они передают свои функции по управлению менеджменту и соответственно платят им за выполнение этих функций.

Интересы акционеров и менеджеров часто не совпадают. Корпоративное законодательство разных стран по-разному решает данные разногласия. Основный из них – избрание акционерами Совета директоров, который становится их доверенным лицом и начинает выполнять обязательства в пользу акционеров при осуществлении функций контроля за управлением.

1.4 Характеристика Японской модели


Данная модель характеризуется высоким процентом банков и различных корпораций в составе акционеров. Помимо этого, банковская система характеризуется прочными связями «банк-корпорация». В свою очередь законодательство, промышленные структуры и даже общественное мнение поддерживают группы корпораций, которые объединены совместным владением заемными средствами и собственным капиталом (кейрецу). Советы директоров подобных групп состоят преимущественно из «внутренних» членов, процент независимых членов чрезвычайно низок, а в некоторых корпорациях они вообще не присутствуют.

В отличие от англо-американской модели, независимые акционеры практически не могут влиять на дела корпорации. В результате – директоров, которые представляют независимых инвесторов мало. Схема японской модели представлена на Рисунке 2.

Рисунок 2 «Схема японской модели»

(внешние акционеры) (независимые директоры)

Правительство «Кейрецу»

Правление Банк

Основа, состоящая из четырех соединенных прямых, представляет собой взаимосвязь интересов четырех ключевых участников. Линии в верхней части рисунка представляют собой отсутствие взаимного интереса у независимых или внешних участников, поскольку они играют незначительную роль.

1.5 Характеристика Немецкой модели

Данная модель значительно отличается от англо-американской и японской моделей:

  1. Двухпалатный Совет, который состоит из Правления и наблюдательного совета. Указанные палаты разделены, невозможно одновременно быть и членом Правления, и членом наблюдательного совета;
  2. Акционеры не могут изменить численность наблюдательного совета, она устанавливается исключительно законом;
  3. Существуют ограничения прав акционеров в части голосования, и они в свою очередь узаконены.

Однако, у немецкой модели есть сходство с японской моделью – банки являются долгосрочными акционерами корпораций, и представители банков часто выбираются в Советы директоров. Но и здесь есть отличие, поскольку в рамках японской модели представители банков привлекаются в совет исключительно в кризисных ситуациях, а в немецкой модели представительство банков находится в совете на постоянной основе.

Данная система отчасти является противоречивой для мелких акционеров, поскольку она позволяет им вносить предложения, но одновременно с этим позволяет корпорациям налагать ограничения на право голоса. Используется в основном в немецких и австрийских корпорациях, так же ее элементы данной модели встречаются в Нидерландах и Скандинавии. Недавно ряд корпораций Франции и Бельгии так же начали использовать немецкую модель.


1.6 Стратегические вопросы и определение стратегических ориентиров корпорации

Начать данную главу хочется с того, что существует ряд стратегических дилемм наиболее актуальных для российских корпораций.

Во-первых, как принимаются стратегические решения. Во-вторых, как выполняются стратегические действия. В-третьих, кто принимает стратегические решения.

Наиболее высоким уровнем ориентиров является стратегическое видение, что представляет собой общую ориентацию корпорации в отношении ее будущих действий. Далее за видением следуют общие цели, которые выражены качественными и количественными характеристиками.

Хочется отметить, что каждая организация имеет телеономическую целесообразность, другими словами стремится к выживанию. В таком случае корпорация выживет только путем устойчивого обмена с внешней средой. В принципе корпорации - это организации, которые занимаются тем, что реализуют свои товары и услуги на рынках, то есть находятся в условиях соглашения между покупателями и продавцами. Подобное соглашение достижимо только в том случае, когда обе стороны получают выгоду от совершенной сделки. Из всего вышесказанного следует вывод о первом условии устойчивости функционирования коммерческой организации во взаимоотношении с внешней средой – это предоставление ценности потребителям. [3]

Вторым признаком корпорации является использование наемной рабочей силы. В этом случае ситуация аналогична иным рынкам товаров, только товаром является труд. Работники продают рабочую силу и надеяться с помощью данной сделки получить прибыль. Корпорации в свою очередь планируют получить выгоду от работника в том объеме, который превышает расходы по оплате его труда. Отсюда вывод, что здесь так же основным условием существования корпорации является создание ценности.

Представленная выше ситуация имеет достаточно статический характер. Воспроизводство стоимости сталкивается с непрерывно растущими амбициями потребителей, работников и собственников, что требует внедрения инноваций в формах и методах деятельности корпорации, но хочется отметить, что это только первый уровень изменения условий функционирования корпорации.