Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (франчайзинг как способ ведения бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Под франчайзингом понимается договор, исходя из которого компания продает третьему лицу права на производство и оказание услуг под ее контролем. На основе данного договора создаются розничные, сервисные и прочие сети.

На данный момент франчайзинг пользуется успехом во всех сферах ведения бизнеса, а проекты, основанные на представленных в договорах условиях, являются самым известным способом быстрого и эффективного открытия бизнеса.

Франчайзинг на сегодняшний день определяют как взаимовыгодное партнерство, копирование успешного бизнеса, распространение профессиональных технологий, новый уровень управления.

Тем не менее, имеется ряд недостатков такой формы ведения хозяйствования, а именно:

- известные и широко распространенные компании продают лицензии на свою продукцию по очень высоким ценам. Их клиенты, решившие приобрести франшизу должны иметь крупные суммы денег, а также уметь заключать договоры с различными структурами;

- компания - франчайзер вынуждена выплачивать владельцам франшизы ежемесячно часть дохода, а также проценты. Иногда франчайзер обязан вносить плату за продвижение товара и расходы за рекламу.

- хозяйствующий субъект, купивший франшизу, является неполноправным владельцем бизнеса. Поэтому, следует выяснить до приобретения франшизы степень влияния этого контроля на ведение бизнеса.

- негативное влияние конкуренции между покупателями франшиз на результаты работы фирмы владельца. Это обусловлено тем, что компания - франчайзер не в силах справиться с реализацией, что ведет к потере денег владельца.

Подобные ситуации чаще всего разрешаются в судебном порядке, что предусматривает внеплановые финансовые и временные затраты.

Цель – франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.

Задачи:

- рассмотреть понятие франчайзинга

- рассмотреть франчайзинг и бизнес

В основу работы легли исследования таких авторов, как Лопатина Т.М., Рассолов И.М. , Чекунов И.Г. и др.

ГЛАВА 1. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ОСОБЫЙ ВИД ВЕРТИКАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ


ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Франчайзинг - широко распространенная в мире система делового сотрудничества, когда головная компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказание услуг под торговой маркой данной компании на определенном рынке. «Работа по лицензии» впервые была использована в 1950-е гг. американскими автомобильными и нефтяными компаниями. [Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. 2013. C. -132].

В настоящее время активно используется известными компаниями, например - McDonald's, KentuckyFriedChickenи др.

Как отмечается в литературе, франчайзинг обеспечивает определенные преимущества для участников:

- приносит дополнительные вложения в программу развития для распространения бизнеса на региональном, национальном или международном уровне путем первоначальной продажи франшизы и специальных услуг, в том числе по поддержке консалтинга и маркетинга; ежемесячную оплату предоставленных франчайзером услуг по поддержке, в том числе оплату услуг по обучению персонала, консультантов и т.д.;

- открывает возможности для быстрого расширения на новом рынке и укрепления репутации на существующем рынке; позволяет потребителю больше узнать о продукте и услугах, открывая экономичный доступ к рекламе в средствах массовой информации, что делает франчайзинг известным среди большего числа потребителей и приводит к увеличению продаж и прибыли в каждом предприятии франчайзинговой системы. [Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 128].

При создании новых бизнес-концепций успех франчайзинговой компании во многом зависит от проверенной и рентабельной концепции, которую развивает франчайзер на примере собственных магазинов.

Он разделяет свой опыт со всеми участниками системы, предоставляя им возможность вести свой бизнес столь же успешно.

Вместе с тем система имеет определенные недостатки: договор франшизы определяет природу отношений между его участниками и предусматривает порой ряд положений, оговаривающих невозможность для франчайзера расторгнуть контракт; могут возникать трудности при контроле сделок, осуществляемых отдельными участниками, так как последние не являются работниками франчайзера даже при наличии договора франшизы и представляют собой независимых владельцев бизнеса; потребители воспринимают каждое предприятие в системе франчайзинга как звено одной цепи предприятий, работающих под единым товарным знаком.


Если отдельный участник плохо ведет свой бизнес, то это будет бросать тень на всю систему; франчайзеры устанавливают структуру выплат за предоставленный сервис, принимая за основу долю общей суммы продаж каждого из участников, которые обязаны предоставлять отчет об общей сумме продаж. [Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. 2013. C. -132].

При этом они могут попытаться скрыть сумму продаж и представить неполный отчет для снижения суммы взноса; несмотря на то, что договор франшизы запрещает разглашать коммерческие секреты, полученные в процессе обучения по программе франчайзера, вся система может пострадать из-за хищения интеллектуальной собственности и раскрытия коммерческой тайны франчайзера; успешно работающие участники, потеряв интерес к контракту по причине больших ограничений со стороны франчайзера, могут выйти из него. [Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 128].

