Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях. Международные стандарты бухгалтерского учета (Нормативно-правововые документы регулирующие бухгалтерский учет).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовое регулирование бухгалтерского учета осуществляется путем принятия правовых актов, имеющих форму ненормативных и нормативных документов. Нормативные правовые акты представляют собой официальные письменные документы, которые принимаются уполномоченным органом, которые в свою очередь устанавливают, изменяют или отменяют нормы права[11].

Известно, что норма права представляет собой обеспечиваемое и признаваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают обязанности и права участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве эталона поведения. Нормой права признается критерий правомерности поведения, в том числе и при ведении бухгалтерского учета и отчетности[12].

Все нормативные правовые акты в зависимости от их юридической силы находятся между собой в строгой иерархической подчиненности и делятся на законы и иные нормативные правовые акты. Последние подразделяются на акты федеральных органов исполнительной власти и акты органов государственной власти субъектов РФ.

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности наступает в том случае, когда имеются уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными актами органов, которые осуществляют регулирование бухгалтерского учета, несоблюдения сроков ее представления и публикации, и искажения бухгалтерской отчетности[13].

Взаимосвязь и соподчиненность федеральных стандартов, отраслевых стандартов, рекомендаций в области бухгалтерского учета, стандартов экономического субъекта определены Федеральным законом № 402-ФЗ (ст. 21).

Рассмотренная система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, а также изложенные взаимосвязь и соподчиненность нормативных правовых актов направлены на совершенствование правоприменительной практики экономических субъектов и, соответственно, снижение рисков возникновения хозяйственных споров между субъектами экономической деятельности, а также с контролирующими органами.

1.3 Сравнительная характеристика порядка разработки международных стандартов финансовой отчетности и российских стандартов бухгалтерского учета

В настоящее время многие области человеческой деятельности регулируются стандартами. Стандарт - это документ, необходимость выполнения требований которого закреплена в законе или ином нормативном акте.


Стандартизация - это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач[14].

Основная цель стандартизации - обеспечение приемлемого качества продукции, процессов, результатов работ или услуг.

Стандарты различаются в зависимости от сферы применения и регулируемого вида деятельности. Технические стандарты могут быть весьма детальными, например, ГОСТ Р 52969- 2008[15] устанавливает содержание молочного жира в сливочном масле до десятой доли процента.

Другие стандарты, например, регулирующие сферу услуг, содержат более общие требования. В частности, ГОСТ Р 51304-2009 среди требований эстетики услуг розничной торговли предписывает необходимость единства стиля и гармоничность дизайна при оформлении витрин, но, разумеется, не содержит каких-то детальных предписаний на этот счет.

Чем больше степень оценочных и субъективных суждений, которые связаны с определенным видом деятельности, тем меньше детальных предписаний будет содержать стандарт.

С другой стороны, если требования стандарта будут чрезмерно обтекаемыми, мы не сможем точно установить, соблюдаются ли они.

Качественный стандарт - это такой документ, в результате соблюдения требований которого достигается его цель, то есть выпускается качественная и безопасная продукция, эффективно выполняется работа или оказывается услуга. Так как стандарты - продукт человеческого творчества, сложно ожидать, что все они изначально будут совершенными.

Должное качество стандартов в определенной мере обеспечивается процессом их разработки, который может включать следующие этапы:

  • предварительный этап, на котором обсуждается тема работы (проблема);
  • этап подачи предложения, когда поступает конкретный запрос на разработку нового стандарта или изменение уже существующего стандарта;
  • подготовительный этап, на котором разрабатывается предварительный, рабочий проект стандарта;
  • этап обсуждения рабочего проекта стандарта;
  • этап рассмотрения и внесения необходимых поправок;
  • утверждение и публикация стандарта.

В разработке стандартов заинтересованы различные группы участников, среди которых можно выделить:

  • исполнителей, т. е. субъектов, которые будут осуществлять деятельность, руководствуясь определенным стандартом;
  • потребителей (пользователей), т. е. лиц, которые выступают в роли покупателей результата деятельности либо пользуются этим результатом на безвозмездной основе;
  • регулирующий орган, который должен следить за соблюдением требований стандарта, и в случае нарушений со стороны исполнителя - предпринимать ответные действия.

Интересы исполнителей, потребителей (пользователей) и регулирующих органов часто не совпадают. Потребители могут предъявлять завышенные требования, а исполнители - заниженные. Регулирующий орган может сделать акцент на тех требованиях, соблюдение которых легче всего проконтролировать, а не на тех, которые определяют основные качественные характеристики результата деятельности.

Поэтому необходимо обеспечить участие всех заинтересованных сторон в процессе разработки и обсуждения стандарта.

Информация, представленная в бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующего субъекта требуется инвесторам, кредиторам, государственным органам и другим участникам экономических отношений. Все они должны иметь равную возможность понять и оценить информацию о финансовом положении и результатах деятельности хозяйствующего субъекта, которая представлена в его отчетности.

Такая возможность возникает в том случае, если при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующие субъекты будут руководствоваться одинаковыми принципами и применять одинаковые подходы.

Эти принципы и подходы содержаться в стандартах финансовой отчетности. Разумеется, наличие качественных стандартов финансовой отчетности является необходимым, но не единственным условием подготовки и представления качественной бухгалтерской отчетности.

Как известно, в соответствии с федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ[16], консолидированная финансовая отчетности в Российской Федерации составляется в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Таким образом, на государственном уровне признается преимущество применения МСФО по сравнению с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ). Следовательно, качество МСФО выше, чем качество РСБУ.

