Файл: Цели уголовно-исполнительного законодательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Мы с Вами живем в Государстве и в каждом государстве есть свои законы, которые мы, как граждане, должны чтить, уважать и исполнять.

Что такое правонарушение – в широком смысле слова это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону.

Существуют гражданское правонарушение, правонарушения административные и наиболее опасным видом правонарушений является преступление. За правонарушения законом предусмотрена соответственно гражданская, административная, дисциплинарная, уголовная ответственность.

Представьте себе, что если бы не было Закона, который определял критерии, характер, признаки общественно-опасного деяния. Что тогда было бы: произвол, беспредел, безнаказанность. А безнаказанность ведет к новым еще более опасным правонарушениям, сначала все начинается с малого, а наказания, ответственности – нет. А дальше больше, еще тяжкие общественно-опасные деяния – хулиганство, кража, грабеж, разбой, изнасилование, убийство. А от данных преступлений страдают люди, им нужна защита и помощь. Люди хотят быть уверенными в завтрашнем дне, хотят жить спокойно, хотят жить в защищенном государстве, чтобы виновный был найден и наказан.

Основная задача закона – обеспечить защиту прав и свобод каждого человека, то есть закон обеспечивает возможность существования общества и государства, заставляя отдельного гражданина учитывать не только свои интересы, но также и права и интересы окружающих.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

Политика России направлена на построение правового государства и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Правоохранительная политика государства определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. Она направлена на защиту прав и законных интересов граждан от преступных посягательств.

Статья 2 Конституции Российской Федерации регламентирует, что права человека являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – это обязанность государства.


Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

1. Что такое преступление?

Преступление - это общественно опасное, противоправное, виновное, наказуемое деяние, которое приносит значительный вред общественным отношениям (охраняются уголовным законом) или создают угрозу причинения ущерба. Преступление обладает такими основными признаками, как повышенная степень опасности для общества и значительный ощутимый вред окружающим (от государства до личности). Те правонарушения, которые не предусматриваются нормами Уголовного кодекса относят к проступкам.

Вот для этого и существует Закон – Уголовный кодекс, где закреплено, какие общественно-опасные деяния являются преступными и устанавливающий наказания за их совершение.

Уголовное наказание, как известно, является самой суровой мерой государственного принуждения, применяемой по приговору суда к лицам, признанным виновными в совершении преступления. Уголовный кодекс РФ предусматривает достаточно широкую систему наказаний с тем, чтобы суд имел возможность индивидуализации наказания, назначения мягкого наказания к лицам, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, впервые, и суровые наказания – к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, при опасном и особо опасном рецидиве преступлений.

Однако, тяжесть наказания зависит не только от его вида, содержания, срока или размера. Большое значение имеют и такие факторы, как условия отбывания наказания, порядок его исполнения, применяемые средства исправления осужденных, их правовое положение, применяемые к осужденным меры поощрения и взыскания и целый ряд иных обстоятельств. Все эти и другие вопросы исполнения и отбывания наказания регулируются Уголовно-исполнительным кодексом РФ, вступившим в действие 01.07.1997.

2. Уголовно-исполнительное законодательство

Уголовно-исполнительное законодательство – это система законов, непосредственно регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия. 


Уголовно-исполнительный кодекс РФ, является основополагающим законодательным актом, регламентирующим исполнение уголовных наказаний, поскольку именно этот Закон выражает цели, стратегию и основные направления уголовно-исполнительной политики Российского государства.

Центральное место в системе уголовно-исполнительного законодательства занимает УИК РФ. В нем впервые в данной отрасли законодательства урегулировано исполнение всех видов наказаний и иных мер, предусмотренных УК РФ. УИК РФ как законодательный акт сводного характера охватывает всю важнейшую часть нормативного материала уголовно-исполнительного законодательства и на основе единых принципов достаточно детально, непосредственно и полно регулирует общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний. УИК РФ – это закон, рассчитанный на длительный период действия и излагающий в систематизированном виде конкретные правовые нормы, определяющие общие положения реализации наказания и регулирующие исполнение всех видов уголовных наказаний. По сути дела, для регламентации каждого их отдельного вида, закрепленного в УИК РФ, мог бы быть издан отдельный закон. Связь между этими потенциальными законами в УИК РФ доведена до такой степени совершенства, что позволяет говорить о нем как о своеобразном отраслевом своде нормативных предписаний, пронизанных едиными подходами, обобщениями, принципами.

Согласно Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении РФ. Это означает, что принятие, изменение и отмена законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам уголовно-исполнительного права относятся к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

3. Основные нормативно-правовые акты в сфере уголовно-исполнительного законодательства


Основными нормативно-правовыми актами в сфере уголовно-исполнительного законодательства являются:

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным референдумом 12.12.1993 (с изменениями от 05.02.2014);

Ратифицированные Россией международные договоры;

Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в редакции от 29.07.2017 № 252-ФЗ, с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 15.11.2016 № 24-П);

Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с последними изменениями в редакции от 26.07.2017 № 194-ФЗ, вступившими в силу с 01.01.2018);

Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1 (в редакции от 28.12.2016 № 503-ФЗ);

Иные нормативные акты.

Международные акты, ратифицированные РФ, являются частью национального законодательства РФ и имеют приоритетное действие. Важнейшие из них:

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г.;

Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989 г.;

Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни, 1984 г.;

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). 1985 г.;

Минимальные стандартные правила в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), 1990 г.;

Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г.

Следует отметить, что все изменения и дополнения УИК РФ направлены на расширение прав и законных интересов осужденных, повышение гарантий их защищенности, на снятие необоснованных ограничений и запретов, улучшение условий отбывания наказания.

Подписание Российской Федерацией ряда международных договоров, соглашений и конвенций, касающихся обеспечения прав и законных интересов заключенных, диктует необходимость неуклонного и максимально возможного внедрения международных стандартов обращения с осужденными в законодательство и практику исполнения наказаний.

За прошедшие годы принято также и значительное число подзаконных нормативных правовых актов в сфере исполнения наказаний. Приказами Минюста России утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Разработаны и приняты и другие важные нормативные правовые акты. Например, приказом Минюста России от 20.05.2009 № 142 утверждена Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Этой Инструкцией определяется организация деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено.


Работа по совершенствованию нормативной правовой базы исполнения наказания активно ведется и в настоящее время.

Продолжаются преобразования и в самой уголовно-исполнительной системе.

Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (в редакции от 31.05.2012) утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.

В нее включены конкретные меры, сроки и этапы, реформирования уголовно-исполнительной системы с целью приведения условий содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством Российской Федерации и международными стандартами.

4. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

В статье 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в редакции от 29.07.2017 № 252-ФЗ, с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 15.11.2016 № 24-П) сформулированы цели уголовно-исполнительного законодательства и его задачи.

Согласно ч. 1 ст. 1 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

В силу ч. 2 ст. 1 УИК РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Именно цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства определяют идеологию уголовно-исполнительного законодательства и поэтому все дальнейшее содержание УИК РФ строится на основе и с учетом целей и задач, стоящих перед законом.

Целями уголовно-исполнительного законодательства являются конечные результаты правового регулирования исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, на достижение которых направлено действие закона: исправление осужденных и предупреждение преступлений. Именно эти достижения следует признать желаемым социальным итогом действия законодательства, определяющего все правовые аспекты исполнения наказания и иных мер воздействия.