В дальнейшем тот или иной участник, возможно, захочет открыть собственный бизнес, который будет представлять прямую конкуренцию франчайзеру. Несмотря на очевидные недостатки в системе франчайзинга, преимущества более весомы, о чем свидетельствует постоянное расширение в мире числа предприятий, действующих на принципах этой системы.

Формирование франчайзинговой формы организации за рубежом и в странах СНГ. Франчайзинговые компании присутствуют на рынках практически всех стран. Их стремительный рост во всем мире исследователи связывают с двумя причинами: уменьшение доли традиционного производства и вытеснение его сектором услуг, для которого особенно подходит франчайзинг, поскольку он способен охватить множество географически разбросанных точек, обслуживающих локальные рынки; общий рост популярности индивидуальной трудовой деятельности, которая рассматривается правительством большинства западных стран как важный источник будущих рабочих мест.

Стране-родоначальнице концепции франчайзинга, США, принадлежит около 80% мировых брендов, 2,9 тыс. франчайзинговых систем. С целью распространения франчайзинга в США владельцы крупных фирм периодически проводят выставки для привлечения потенциальных покупателей этого права.

Наиболее широко данная форма предпринимательства получила развитие в бензозаправочном бизнесе (32%), торговле легковыми и грузовыми автомобилями (6%), ресторанном бизнесе и закусочном быстром обслуживании (7%).


В 2010 г. в Великобритании оборот франчайзинговых компаний, где заняты 465 тыс. чел., достиг 11,8 млрд. фунтов стерлингов, во Франции - 48 млрд. евро, в Германии - 55 млрд. евро. В Италии, во-первых, наиболее распространенная форма франчайзинговых соглашений такова: фирма-производитель — оптовый торговец — оптовый или розничный торговец; во-вторых, договор предполагает обязательное наличие начального капитала у покупателя франшизы. [Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 128].

В стране сложились два типа франчайзинговых соглашений: привилегированное - держатель франшизы может продавать только продукцию франчайзера; непривилегированное - держатель франшизы может продавать продукцию франчайзера и товары других фирм, исключая конкурирующие. [Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. 2013. C. -132].

По результатам 2013 г. в сфере франчайзинга мировым лидером стал Китай: количество франчайзинговых систем достигло 3,5 тыс. ед., 825 тыс. рабочих мест и 47,83 млрд. долл. в общем объеме продаж.

Национальная ассоциация франчайзинга Китая ожидает, что иностранные и национальные бренды покажут рост на 10-20% в течение ближайших 5 лет. В России наиболее типичным представителем системы франчайзинга является американская фирма McDonald's, заключившая договоры с поставщиками овощей, фруктов, мяса, молока и других необходимых продуктов.

В России и Украине вопросы, возникающие в сфере франчайзинга, регулирует Гражданский кодекс (ГК). ГК РФ устанавливает правовые нормы договора коммерческой концессии, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение и на секрет производства (ноу-хау). [Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 128].

В целом анализ опыта развития франчайзинга показывает, что эта форма интегрирования бизнеса довольно выгодна и широко применяется в передовых индустриальных странах. Но в экономике стран СНГ масштаб использования франчайзинга недостаточен. На наш взгляд, это связано с непониманием предпринимателями и государственными органами перспектив и экономических преимуществ участников франчайзинговых отношений, а также возможности решения экономических и финансовых проблем как отдельных бизнес-единиц, так и государства в целом.


ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В современном мире предпринимателям всегда нужно развиваться, получать все новые и новые навыки в сфере производства, управления и, конечно же, предпринимательства. Существует множество различных форм делового сотрудничества нескольких фирм, из которых хотелось бы детально рассмотреть такой вид, как франчайзинг.

Франчайзинг – это форма продолжительного делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара или услуги независимым от нее предприятиям (франчайзи). [Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. 2013. C. -132].

Франшиза – это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.

В самом общем смысле под франчайзингом понимают способ сбыта товаров и услуг, развитие и завоевание рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств малого и крупного бизнеса. [Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 128].

Различают следующие виды франчайзинга:

– франчайзинг услуг – многие иностранные фирмы создают в крупных городах РФ центры, через которые финансируют приобретение или аренду помещений, обучают персонал, поставляют оборудование и осуществляют контроль («Макдональдс»);

– франчайзинг товаров – создают широкие сети сбыта и обслуживания.

Все сбытовые фирмы пользуются фирменными знаками. Головные фирмы обеспечивают инструментами, запчастями, ноу- хау, финансируют рекламу. Для франчайзера приоритетная выгода франчайзинга заключается в том, что он получает хоть и небольшой, но гарантировано-стабильный объем продаж своей продукции, так как франчайзи обязаны покупать у него определенные договором партии товара, расходных материалов или иной продукции / услуг.

Если доход стабильный, то его можно с успехом планировать на будущее, а значит, развивать новые направления. При всем при этом франчайзер не обременен трудностями, связанными с рядом расходов, которые есть у обычных игроков, – обучение и подбор персонала, контроль качества и т.д. [Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. 2013. C. -132].