Качество стандартов финансовой (бухгалтерской) отчетности закладывается на стадии их разработки и принятия, поэтому далее мы сравним порядок разработки МСФО и РСБУ.

МСФО разрабатывает Комитет по МСФО, руководствуясь комплексной процедурой одобрения и выпуска стандартов. Эта процедура является открытой и общедоступной.

МСФО разрабатываются в процессе международных консультаций, в которые вовлекаются все заинтересованные лица и организации.

На рисунке 1.2 показаны основные этапы разработки стандарта.

Процесс разработки включает шесть шагов:

    1. Включение проблемы в повестку (рабочий план).
    2. Планирование проекта.
    3. Разработка и публикация Документов для обсуждения, получение комментариев.
    4. Разработка и публикация проекта стандарта, получение комментариев от всех заинтересованных участников.
    5. Разработка и публикация окончательного варианта стандарта.
    6. Процедуры после ввода стандарта в действие[17].

Рис. 1.2 - Основные этапы разработки МСФО

Посредством разработки высококачественных стандартов бухгалтерского учета, Комитет по МСФО стремится ответить на запросы всех пользователей финансовой отчетности относительно высокого качества информации.

Совет оценивает пользу от включения потенциальных тем в повестку дня (рабочий план), учитывая, в первую очередь, запросы инвесторов.

Совет рассматривает:

  • значимость информации для пользователей и надежность информации, которая может быть обеспечена;
  • существуют ли какие-либо доступные руководства по данному вопросу и возможность значительного сближения этих руководств с принципами МСФО;
  • качество разрабатываемого стандарта;
  • ресурсные ограничения.

Сотрудники Комитета по МСФО заняты выявлением, обзором и изучением проблем, которые потенциально могут привлечь внимание Комитета. Это помогает в разработке плана работы на перспективу.

Новые проблемы могут быть связаны с изменением Концептуальных основ. Кроме того, на повестку дня влияют другие органы, устанавливающие стандарты в своей сфере, и иные заинтересованные стороны.

Комитет по МСФО получает запросы от профессионального сообщества на интерпретацию, обзор или исправление существующих публикаций. Сотрудники рассматривают такие запросы, обобщают важнейшие или наиболее часто встречающиеся вопросы, и время от времени представляют их Комитету в качестве кандидатов на включение в будущую повестку дня.

Во время открытых заседаний Комитета происходит обсуждение потенциальных проектов и принимается решение о включении их в рабочий план, устанавливаются приоритеты. Комитет по МСФО также рассматривает факторы, которые могут повлиять на его инициативы по сближению с другими органами, разрабатывающими стандарты бухгалтерского учета.

Решения принимаются простым большинством голосов.

После включения проблемы в рабочий план Комитет принимает решение разрабатывать проект обособленно или объединить его с другим проектом.

После рассмотрения природы проблемы и уровня заинтересованности профессионального сообщества Комитет по МСФО может создать Консультативную группу. Проект возглавляют два наиболее опытных сотрудника из числа технического персонала:

- технический руководитель; руководитель исследований.

Менеджер проекта составляет план проекта под наблюдением этих руководителей. Группа может также включать представителей других органов, устанавливающих стандарты бухгалтерского учета, если Комитет сочтет это приемлемым.


Хотя публикация Документов для обсуждения не является обязательной, обычно Комитет делает это, чтобы обозначить самые важные проблемы и как можно раньше запросить комментарии у профессионального сообщества. Если же Комитет решит пропустить этот шаг, он должен обосновать такое решение.

Как правило, Документы для обсуждения включают:

  • сжатый обзор проблемы;
  • возможные подходы к решению обозначенной проблемы;
  • предварительные предложения авторов или Комитета по МСФО;

приглашение к комментариям.

Документы для обсуждения могут быть получены:

  • как результат исследований, которые провел другой орган, устанавливающий стандарты бухгалтерского учета;
  • как первый этап выполнения проекта в соответствии с рабочим планом.

Если Документы для обсуждения включают предварительные выводы других авторов, Комитет по МСФО проводит обзор этих Документов для получения уверенности в том, что анализ проведен на приемлемой основе, и можно переходить к публичному обсуждению.

Публикация Проекта стандарта является обязательной. Вне зависимости от того, были ли опубликованы Документы для обсуждения, публикация Проекта - основной способ донести его до общественности, чтобы получить комментарии и замечания.

В отличие от Документов для обсуждения, Проект стандарта разрабатывается с учетом структуры будущего стандарта.

Разработка Проекта начинается с рассмотрения Комитетом по МСФО:

  • выводов на основе исследований сотрудников и рекомендаций;
  • комментариев, полученных по любым Документам для обсуждения;
  • предложений, полученных от Консультативного Совета, Консультативной группы и органов, устанавливающих стандарты бухгалтерского учета, а также от образовательных учреждений.

После заседания, Комитет по МСФО дает сотрудникам задание на составление текста Проекта. Когда Проект стандарта будет завершен, Комитет проводит голосование, чтобы определить, можно ли его публиковать для дальнейшего обсуждения.

Обычно обсуждение длится 120 дней. Этот срок может быть сокращен, но не более чем до 30 дней. Ежегодные поправки обычно доступны для обсуждения минимум в течение периода в 90 дней.

Разработка Стандарта проходит на заседаниях Комитета, когда Комитет рассматривает комментарии, полученные по поводу опубликованного Проекта стандарта. Комитет может принять решение опубликовать вторую версию Проекта стандарта, в которой будут учтены ранее сделанные замечания. Повторное обсуждение Проекта предлагается в тех случаях, когда произошли какие-либо фундаментальные изменения.